Дорога к храму. 3. Многострадальный Михаил Сомов

Александр Антоненко
Продолжение. Начало в http://www.proza.ru/2015/12/08/390



                ГЛАВА 3. МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ «МИХАИЛ СОМОВ».

      Этот корабль – мой старый знакомый. На нём в 36-й САЭ (Советской антарктической экспедиции) мы совершили «кругосветку» вокруг Антарктиды. Тот маршрут мы начали в Ленинграде, отправившись к берегам шестого континента на научно-исследовательском судне «Профессор Зубов». Затем планировалось пересесть на флагман гидрометслужбовского флота «Академик Фёдоров», на палубе которого базировались вертолёты, предназначенные для переброски полярников на внутриконтинентальные антарктические станции.

       Однако, на «Фёдорове» случилась поломка и он, для ремонта, ушёл в Сингапур. Нам же пришлось пересесть на «Михаила Сомова» и вместе с ним обойти все наши прибрежные антарктические станции, пока не пришёл черёд ставшей родной Новолазаревской. Как говорится «не было счастья, да несчастье помогло»! Это в кои-то веки так бы подфартило?!

      Тогда трудяге «Сомову» нелегко пришлось. Закрывая снабженческую брешь, оставленную «Фёдоровым», ему предстояло сделать двойную петлю от Антарктиды до Кейптауна, доставляя полярников отзимовавшей 35-й САЭ. Первый рейс прошёл удачно, а вот вторая попытка не удалась.

       Короткое антарктическое лето миновало, у берегов шестого континента он попал в зону тяжёлых паковых льдов, и его зажало между айсбергами. Благо дело, что не раздавило, но он не мог самостоятельно выбраться из этого плена. В былые времена «Сомову» уже приходилось бывать в ледовом плену. Тогда из Владивостока на выручку ему пришёл ледокол, за что Артур Чилингаров и сорвал на грудь «Героя Советского Союза». Но тогда был ещё Союз...

      Теперь же на дворе гулял 91-й год – время разора страны и большого хапка возникшей олигархической прослойки. Беловежский сговор «трёх пьяных мужиков» зарубил на корню финансирование и наших полярных программ в Антарктиде.

      Никогда не голосовал ни за Ельцина, ни за его ставленников, того же мнения придерживалось большинство полярников и моих знакомых но, вопреки всему, этой гнусной клике удалось монополизировать власть. Всё сделали деньги, очень большие деньги. Чтоб им там пусто было!

     Пассажиров с «Сомова» и большую часть экипажа перебросили на антарктическую станцию «Молодёжная». Лишь малая горстка, рискуя быть раздавленными между айсбергами при подвижке, осталась, чтобы поддерживать жизнеспособность судна до начала антарктического лета и естественного освобождения ото льда. Но никому уже «героев» не давали.

      Это был последний рейс «Сомова» в южные полярные широты. Его передали в Северное управление гидрометслужбы, для выполнения снабженческих, теперь ставшими коммерческими, рейсов.

               
    
Продолжение в http://www.proza.ru/2015/12/08/417