11. Тихая радость молитвенных пений...

Валентина Яроцкая
                Собрав по капле пот и слёзы
                и обратив в нетленность – миг,
                в ничтожный пепел – вражьи козни,
                Храм на земле Господь воздвиг...
                Я.В.


          Север   –  особенная, необыкновенная  территория.   Недаром  академик  Д.С.Лихачёв говорил, что «сюда ездят и  будут  ездить,  чтобы испытать на себе нравственную  целительную  силу Севера,  как  в Италию,  чтобы испытать  целительную  силу природы  Европейского  Юга». Здесь, на Севере,  человек никогда не  может потерять   ту невидимую  связь с природой и Богом,  которая в некоторой  степени  всё-таки  утрачена в избалованных  цивилизацией и теплом   южных  районах.
       Есть на    Кольском  Севере  дороги, которые  открывают   земли Заполярья  такими,  какими видели  их ещё наши предки. «Есть  у каждого  Русь  изначальная!» – теплом отзываются в сердцах северян эти строки Николая Колычева.  Наша   «Русь  изначальная»  издавна  была краем православным,  краем    святынь и   подвижников.
     Святыни  Кольского Севера!  Это и прекрасные каменные  соборы Мурманска, и знаменитый  Трифонов  монастырь в  Печенге,  и Хибиногорский  монастырь в Кировске,  и,  конечно, Успенская  церковь  на Терском  берегу.  И весь  Терский берег, вдоль которого  тянется  дорога, –  это  места,  святые   для русского  человека. Возрождённые после   запустения   храмы Терского  берега (Варзуга, Кашкаранцы,  Умба) ныне   осеняют благодатью  поморский  край.  Если   в селе   стоит  храм,  то и   люди  в нём, несомненно,   будут  душой  чище…
        Есть теперь   храм и в нашем заполярном посёлке Алакуртти.  Здание церкви, расположенное на  улице Данилова,  в самом  центре  посёлка,  стало  новой  святыней Кольского Севера. Блестят на солнце купола  храма. Между  берёзами строго и  торжественно возвышаются кресты,  осеняя  прошлое и будущее маленького заполярного посёлка.

       Уходят в прошлое события,  уходят из жизни люди,  поэтому так важно оставить в памяти будущих поколений алакурттинцев историю строительства православного храма,  в которой  сошлись разные  людские судьбы и имена…

        Посёлок начинал  своё существование  в семнадцатом веке  как  финское поселение, и, конечно,  православной  общины  до нашего времени  здесь не  было.  История православного прихода в Алакуртти началась  в апреле 1997 года. Православные христиане пригласили  епископа Мурманского и  Мончегорского Симона в посёлок,  и  он благословил создание  общины. 25 июля 1997 года православная община в посёлке Алакуртти была официально зарегистрирована.  Верующие стали постепенно  воцерковляться  и учиться совместной молитве. Руководство общиной  было  возложено  на Попову Н.Н. и Савичеву Н.П.  Среди первых прихожан  храма   были В.Г. Дроздова, А.В. и Д.А. Шиповские, Рогозин В. А. ( ныне священник ), Фомина Г.М., Клишин Роман.
       Памятны  эти первые совместные  молитвы в пустом помещении,  отведённом для молитвенных собраний.  Иконы приносили из дому,   подсвечники  делали из подручного  материала. Делали  первые  шаги на пути к вере, к пониманию  сущности церковных таинств.

      С  30 ноября 1997 года общину стал регулярно окормлять священник из  Кандалакши иерей Александр (Марков), проводивший молебны, панихиды, совершавший крещения. 5 января 1998 года отец Александр освятил небольшое помещение по  улице Данилова, 11.   
        Весной 1998 года Васильевой Еленой  был  создан первый клирос.  Это позволило 8 апреля 1998 года совершить первую Литургию Преждеосвящённых Даров, у многих  алакурттинцев в этот  день  была и первая в жизни исповедь.
        12 сентября 1998 года, в праздник  свт. блг. вел. князя Александра Невского, Владыка Симон отслужил Божественную Литургию.  Потрудились для    такого  праздника  многие  прихожане, именно  к  этому  дню Савичевым С. А.  был сооружён алтарь  без  иконостаса.  В  феврале 2000 года  алтарь  был полностью  готов  –  с  иконостасом и   царскими вратами.
        Двунадесятые праздники  собирали в приходе всё  больше  людей, и   30 апреля 2000 года на Светлую Пасху в Алакуртти впервые  состоялось освящение пасхальных куличей, совершённое протоиереем Иоанном  Федько  – священником  из Кандалакши.
        Начинать  оснащение  церкви приходилось с  нуля, много потрудилась для  благоустройства общины  Савичева Н.П., которая  обращалась за  необходимыми книгами и предметами  к московским священникам архимандриту Лонгину и  игумену  Феофилакту.  Из Москвы  были  привезены облачения для  священника,  богослужебные сосуды, Святое Евангелие, напрестольный  крест,  богослужебные иконы и др. предметы, необходимые для жизни  православного прихода.
       Неоднократно обращались прихожане  к Владыке Симону с просьбой о назначении в Алакуртти постоянного священника,  и  2  августа 2004 года  Указом Владыки на приход  был назначен  протоиерей Петр  Варчук. Батюшка Петр был встречен  верующими с радостью, началась подготовка к строительству храма на территории бывшего детского сада,  но отец Пётр  летом 2005 года   приказом Владыки был освобождён от  обязанностей настоятеля и планы строительства нового храма тогда не осуществились. Однако  мечта о   возведении  храма на    земле Алакуртти  осталась у прихожан и после  отъезда отца Петра.  Мечта  о храме и вера в то, что храм  будет построен. Тогда и родились  эти строки:

