Что посеешь... Глава 16. Книга 2

Анисья Зудова
Занималось утро. Солнце только поднималось, вызолотив своими лучами край неба. День обещал снова быть жарким и безветренным.
 Настя проснулась. Открыв глаза, она поняла, что еще слишком рано, чтобы вставать. Можно  было еще понежиться в постели. Она впервые за последние месяцы чувствовала себя по-настоящему отдохнувшей, даже умиротворение какое-то было   в душе. Она лежала в постели и разглядывала комнату,  как будто видела ее впервые.  Да, по сути,  так оно и было.  В последние годы она не слишком часто заходила сюда – взять нужные вещи, хранящиеся  в стоящем в этой комнате шкафу или сделать уборку.
 « Пора бы в этой комнате ремонт  сделать»,- думала Настя, рассматривая потолок и стены и лишь теперь увидев, что обои все-таки уже загрязнились, а местами и отошли от стен.

Полежав еще немного, Настя не выдержала, встала и начала одеваться. Ей не терпелось посмотреть как там корова, поросята, все ли в порядке. Конечно, после того, как она вчера увидела, как толково вела хозяйство Ксения, тревога ее поутихла, но все равно, не увидев все до конца, она не могла успокоиться.

Взяв подойник, она пошла в сарай. Корова радостно приветствовала ее мычанием. Подоив корову, Настя напоила теленка, накормила цыплят и поросят. И  чем дольше ходила она по двору, исполняя привычную работу, тем лучше ей становилось. Утренняя прохлада бодрила,  и тревога ушла из души.

Когда Алеша и Ксения, проснувшись, вошли на кухню, их уже поджидали блинчики на завтрак. Тонкие румяные блинчики горкой высились на большой тарелке. Рядом в блюдцах стояли на столе  густая домашняя сметана, растопленной сливочное масло и малиновое варенье.

- Садитесь завтракать. Помянем папу, царство ему небесное. Да надо будет на кладбище съездить.

Осознавая всю важность момента, Ксения и Лешка погасили улыбки на лицах. Завтракали   молча, лишь изредка перебрасываясь небольшими фразами.

- Позавтракали? Ну что же, я сейчас соберу, что на могилку положить,   а ты, Леша,  пока машину из гаража выгоняй. Пойду, цветов срежу.

Настя вышла.

- Ксюш, поехали с нами. Я один боюсь. А вдруг маме снова будет плохо.

- Хорошо. Я сейчас тоже тогда соберусь.

Сборы были недолгими, дорога до  деревенского кладбища  - тоже. А вот и ворота  этого последнего пристанища  многих бывших жителей села.

- Вы за мной не ходите. Я хочу с Лешей попрощаться. Посидите   в машине.

Лешка не стал возражать, но как только Настя удалилась от машины, вопрошающим взором посмотрел на жену:

- Что делать?

- Сиди пока. Если ей будет плохо – увидим. А пока не будем маме мешать. Раз она не захотела, чтобы мы присутствовали, значит ей так надо. Не паникуй. Я на всякий случай лекарство взяла и шприц. Маша меня проинструктировала,  что нужно  в случае сердечного приступа делать. Так что сиди и жди.

Настя подошла к  заваленной венками могилке. Открыв калитку, вошла внутрь изгороди. Прямо с креста на нее смотрел улыбающийся  Леха. И таким жизнелюбием, такой молодостью веяло   с фотографии, что Насте стало не по себе. Ноги не держали ее, и, поставив пакет, который она держала в руках на скамейку, стоявшую между  могилой и ограждением, она присела на нее. Долго, не отрываясь, смотрела она на фотографию. Молодой Леха, когда-то так настойчиво добивавшийся ее, сильный,  красивый и веселый смотрел на нее с фотографии. Не верилось, что сейчас тело этого здоровяка лежит в  могиле под  слоем земли, прикрытым множеством венков. Наконец Настя собралась с силами и подошла к фотографии:

- Лешенька, родной мой, здравствуй! Здравствуй, любимый мой!

