Клятва казака... добыть турка

Владимир Конюков
Клятва казака… "добыть турка".

    

     Художественный фильм 1930 года,
«Тихий Дон», первая экранизация... Сценарист автор, Михаил Шолохов… пролог.

Кадры…  Река, стелящийся туман, очертания берегов…  Текст на экране.


В последнюю турецкую войну
на хутор Татарский
привёл казак Мелехов Прокофий
из туретчины себе жену…

Уходи… опоганил казачий род!

… на руках до кургана носил свою жену…
… ведмачит басурманка…
Как нарочно в тот год падёж скота.
… нехристь  она,… ведьма…
Брюхо у неё… родит скоро…
Старики – казаки пришли к куреню Мелехова…
Волоки нам… суд наведём…
Не дам…
Забили турчанку, избили его…
успел зарубить одного…
… родила,… не очнулась…

С тех пор появились горбоносые диковато – красивые казаки Мелеховы, а по уличному «турки».

      
     … Во все времена с появлением романа интерес, как у читателей, так и соратников – писателей, казаки донские и вера старая, не позволяющая разные смеси – примеси в роду.
… Станичные атаманы, они же священнослужители следили за этим, отвечали перед своим народом, за «порядок»…
    

     Извещение, призыв, клич, сборы  – на войну, в поход…
Со времён легендарных, странствий по морям, казаки с Дона, откровенно грабили в ответ на набеги неприятеля, привозили добро на лодках – «стругах», делили по дворам и в, том числе, этим жили. Не боялись, вступали в смертельные схватки, в те времена бесстрашие поощрялось, восхвалялось. Ходили в походы,… вступали в бой гуртом «стругов» с военными кораблями, брали на абордаж, пленили неприятеля или убивали, уводили с собой женщин.
Жили по клятве казака, по обязательству «добыть турка» на море, ограничивали влияние тех на воде, на прибрежные морские территории. Высаживались на берег с одной целью, захватить трофеи, к трофеям относились и молодые женщины.
     Клятва, «добыть турка», трансформировалась в сознании казака – мужика, добыть женщину. Горящие глаза, охотничий азарт, жажда самца… не надо уговоров, призывов о патриотизме. Желание одно, стремление завладеть молодой турчанкой.
И было, и не раз, добровольная «сдача в плен» тех, не редкость, на войне, как на войне.
     В истории донского казачества были периоды и женщины – казачки ходили в походы с мужьями, дрались в схватках наравне, владели оружием ничуть не хуже мужа. 

     Одна из легенд гласит, не все осмеливались воевать, порой отлынивали, в поход ходили  раз через раз или случай от случая. Спрос учинялся каждому казаку, те доказывали о налётах на турецкий берег трофеями. Но вскрывались факты, трофеи припрятывались, как добытые в ранних схватках,  предъявлялись, а они,  или перекуплены, отобраны насильственно, захвачены в прошлых, давних набегах.
Тогда, как доказательство, что был казак в туретчине, было придумано, в плен брать турецких девочек, девушек и предъявлять старшинам трофей. После отправляли в служанки, прислугу, наложницы, предмет забавы, расчётов в проигрышах разных игр. Чаще продавали, был и свой невольничий рынок со всеми атрибутами торговли живым товаром.

     В те времена казаки постоянно воевали, позднее объединились, сплотились донские с запорожскими, впоследствии переплетение отразилось в потомках. На Дону жили украинцы - запорожцы, у Шолохова мать украинка и жизнь «иногородних» он отобразил в романе, в то же время показал, донские вдруг  узнают, что они русские, а всегда старики им навязывали, «казаки произошли от казаков, а не от русских…».
     Тогда, почти 400 - 600 лет назад, подтверждённая летописями история казачества, донские казаки брали за один поход в плен тысячу, две турчанок, персиянок. Жили, смешивались… Турки делали набеги и увозили в туретчину казачек, точно также перемешивались.
У казаков жёны – турчанки никаких прав не имели. Казак с ней мог, что угодно сделать.
Было время, женились специально не на своих. Покорные, бесправные, без голоса..., для разнообразия. Властные казаки, им такие и нужны, меняли жён, считалось,  женился до 10 раз. Надоевших турчанок организовывали в «обратный» плен.
В то же время, но получалось через время, вызволяли казачек из  турецкого или крымско – татарского плена… уже с детьми. Осуждением не являлось, чернявые горбоносые или чуть с раскосыми глазами  ребятишки,  были не редкостью на степных просторах придонья.

     Семейной дискриминации в таком виде, турецкие жёны, «как перчатки»,
казачки отчаянно противились, объединялись, воевали с мужиками, чем придётся, а соперниц всячески изводили, выживали из поселений, нередко возникали стычки со смертельным исходом.
Было время, старейшины следили за «чистотой» рода, казачки боролись, чтобы не было «примеси». Сами казаки – «делопроизводители», набеги, походы, бои,… всё сваливали на войну,  порой развлекались, не заботились ни о чём…
     Времена далёкие, легендарные и романтические, за территории, влияние на море, за… мужика. Жестокие, исторические,  семейно – эротические, за будущее рода.
 


Отрывок из мемуаров «Последняя правда тайн «Тихого Дона», кн. II,
раздела моей страницы «Тайны ХХ века».

В сокращении.