 Я верю в то, что светлый Божий храм
поднимется над нашею землёю.
Россия выстоит. Спаситель Сам
в свою обитель двери нам откроет.
Я верю в то, что правда будет жить,
что зло уйдёт из мира восвояси,
что суждено живую воду пить
тому, кто жизнь молитвою украсит.
Я верю, и надеюсь, и люблю,
и знаю, что Господь воздвигнет чудо:
нам нужен храм, как парус кораблю,
и по крупице храм построят люди.
               
     Новый настоятель храма  иеромонах   Елеазар  (Глазков)   прибыл в Алакуртти в конце 2005 года и прослужил до июля 2006 года.  За  это время в приходе произошли многие  и радостные,  и печальные события.  Огромной  радостью для верующих   стало Рождество Христово с ночным  богослужением, а  19 января 2006 года, в Крещение Господне, впервые  было совершено освящение   воды на реке Кутуйоки. И Великий Пост в  этом году верующие впервые провели по всем церковным канонам,  осознав  настоятельную необходимость и  великую силу  Покаяния. 
           Печальным событием   в мае 2006 года стала смерть  первого председателя приходского совета Поповой Н.Н.  С   осени 2005 года обязанности помощника  председателя  приходского собрания  были возложены на Иванову О.В.,  которая приложила много старания и трудов для благоустройства храма и обеспечения священников необходимыми условиями для службы.
          После перевода в Мурманск отца  Елеазара  настоятелем  прихода назначен отец Сергий (Платунов) – благочинный  Мурманской епархии, настоятель   церкви в г. Полярные Зори. Приход  в это время переживает  преобразования,   меняется  клирос,  но службы продолжают проводиться  регулярно, расширяется  помещение храма – в распоряжении  прихода появляется  трапезная. При содействии   алакурттинского предпринимателя Шевченко О.С.  в помещении общины  был произведён ремонт.
        В марте 2007 года  настоятелем храма  стал  отец Василий Вольский, который окормлял  приход до  июля 2007,  когда  в Алакуртти  был  назначен новый настоятель отец Александр (Яковлев), проводивший  свою деятельность под руководством благочинного  отца Силуана – настоятеля   храма г. Кандалакши. Отец Александр, не  жалея   сил, трудился во славу Божию и завоевал любовь и доверие прихожан храма.    Свыше пяти  лет  священник  разделял  с алакурттинцами все их скорби  и радости. Место постоянного проживания  батюшки  был город Оленегорск,  где жила его семья,  поэтому  каждая  его служба в Алакуртти означала для него дальнюю дорогу. Несмотря ни на какие погодные  условия, в мороз и в гололёд, в ненастье и  в дождь,  приезжал  отец Александр к верующим,  чтобы подарить им слово  веры,  надежды,  любви,   принять  исповедь, причастить, помочь  советом,   а подчас и по-отечески пожурить за нерадивость. Каждый приезд священника в Алакуртти становился  для  прихожан маленьким праздником,  батюшку    любили и всегда ждали с радостью.  Как переживали прихожане,  когда отец Александр на  дороге попал в аварию и оказался в больнице. Слава Богу,  выздоровление прошло  быстро, а   точнее сказать,  так это  сила  духа  у батюшки оказалась такой,  что без всяких  жалоб на своё  состояние  он  быстро вернулся в строй, несмотря на  немолодой  возраст и   далеко не богатырское  здоровье.
       Много  хороших, добрых слов  заслужил священник  своим отношением к людям. Ведь одно дело – говорить красивые проповеди, а  совсем  другое – самому  этим проповедям соответствовать.  Отец Александр   и проповеди говорил  удивительные,  умел найти  нужное слово  для  каждого, когда  говорил   для всех, и  сам своим служением  людям показывал   пример  христианской жизни.   
         26 февраля  2009 года отец Александр  был  переведён штатным священником  в   храм г. Кандалакши с оставлением  должности настоятеля храма свт. блг. вел. князя Александра Невского.  И продолжалась служба в Алакуртти  у отца Александра до  21 января  2013 года, когда  новым  настоятелем храма был  назначен иеромонах Викентий ( Пантелеев Владимир Иванович). Сейчас  батюшка Александр служит в родном  Оленегорске, но  алакурттинцев  не  забывает и  там.
       Важными событиями  в жизни прихода  самого начала стали приезды архиереев:  регулярно приезжает для свершения Божественной Литургии в храмовые праздники Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон,  а  в декабре 2007 года  в Алакуртти побывал  Владыка Феофан ( из Германии). Во время Архиерейского Богослужения 23 июля 2004 года и 9 августа 2004 года Господь явил чудо мироточения икон, наблюдавшееся прихожанами.
      
