Император

Неда Гиал
      
Из книги Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году", перевод был сделан по заказу http://www.charmingrussia.ru/


   Хотя я давний поклонник Императора, я каждый раз заново восхищаюсь мудростью его правления, а также его энергией и силой воли. – Николай Первый – самый красивый, рыцарственный и благородный монарх былого и новейшего времени; его царственная осанка, изящество и общее величие в облике, во всех его делах, мелодичный голос и проницательный умный взгляд его красивых голубых глаз, внушают одновременно и почтение, и восхищение, и доверие. Будучи самым милостивым и доброжелательным, а также самым строгим и справедливым монархом, он объединяет в своей персоне доблесть и величественную рыцарственность воина с обходительностью и ловкостью непревзойдённого кавалера; а все физические, интеллектуальные и моральные качества присутствуют в нём в такой мере, в какой ещё ни один правитель их не выказывал в одно и то же время.
      Как император – он  непреклонно строг ко всем беззакониям, мудр в правлении, энергичен и непоколебим; как царь-батюшка – добросердечен  и великодушен, он простирает свою милость и заботу до самых последних из своих подданных; неусыпно заботясь о благополучии своей страны и своего народа, он – кумир самых различных племён своей безграничной империи. – Его народ верен и предан ему, и малейшее желание царя является для него святейшим законом на земле. – Народы России всегда отличались своей верностью и преданностью своим монархам; с редкой самоотверженностью они всегда были готовы принести отечеству любую жертву, которую от них требовали обстоятельства. Достаточно вспомнить о благородном и великолепном единении русского народа всех сословий с императором Александром в 1812 году, когда над отечеством сгущалась буря; всё, что у них было, сложили они к ногам царя, и все сыны России, не жалея живота своего, готовы были сражаться за святую цель; так и нынче 70 миллионов готовы в любую минуту пожертвовать всем для императора Николая Первого, если подобный судьбоносный момент когда-нибудь повторится!
      В таких условиях государство может только расти и укрепляться. Россия невероятно быстро достигла своей политической и физической величины и независимости; однако именно последние 25 лет стали венцом этому славному стремлению. Императору Николаю было предначертано привести свою империю на ту блистательную высоту, которой она достигла сейчас; это огромное здание, которое с гордостью подымает свои золотые купола над остальным миром, чей фундамент заложил Пётр Великий, чьи стены столь славно выстроили Екатерина Вторая и Александр Первый, стало непревзойдённым шедевром, завершённым его рукой.
      Когда монарх за такое короткое время поднимает свой народ на такой высокий уровень, и дарит стране с помощью конституции и закона независимость и мощь, одним словом, делает так много для достижения как материального, так и интеллектуального развития, как император Николай, то мир вынужден, если только не хочет оставаться в заблуждении и быть пристрастным, единогласно признать его великим и мудрым правителем. -- Озабоченный истинным благополучием своих народов, Император не чурается лишений и трудностей путешествий, даже если ему приходится ехать в самые отдалённые уголки своей огромной империи, чтобы лично ознакомиться с положением дел в стране; как молния среди тёмной ночи пронзает его взгляд, а под могуществом и железной волей Николая Первого улетучиваются самые прочно укоренившиеся злоупотребления. Загруженный государственными и правительственными делами, император проводит большую часть своего времени в своём кабинете с министрами и высокими государственными чиновниками; с самого раннего утра он уже находится в полной активности, и отпускает их обыкновенно лишь далеко за полночь, чтобы потом продолжить работу в одиночестве, – себе он позволяет лишь немного отдыха, и зачастую ему даже не хватает времени на прогулку. – Он лично посещает государственные учреждения, военные лицеи, госпитали и прочие благотворительные учреждения; зачастую появляясь там тогда, когда его ожидают меньше всего, бывает даже, что он делает обход ночью, чтобы лично убедиться в порядке и должном исполнении своих обязанностей каждого чиновника; если всё соответствует пожеланиям императора, то он выражает главе и подчинённым своё особое удовлетворение; однако любое нарушение своих обязанностей, каким бы оно ни было, строго наказывается. Таким образом все чиновники побуждаются удваивать свои усилия и честно выполнять свои обязанности.
