Школьный товарищ

Мира Папкова
  В шестом классе меня посадили с Мишкой.
Он  плохо  учился,  хорошо дрался, и я вовсе
не  обрадовалась  такому   соседу   по  парте.

  Тогда я знала только, что он из семьи "спецпереселенцев",  живет   в  бараке.

  Мы и сами  недавно переселились
из засыпного барака в коммуналку...

  Мишкину небедную благополучную крестьянскую семью раскулачили и переселили  на  Урал  откуда-то  с юга России. Все имущество, нажитое  честным  нелегким  трудом,  отобрали.

  Они жили, отмечаясь в комендатуре, в статусе чуть ли не врагов народа, запуганные, без вины виноватые, сознавая свою беззащитность. Выживать помогало трудолюбие: они завели корову, откармливали поросенка.

  Мишка много помогал родителям
по хозяйству, няньчился с младшей сестрой.

  В  семье  его  учили  не  высовываться, помалкивать, не нарываться, но выгоды
своей не упускать:

- Дают - бери, бьют - беги.

  Мишка рос здоровым, крепким и неподдающимся. Он не желал быть человеком второго сорта. Он отвергал принятые в школе критерии успеха - хорошую учебу, примерное поведение и участие в общественной жизни класса, преуспев в физическом развитии настолько, что драться с ним никто не решался. Но лидером Мишка стать совсем не стремился.
 
  Как   ни  странно,  но  и  я  была  изгоем -
не вписывалась в обязательную систему ценностей. У меня не получалось любить Ленина, партию, комсомол, пионерскую организацию  и  революцию...

  На семейных фотограграфиях родные все были прилично  одеты  и  благополучны - не сравнить
с тем, как они выглядели сейчас... так что я не понимала, за что моя семья должна быть благодарна советской власти. Как и Мишка, семья которого еще сильнее от этой власти пострадала.

   Учась в одном классе не один год, мы никак не общались. Так в течении не смешиваются струи теплой и холодной воды. Я для него была существом другого вида, ну, как для собаки кошка.

  Пришлось начать совместное существование. Мишка все время вставлял в свою речь непонятное мне слово "врот". Так он выражал негативные чувства. Я пыталась догадаться, что это значит, но не смогла и спросила. Мишка покраснел, как рак:

- Ты что, совсем ненормальная?
Давай   лучше   играть!

  Обе  руки  клались  ладонями  вниз  на  парту,
и  противнику  надо  было  кулаком  стукнуть  по однрй из них. Успел отдернуть руку - следующий ход  твой.  Я  уворачивалась  редко,  и  мне доставалось  увесистым  мишкиным  кулаком.
Не  так  больно,  как  обидно.  А  если  изредка удавалось мне его стукнуть, он только смеялся.

  Разозлившись на Мишку, я в гневе порвала его тетрадь на мелкие клочья.

  Он возмутился:

- Ну, погоди! Вот на большой перемене вообще порву все твои тетрадки!

  Я сложила все в портфель и уселась на него, чтобы не допустить возмездия. К этому времени добродушный Мишка остыл:

- А ты чего не встаешь? Да не буду я рвать твои тетрадки, не бойся.

  Мишка учился очень плохо. А я очень хорошо.

  И стал он у меня списывать домашние задания.
Да  не  просто  так, а вникая.  В  соответствии
с  педагогическим  принципом  "делай,  как  я". Смышленый мальчишка таким образом получал знания!

  Мне теперь приходилось делать самостоятельные работы по математике в двух вариантах - себе и Мишке. Таким образом, процесс списывания и мне приносил пользу.

  После уроков мы бежали каждый в свою жизнь и никогда вместе не были.

  В те времена дружба между мальчиком
и девочкой высмеивалась сверстниками
и не одобрялась учителями.

  К началу занятий в седьмом классе я опоздала - у  мамы  был  отпуск,  и  мы  ездили  к  родным.

  Мишка  был  один  за  партой,  и  я  решилась - села  рядом.  Одноклассники  не  посмели хихикать - боялись  его  кулаков,  а  классная руководительница оценила Мишкины успехи
в  учебе,  понимая  причину... не  возражала.

  Так  мы  и  проучились  еще  год вместе. Мишка все меньше нуждался в моей помощи. В восьмой класс он не пошел - поступил в техникум.

  Его мама, встречая меня где-нибудь в магазине,
говорила:

- Храни тебя бог! Ты хорошая девочка!

  Мне было приятно - меня редко хвалили взрослые.

  Потом Мишка ушел в армию, потом
женился на учительнице начальных
классов,  стал  хорошим семьянином
и передовиком производства.