Футбол нашего детства

Кузнецов Виталий Старший
  Футбол!
  Сердце каждого второго мальчишки и сегодня начинает учащённо биться при звучании этого слова. Что же говорить о ребятах 50-70-х годов, набор развлечений которых был несравним с нынешним? Пара телевизионных программ с названиями передач типа «Ленинский университет миллионов» или «Сельский час». Маленькие радости, такие как «Голубой огонёк» или (чуть позже) «Кабачок 13 стульев», случались крайне редко. Намного чаще показывали матчи первенства СССР по футболу и хоккею.  Именно они были отдушиной для большинства мужчин нашей страны. Фамилии Яшин, Понедельник, Шестернёв, Хусаинов, Численко были на слуху. В жизни нашего областного центра футбол всегда занимал видное место. Концентрация крупных заводов в одном городе и искреннее стремление властей добиться здорового образа жизни, а, значит, и работоспособности людей, работающих на этих заводах, приводила к появлению стадиона при каждом предприятии. Строилась своеобразная пирамида команд, когда в первенстве города играли не только взрослые команды, но и команды разных возрастов, начиная от старших юношей и заканчивая 11-12 летними мальчишками.
  Вершиной пирамиды была городская команда, выступавшая на первенство страны. Лучшая команда города называлась по разному в разные годы. Не будем останавливаться на официальной истории тульского футбола, благо для этого есть специальные справочники и книги. В этой заметке хочу отразить личные впечатления и переживания мальчика, смотрящего на футбол широко открытыми глазами. Зарождение моего серьёзного интереса к футболу совпало с историческим событием в истории тульского футбола: выходом команды «Металлург» в класс «А» советского футбола. Фееричные подробности этого «подвига» описаны в прекрасной работе Сергея Гусева «100 лет тульского спорта».
  Выступления «Металлурга» в классе «А» начались в 1967 году. И без того заметный интерес болельщиков к футболу превратился в бум. В день матча уже днём около касс и огромной турнирной таблицы толпились люди: взрослые и дети. Обсуждались последние новости, активно (пока был выбор!) покупались билеты на удобные места. Билеты стоили: на Западную трибуну – 1 рубль, на Восточную – 80 коп., на Северную – 60 коп. Южной трибуны тогда ещё не было. Детский билет стоил 10 коп. Не помню точно про взрослые билеты, но на детских билетах номер места не проставлялся. Занимались любые свободные места, кроме дорогой Западной трибуны, на которую дети по своим билетам самостоятельно не допускались. Только со взрослыми. Помню, купив билет, я шёл на пустынные трибуны и поочерёдно садился на разные места, предвкушая грядущее зрелище. Иногда хотелось посидеть по центру поля на Восточной трибуне, чтобы одинаково хорошо видеть события у обоих ворот, видеть лица игроков. Пару раз я забирался на самый верх Северной трибуны. С этого места во время игры как на ладони были видны тактические построения команд. Признаком того, что вечером в «Тульских лужниках» будет футбол были переполненные трамваи, идущие в сторону стадиона. Люди висели даже на подножках. То же творилось в автобусах и троллейбусах, но мне памятны трамваи, ибо я всегда добирался первым номером от района Красноармейского проспекта, по которому до 1972 года ходил трамвай, до Стадионного проезда (сейчас – ул. Жаворонкова).
   Около стадиона толпилась масса людей. Одни, приехав с работы, покупали билеты (иногда в кассе, но чаще с рук, ибо хороших билетов уже не было), другие – безмятежно потягивали пиво и другие не менее желанные напитки в буфетах, расположенных в окрестностях стадиона. Иногда напитки распивались «на природе». Я в силу малолетства не знаком с этой стороной посещения футбола, но помню, что однажды человек из компании моего дяди сильно порезал руку, пробуя ладонью выбить пробку из бутылки болгарского или венгерского вина. Кстати, компания была весьма приличной и сплошь состояла из инженеров оборонных предприятий. Мне сейчас по прошествии лет кажется, что особенно пьяных на трибунах всё же не было. Или мне хочется так думать?! Были оживлённые лица, звучали весёлые шутки, незлые подначки. Не было такого количества милиции, которая сейчас просто мешает смотреть футбол. С десяток милиционеров прохаживались по беговым дорожкам, строго поглядывая наверх. За неимением «фанатов» не было стычек фанатов. В чести было хорошее русское слово «Болельщик».
   Верхом радости для детей было мороженое, купленное самостоятельно или взрослыми. Помню, что любивший меня дядя Володя всегда норовил угостить меня мороженым подороже: «Ленинградским» по 22 коп. или даже так называемым «Трюфельным» по 28 коп. (!). Сумасшедшие деньги! Но любимым мороженым было не по 28 коп. и даже не по 22 коп., а простое фруктовое (чаще лимонное) по 6 коп. Оно продавалось редко, и его расхватывали по нескольку штук. Бумажный стаканчик, лакомая прохлада внутри, деревянная палочка – что ещё нужно для счастья в 11-12 лет? А автоматы с газированной водой (3 коп. с сиропом и 1 коп. - без)! Почему-то газ.вода на разлив с сиропом же стоила 4 коп.
   Перед игрой продавались программки, издававшиеся гигантским тиражом в 10 тыс. и стоившие поначалу 5 коп., а в середине 80-х годов уже 10 коп.. Кстати, по динамике цен на программки можно понять уровень инфляции и степень падения нашей экономики, приведшей потом к краху СССР.