       Необходимо правильно представлять себе размеры российской империи и величину её правительства со всеми его ответвлениями, необходимо иметь возможность глубоко заглянуть в механизм этой громадной государственной машины, чтобы можно было в полной мере и правильном свете представить себе бремя забот правителя.  —
       Да, тяжело искусство правления, и в России больше, чем где-либо ещё. – Лучшей наградой за все тяготы и заботы правления для Николая Первого являются почтение и любовь всего его народа. Как самый высокопоставленный, так и самый низший из его подданных взирают на него с благоговением, любовью и доверием, как к справедливому и благосклонному отцу, который дал всему своему народу процветание, безопасность и мир. Сотни раз я был свидетелем тому, как люди с поистине сыновней любовью толкутся вокруг него, и в сияющих лицах каждого видна радость и внутреннее удовлетворение, которое они испытывают, находясь рядом со своим императором.  —
       Когда царь прибывает в Москву, то через весь город до Кремля за барьерами стоит так много народу, что толпа образует по обе стороны улицы сплошную стену, и за всё время его пребывания народ собирается до позднего вечера на дворцовой площади, чтобы громкими и радостными криками приветствовать государя, который вскоре покажется в окне, или проведёт парад на дворцовой площади, или же просто выедет (из дворца). – Энтузиазм русского народа по отношению к своему монарху невозможно себе представить; в этом и заключается для правителя России залог непреходящей любви и преданности народа. Однако если хочется по-настоящему убедиться в правдивости чувств, которыми пронизан этот народ по отношению к своему правителю, то стоит посетить большие парады, где присутствуют тысячи зрителей, народные гуляния в городе и за пределами него, на которых часто присутствуют император и императорская семья; без всякого сопровождения смешивается император с народом, который является самой надёжной, верной и сильной его охраной; он не знает страха и не дрожит при каждом своём шаге, как некоторые европейские правители, он знает сердце своих подданных. Повсюду, где он появляется, со всех сторон слышны приветственные крики, а слова: «Наш государь здесь, да благословит его Господь!» передаются из уст в уста, как я сам слышал бесчисленное число раз. Однажды при подобном случае – (это было в Санкт Петербурге во время карнавала, когда император всегда появляется на набережной) – я многим задавал вопрос: « Вы наверно очень любите своего императора?». Они благоговейно крестились и отвечали: «Сохрани его Бог для нас и наших детей, кого же нам любить больше, чем Бога и нашего государя, нашего земного бога и благодетеля!» Так думают все русские подданные!  Если народ говорит в таких выражениях и с таким чувством о своем монархе, то монарх этот несомненно велик и благороден, а народ счастлив и доволен, – какой же другой народ на Земле говорит (о своём правителе) так же, как и русский?
        Николай Первый велик не только как монарх, но в то же время он и верный муж и ласковый отец, и таким образом является, к сожалению столь редким среди правителей, благим примером для всех слоёв общества. Если высшее общество в России во время правления Екатерины Второй, возможно из-за чрезмерного великолепия её двора, привыкло к излишней роскоши и скорее было занято внешним лоском, чем семейным счастьем; если у императора Александра  не было возможности блистать семейным примером, поскольку он остался бездетен, то нынешний правитель подаёт своему народу наиболее великолепный и достойный пример любящего супруга, нежного и милосердного отца, который, забывая в кругу близких о своём величии и о тяготах и заботах правления, рядом со своей великолепной и во всех отношениях образцовой супругой, с детьми и внуками на коленях, являет собой образец любви и доброты. 
       По примеру императорского дома, семейная жизнь возвысилась во всех слоях общества, и теперь каждый ищет в лоне семьи настоящее удовлетворение и семейное счастье, высший расцвет земного существования.