Настя протянула руку и, слегка касаясь кончиками пальцев, погладила щеку мужа на холодной керамической фотографии. Ноги по-прежнему отказывались ее держать, и, опустившись на колени, она, раскинув руки, словно хотела сквозь толщу земли обнять мужа, обняла могильный холмик. Жесткие листья и цветки венков кололи ей руки, впивались в лицо, но она ничего не замечала. Из глаз ее полились так и не выплаканные на похоронах мужа слезы:
- Леша…Лешенька… почему же все так?  Почему же Бог, судьба ли разделили нас?  Как же   я теперь буду без тебя? Почему  я не умерла вместе   с тобой? Я хочу к тебе, Леша. Мне очень плохо без тебя. Возьми меня к себе, Лешенька…

Она подняла залитое слезами лицо к фотографии. Ее поразила резкая перемена на лице  Алексея на фотографии. Сквозь слезы лицо Алексея показалось ей сердитым и даже злым:

- Леша, ты сердишься? Ты не хочешь, чтобы я ушла вместе   с тобой? Но  как же мне дальше жить? КАК?!!!

Боль в  душе Насти, копившаяся все эти месяцы, когда Настя ждала встречи с мужем, вылилась на могилу вместе со слезами. Насте стало легче. Поднявшись с земли, Настя снова села на скамейку. Она снова смотрела на фотографию и разговаривала с мужем, но уже более спокойно, даже несколько буднично:

- Лешенька, прости меня за все. Хоть и жили мы  с тобой,  почти не скандалили, но кто его знает, может и обидела тебя когда. Прости. И прости за то, что  я сейчас здесь на скамейке на солнышке сижу, а тебя со мной нет  Горько мне, но, наверное,  так не нами решено. Я тебя никогда не забуду, родной мой. Никогда – никогда! Я всегда буду к тебе приходить. Я вот тут тебе блинчиков твоих любимых с маслицем привезла. Ты ведь так любил мои блинчики. А вот бархатцы. Ты всегда говорил, что их запах  напоминает тебе школу, маму и Первое сентября. Я их тебе на могилку положу. Хоть и далеко еще до сентября, но пусть они тебе напоминают о доме. А знаешь, Леша,  у нас ведь радость. Скоро родится наш внук. Так что не переводится род Удаловых. Будет еще один мужик  в роду.

Посидев еще немного на скамейке, Настя поднялась:

- Пойду я, Леша. Молодые наши ждут. У них дела, они торопятся. Это нам с тобой торопиться уже некуда.

Снова погладив щеку мужа,  она поцеловала холодные керамические губы фотографии.

- До свидания, родной мой. Я буду приходить к тебе.

Настя закрыла калитку, повернувшись лицом к кресту, перекрестилась и поклонилась могилке.
К машине она шла просветленная, с печальным взглядом, но на душе у нее было гораздо легче, словно камень свалился.

- Мам, ты как?

- Все нормально, Леша. Мне легче. Я словно снова повидала Лешу.

- Ну, хорошо. Едем домой?

-Да.

По дороге Настя попросила:

- Расскажи, как погиб отец. Тебе ведь сказали.

-Да обычная история. Пьяный идиот  выскочил на встречку.  Отец был за рулем,   пытался уйти от столкновения. А дорога скользкая, вот фуру и занесло, она перевернулась.

- А как Василий Плотников?

-Он жив. Ногу только сломал. Но на похоронах отца он был.

- А тот, виновник?

- Он даже не остановился. Менты его потом нашли. Вроде его судить собираются. Фирма иск предъявила. Фура сильно пострадала.  Страховка расходы на ремонт не покрыла.

- Бог ему судья, когда-нибудь догоняется. Увези меня домой, и езжайте по своим делам.

- Вообще-то нам сегодня на работу. Но мы позвонили, предупредили, что будем позже. Ты одна  побудешь? Если будет плохо, фельдшера вызови.

- Я себя чувствую нормально. Езжайте. Я Рите позвоню. Столько времени ее не видела, нам найдется, о чем поговорить.

- Ну, тогда я спокоен.