   Не желая уподобляться пожилому герою Жванецкого, закончившего воспоминания о футболе фразой: «Вот так я оказался в отряде Котовского», перейду собственно к футболу и футболистам.
   Стадион «Тульские Лужники» в конце 60-х – начале 70-х собирал иногда под завязку 20 тыс. зрителей ! Но такое случалось в случаях редких товарищеских или кубковых матчей с командами высшей лиги, а также в случаях принципиальных матчей с лидерами зоны. Но и обычные матчи зачастую собирали более 10 тыс. зрителей. В предвкушении игры многие зрители собирались на трибунах уже за полчаса до матча. Из репродукторов звучала музыка: Ободзинский, Хиль, Пьеха, квартет «Аккорд», позже - различные ВИА. Официозные песни особо не звучали. На поле, вызывая одобрительные крики благодушных зрителей, играли мальчики из числа подающих мячи. Затем на разминку выходили команды. Своих игроков публика приветствовала радостными возгласами. У многих игроков были клички. Чаще это было просто сокращение фамилии. Но, например, полузащитника Кедрова все называли Терехом, так как он был лыс и напоминал полицая из нашумевшего тогда фильма «Вызываем огонь на себя» в исполнении Ролана Быкова. Электрического табло не было. На месте теперешней южной трибуны сиротливо висели две таблички с указанием текущего счёта. После забитого гола вездесущие мальчишки вручную меняли одну из цифр. Вся текущая информация доносилась до зрителей только с помощью репродуктора. Из-за этого иногда возникала путаница. Вспомнилось, что в 1967 году я был один на игре с «Таврией» Симферополь. Счёт 1:1. Прихожу домой и докладываю соседям, которые не смогли вырваться на игру: «У нас гол забил Фадеев». Мне говорят, такого в команде нет. А оказалось - Надеин! Созвучные фамилии. Игорь потом сделал игровую карьеру в кишинёвском «Нистру» и даже в днепропетровском «Днепре». Стал главным тренером запорожского Металлурга и получил звание «Заслуженный тренер Украины»!
   В Туле всегда вырастали хорошие игроки. Я помню почти всех игроков команды конца 60-х – начала 70-х. Вот некоторые из них. Перечисляю только тех, кого помню лично. Вратарь Рудольф Исупов. Он играл в команде с начала 60-х годов. Не очень высокий, но прыгучий и самоотверженный. В результате несчастного случая потерял палец на руке, но продолжал играть. Его сменил хороший вратарь Валерий Амосов. Правый защитник Валерий Мастрюков. Светловолосый стройный парень. Коренной туляк. Защитник современного типа, крайне активно подключавшийся в атаку.
   Крепкие защитники: Василий Плетнёв, Борис Рыскин, Владимир Мещеряков, Владислав Сурнин, активные полузащитники: Иван Абрамов, Олег Кедров, нападающие Николай Горбунов, Юрий Мелешко. Последний приехал из тогдашнего Ворошиловграда и сразу стал признанным бомбардиром.
Импозантен был нападающий Вячеслав Спиридонов. Он не был туляком. Приехал из Серпухова, кажется. Эдакий вальяжный, упитанный, почти не бегающий игрок лет тридцати. Но, получив мяч, он преображался. Следовал быстрый острый пас. Мог на «пятачке» перед воротами раскрутить нескольких соперников. Его коронным приёмом был пас пяткой. В общем, Эдуард Стрельцов-2!
   В 1969-1970 годах заблистала целая плеяда молодых игроков – воспитанников тульского футбола. Владимир Дорофеев, Виктор Ермаков, Николай Журида, Владимир Бабенко, Александр Кузнецов. Они освежили игру команды. Не случайно в том сезоне было забито 80 мячей, причём не самая слабая команда «Динамо» Брянск была обыграна со счётом 10:0 ! Все эти ребята (кроме Ермакова) потом поиграли в московском ЦСКА. Причём Александр Дмитриевич Кузнецов (был ещё чуть позднее в составе другой, не менее славный, Александр Павлович Кузнецов!) тут же стал чемпионом СССР-1970, сыграв за основу ЦСКА порядка десятка матчей. Бесспорным любимцем публики был Владимир Белоусов. Резкий крайний нападающий, обладающий набором оригинальных финтов. По внешности это был, скорее, Сергей Есенин. Невысокий, светловолосый, с открытым русским лицом. Но по технике это был бразилец! Не случайно Владимир стал чемпионом СССР 1972г. в составе ворошиловградской «Зари» и даже был кандидатом в сборную СССР! Вернулся в Тулу. Поиграл немного, а затем долго работал в спортивных структурах. Умер несколько лет назад буквально на рабочем месте.  Кстати, сын Белоусова Владислав стал профессиональным виолончелистом – участником камерного ансамбля «Dolce Трио». Не пропадают гены талантливости!
   В середине 70-х годов наступил спад тульского футбола. Бесконечные смены названия основного клуба (от «Труда», «Шахтёра» и «Металлурга» до «Машиностроителя», ТОЗа и «Арсенала») словно иллюстрировали негативные процессы. К сожалению, крах футбола совпал по времени и стал следствием общего снижения роли Тулы даже в пределах Центра страны. Ещё в 60-е годы Тула была более значительным по населению и по экономической мощи городом , чем соседние Рязань, Липецк. Не говоря уже о Калуге, Орле.
Сейчас футбол в Туле на подьеме!
   И верится, что новые мальчишки в новой обновлённой растущей Туле снова будут оптимистично смотреть на мир. И звуки ударов по футбольному мячу будут ассоциироваться не с ударами похоронного колокола, а станут сродни звукам праздничного салюта!