      Император посещает балы высокопоставленных особ своей империи и некоторых иностранных послов. Часто появляется он и на публичных маскарадных балах, которые организовываются знатью или театром, и непринуждённо и в хорошем настроении смешивается с весёлой толпой; любая маска может подойти к нему, поговорить с ним, я и сам наблюдал как он часами с ними беседовал и шутил; я с трудом поверил своим глазам, когда увидел правителя стольких миллионов подданных, величайшего монарха Европы, таким снисходительным, ласковым и благосклонным среди бушующих масс! – 
         Два года назад вся императорская семья останавливалась на продолжительное время в Москве; был торжественно открыт недавно построенный роскошный дворец в Кремле и весь двор, как и придворная гренадерская рота (называемая золотой ротой*), которая обыкновенно несёт службу только в Зимнем Дворце в Санкт Петербурге, были привезены туда. Празднества следовали за празднествами, балы, обеды, приёмы и так далее.
       Это была пасхальная неделя и императорскую семью можно было ежедневно наблюдать среди прогуливающихся на набережной, на большой площади (под Новинской); император был весел и пребывал в хорошем настроении и доброжелательно глядел на ликующую толпу; его карета была всегда так плотно окружена людьми, что ему приходилось время от времени на несколько минут останавливаться и он постоянно повторял кучеру: «Едь помедленнее! Осторожно!» – Императрицу, наследника, великих княжон и князей встречали бесконечными, громкими и радостными криками. – Супруга великого князя Константина (принцесса фон Альтенбург) была в Москве впервые, и, говорят, там ей особенно понравилось. –
        Я часто видел императора в театре, на балете и на французском водевиле, где он часами проводил время с императрицей.
        Большой костюмированный бал, устроенный знатью в честь императорской семьи незадолго до их отъезда из Москвы, затмил оригинальностью, великолепием и сложностью всё, что только можно себе представить.  —
     Вся придворная знать, знать московская и окрестных мест, старые бояре, которые вероятно годами не показывались в обществе, все в своих государственных мундирах, одни в современных, другие в старомодных, некоторые из которых напоминали ещё о правлении Павла Первого, дамы в бальных платьях и все военные в блестящих мундирах, все под громкую музыку смешались друг с другом в переполненных больших светлых залах, щеголяющих прекраснейшими цветами и деревьями. Зрелище было редкостным и великолепным. – Император, императрица и вся императорская семья находились на террасе, устроенной в конце зала из дорогих ковров и цветов, и сидели на диванах из красного бархата украшенных позолотой. – Из побочных залов с обоих сторон входили сотни дам и господ из самых уважаемых семей, которые своими богатыми костюмами представляли национальные наряды всех российских провинций, и исполняли национальные танцы и игры. – Когда они проходили мимо императорской террасы, их сердечно приветствовала императорская пара; особенно блистательной была процессия, в которой одна из самых красивых дам Москвы, графиня О.Д., из высшей аристократии, изображала королеву Англии, это шествие передавало всё королевское великолепие вместе со свитой, придворными дамами и пажами; император сделал всех тех, кто лишь изображали пажей на этом празднестве, настоящими пажами при своём дворе.
       Император танцевал полонез с супругой губернатора, графиней З., императрица шла во главе, вместе с графом З.; за ней следовали наследник с супругой и все остальные члены императорской семьи и значимые люди империи. – Все народы России в их особенных национальных костюмах окружали царя и были примером неразделимости и верности между народом и монархом!
      Вряд ли кто-нибудь (когда-нибудь) видел такой же великолепный и наполненный смыслом бал; и лишь по этой причине я решил остановиться поподробнее на этом празднестве и его символическом значении.
      Визит императора и всей императорской семьи в Москву ещё долго останется в памяти жителей этой древней патриархальной столицы; все верноподданные москвичи с радостью вспоминают о нём! Хотя разве есть народ в Российской Империи, который не чтит своего царя? О его долголетии молится каждый русский подданный! Каждый знает, что значит император для страны, скольким ему обязана Россия, и что для счастья всех необходимо его долгое правление!

*Все солдаты этого элитного гренадерского корпуса имеют офицерское звание и получают офицерское жалование; в корпус выбираются лишь те, кто прослужил 12 лет унтер офицером в гвардии и отличился хорошим поведением и безупречной службой; это все красивые высокие мужчины в возрасте и с боевой репутацией; большинство из них украшены орденами за храбрость, которые они получили в Турецкой и Польской войнах; на них надеты медвежьи шапки, их мундир очень ярок, за каждые 10 лет службы у них на рукаве нанесена золотая полоса; у некоторых на рукаве есть пять полос.