Мадонны 20 века колхозницы

Михаил Мещеряков
                Войны Российские мадонны!
                За всё, что вы перенесли,-
                Поклон коленопреклонённый
                До самой матушки земли!
                Людмила Володина.
-

               
             Многие ли помнят или знают что такое «трудодень»  в колхозах, особенно в в военное и послевоенное лихолетье?  Чистой, ежемесячной заработной платы у колхозников не было, они получали трудодни, и только по итогам года. А что оставалось после сдачи государству обязательной сельхозпродукции, после расчета за использованную сельхозтехнику машино-тракторным станциям (МТС) и закладку семенного фонда на будущий урожай, то и могли они что-то получить. Если что-то оставалось. Как работали и  жили сельские жители в годы ВОВ расскажу, на примере моей близкой родственнице сестре моего отца Евдокии Михайловне Головиной.
     В начале зимы 1944 года, потеряв всякую надежду,  что живой ли мой отец, от которого уже год не было писем после страшной мясорубке на Ленинградском фронте, мы с мамой решили из Казахстана перебраться на родину предков в Алтайский край. По пути на разных перекладных  из Алейска мы остановились на несколько дней у моей тетки в селе Боровское, Парфеновского района. Моей тёте шел 36 год,  муж на фронте, трое детей школьного возраста и разного пола, на троих одни подшитые валенки и резиновые калоши. Вставала моя тётя в 5 утра, варила чугунок картошки в мундирах, так как чистить было некогда, успевала убраться в стайке, подоить корову, дать ей сена и напоить подогретой водой, поставив на стол крынку парного молока. Затемно шла на ферму, где работала скотницей, приходила так же затемно. Трудодни у моей родственницы в те годы были символическими, как она говорила- «птички в ведомости».  Всё шло на фронт, в детские дома, для рабочих у станков, которые тоже ковали победу. Если что и перепадало по трудодням, то самая малость. Зерно мололи тут же на самодельной мельнице и, перемешав на половину с картофелем, пекли хлеб. Так и выживали за счет коровы-кормилицы и накопанного в огороде картофеля. Так жило большинство колхозников, чей труд ценился за жалкие гроши, которые они могли и не получать.  Про таких женщин очень проникновенно написал стихотворение Владимир Абросимов:
Да, были, как века, мгновенья.
Об этом тяжко вспоминать-
-Хватило б только сил, терпенья-
Чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь не полных.
Внося сибирскую метель в избу,
Она валилась, помню,
Едва раздевшись на постель.
Уставши за день несказанно,
Она шептала, как вчера:
-Успеть бы отдохнуть мне за ночь,-
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
Им, женщинам, таким, как мать,
упорным, сердце приказало
В тылу отечество спасать.
        Называя женщину МАДОННА,  мы вкладываем в этот звук, в это понятие  самые нежные возвышенные чувства, женщина- мать, продолжательница рода людского, несущая в дом тепло семейного уюта, ласку и нежность. Где взять и как почувствовать такие качества женщине еще молодой по годам, но рано состарившейся от непосильного труда, давно не ведающей мужской ласки, с ранними морщинами, которые должны были появиться только через десятки лет,  тело которой от гибкости мышц, эластичности и мягкости кожи превратилось преждевременно  в комок грубых сухожилий как у ломовой лошади.  В ожидании редких «треугольников» от своих суженных с фронта, эти женщины  изредка собирались вместе, делились новостями, пели очень грустные песни, но похоронки оплакивали порознь, в горьком одиночестве. 
      Закончилась война, вернулись, хотя и не все, мужчины с фронта, многие покалеченные, жизнь понемногу начинала налаживаться. Однако, колхозников  по – прежнему,  государство считало рангом ниже всего прочего населения. Пенсии колхозникам до 1956 года вы плачивали сами колхозы и весьма скромные. Впервые с приходом Н.С.Хрущева была проведена пенсионная реформа, по которой государство стало начислять пенсии и колхозникам, которая рассчитывалась по особой системе, и была всё равно ниже других работников. О второсортности колхозников , о бесчеловечной сущности этой части населения свидетельствует и тот факт, что паспорта колхозникам СССР выдали лишь в 1972 году. Получалось, что труд колхозника считался, чуть ли не  как рабским на плантациях. А не имея паспорта, колхозник был прикован к своей деревне, к своему колхозу, они не могли свободно уехать в город, так  как там нельзя было жить без прописки. Это не значит, что выхода не было. Поступающая молодёжь из села в профучилища, в ВУЗы  паспорта всё - таки получали, но не так многочисленно.
     А под занавес несколько весёлых  деревенских народных  частушек, так как деревня, колыбель многих из нас, живёт своей жизнью, кормит нас, по -своему веселится, развлекается и дарит искромётные откровения:
Слева ферма, справа ферма,
Посерёдочке настил.
На настиле бабку Маню
Конюх страстью угостил.
                *
Баба в омуте купалась,
Жирный сом заплыл в трусы.
Позабыть она не может
Его длинные усы.
             *
Скотник Вася поздно встал,
И с похмелья мается.
Третий день колхозный бык,
На него кидается.
                *
За деревней два быка
Забодали мужика
-Слишком часто выпивал,
И к коровам приставал.
                *
За деревней у ручья,
Лежит девушка ничья.
Ну и пусть себе лежит,
Раз собой не дорожит.
      Село Комсомольское, Томская область.  12.10.2014.