Крепостные

Неда Гиал
Из книги Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году", перевод с немецкого был сделан по заказу http://www.charmingrussia.ru/


   Чего только не услышишь о крепостном праве и положении крепостных! Как только не пустословят в мире об их якобы плачевной судьбе!
     То, что в России существует крепостное право, это не вина ни императора, ни тех знатных помещиков, которые владеют крепостными; одним словом это - особенность, фундаментальное устройство государства, так же, как это раньше было и в Германии. На вопрос возможно ли  было в России к нынешнему времени уже отменить крепостное право, и желательно ли это сделать уже сейчас, любому, кто знает Россию, её природу и составляющие, придётся ответить решительным нет.
       Не подлежит никакому сомнению, что в общих интересах человечества и весьма желательно то, чтобы Россия, которая во всех областях достигла столь высокого положения, и в этом не отставала бы от остальных государств Европы, это несомненно является и желанием каждого настоящего русского патриота; однако когда настанет в России эта важная эпоха, в данный момент нельзя с уверенностью предсказать, ясно только то, что освобождение крепостных всерьёз обдумывается и над ним активно работают.
      То, насколько сильно желание и намерение императора покончить с крепостным правом и проложить для этого путь, было не раз подтверждено делом; ещё ни один русский монарх не уделил этой теме столько внимания, сколько нынешний правитель.
      Так, указом от 2го апреля 1842 года, который позволяет знати освобождать своих крепостных при определённых условиях, выполнение которых государство обязуется обеспечить, был сделан важный шаг к их освобождению; так же и привилегии, которые император жалует крепостным при каждом удобном случае и таким образом приближает их к гражданскому равноправию, являются доказательством его взглядов по этому поводу.
        Крепостному теперь разрешается иметь участки в деревне и в городе на своё имя, заниматься торговлей и ремеслом, что полностью отняло то влияние, которое раньше имел его хозяин над его жизнью и имуществом; его хозяин не имеет право заставлять его женится, он действует свободно и по собственному усмотрению; на него не может быть наложен чрезмерный оброк; а за каждое деспотическое или незаконное действо, которое позволит себе хозяин по отношению к своим крепостным, он будет отдан под суд и при необходимости поставлен под опеку, так что больше не сможет сам распоряжаться своими крепостными. Излишне строгих и деспотичных помещиков даже лишают прав на владение поместьями с крепостными и обязывают в назначенные сроки их продать, в противном случае государство само проводит эту продажу через суд.
      Нельзя продавать или же передавать во владение другим путём отдельных членов семьи, только всю семью целиком: муж, жена и неженатые дети обоих полов должны оставаться вместе, конечно за исключением случаев, когда хозяин дарит волю одному или нескольким членам семьи. Однако если крепостной достиг 60ти лет и не хочет принимать волю, то его хозяин обязан его оставить себе.
     Лишь те, кто принадлежат к потомственной аристократии, имеют право владеть крепостными, и это право даётся начиная лишь с пятого ранга государственной службы (статский советник), в то время, как до 1844 года оно давалось уже с восьмого ранга (коллежский асессор). Таким образом серьёзно ограничивается не только разрешение на владение крепостными, но и продолжительность оного. Никто не имеет права продавать землю без прикреплённых к ней крепостных, или владеть крепостными, не имея обустроенных земель.
      Если же аристократ закладывает государству свои поместья, а потом за полученные им авансовые платежи либо не платит проценты вообще, или же не уплачивает их в срок, то заложенные поместья в положенный срок в 6 месяцев, после предварительной трёхкратной публикации в газетах (о продаже), продаются на публичных торгах; крепостным из таких поместий предоставляется возможность выкупить себя за необходимую сумму и остаться владельцами земель, на которых они проживают, таким образом получая статус государственных крестьян.  –
     Такие случаи нередки, и лишь таким образом выявляется благосостояние крестьян, которые как правило имеют необходимую для этого сумму. Ссоры и существующие разногласия между крестьянами и крепостными владельцы могут разрешать сами, как и наказывать их за непослушание и лёгкие правонарушения; однако телесные наказания большей степени могут проводится лишь полицией или с её разрешения; если же преступления носят уголовный характер, то приговором виновному занимается суд.