         Об  одном из приездов  в Алакуртти Владыки Симона, Архиепископа Мурманского  и Мончегорского,  автор книги рассказывала  в  газете «Алакуртти – наша  земля»: « 15 июля 2010 года в Алакурттинском храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского совершил Божественную Литургию правящий архиерей Мурманской и Мончегорской епархии Архиепископ Симон. Ежегодно приезжает Владыка в отдалённый уголок своей епархии, чтобы совершить богослужение и встретиться с прихожанами храма. Как в старые апостольские времена несли учение Христа разным народам верные Его ученики, так и сейчас распространяется и укрепляется Пастырским Словом православная вера.
    Мне посчастливилось неоднократно слышать слово Владыки в Алакурттинском храме, несколько раз я слушала его проповеди в других населённых пунктах. И каждый раз было ощущение, что душа прикоснулась к живоносному источнику, стала чище, мудрее и добрее.
     Владыка умеет найти самые нужные и самые точные слова для проповеди. Вот и в этот раз слово Пастыря было мудрым, весомым, значительным. Речь Владыки всегда сопровождается цитатами из Священного Писания, замечательными образами, сравнениями, примерами из жизни. Говорит архиепископ Симон негромко, ласково, очень доверительно, поэтому слушать его проповеди –  всегда огромная радость.
       Начал Владыка свою речь с того, что каждый раз, принимая участие в богослужении, человек должен находить для себя что-то самое существенное, самое важное – изюминку, зёрнышко, жемчужинку. А сегодня, по его словам, главное – это осмыслить, как надо принимать веру. Два основных пути, по которым идёт человек к вере: Священное писание и Священное предание. И людей с крепкой верой мы можем найти не обязательно среди образованных людей, наизусть знающих Библию, а встречаем их даже среди людей, не получивших достаточного образования, но живущих по заповедям, живущих по слову евангельскому, которое они слышат в церкви. Наша задача – сохранение веры. Если не сохраним веру, не передадим её младшему поколению, то мы, уходя из этой жизни, можем остаться без молитвенников на земле. Укрепляя веру, мы оставляем после себя на земле тех, кто будет молиться за нас и за всю Россию. Россия ведь всегда жила как православная страна, в любые лихолетья сохраняя Слово Божье, и поколения потомков не простят, если вера будет разрушена, если слово истины будет выхолощено.
      Продолжением проповеди стала задушевная беседа Владыки с прихожанами храма. Владыка всегда интересуется делами прихода, по-настоящему открыт для верующих, готов ответить на любые вопросы. В библиотеке храма есть новая книга Архиепископа Симона «Смирение и прелесть», в которой он продолжает дело пастырского назидания через популяризацию трудов святых отцов Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Игнатия Брянчанинова и многих других, послуживших Христу словом истины. Надо сказать, что библиотека Алакурттинского прихода действует со времени его создания и располагает интересными и поучительными книгами для любого возраста. Человек, который потянулся к духовному Свету, может найти в библиотеке необходимую литературу.
      Прощаясь с алакурттинцами, Архиерей благословил всех и обещал, что обязательно будет приезжать в Алакуртти, несмотря на расстояния. Слово Пастыря отзывается в сердцах верующих теплом и любовью. Ему посвящены эти строки…
 Тихая радость о Матери Божьей
входит в людские души:
чин Литургии и прост, и сложен:
нынче Владыка служит…
Нынче за нас предстоит наш Пастырь
пред Господом и Богородицей;
он, облечённый высокой властью,
верным слугой им приходится.
Нам утешение в скорбях земных –
тихая радость молитвенных пений…
Архиепископ пред ликом святых
с паствой своей преклонил колени».

      Пройдут годы,  новый  храм в Алакуртти перестанет  быть  «новым», но память о людях, которые по крупицам  созидали   жизнь православной  общины, не  должна стереться. Огромную  благодарность прихожан заслужили  те, кто принимал  самое деятельное участие в  созидании церковного хора,  без  которого невозможно  проводить  богослужение.  Все годы  существования  общины клирос был и  главным помощником священника  во всех делах. В разные годы  клиросом  руководили  Васильева Елена, Рогозина Ирина  и Рогозин Виктор, Губанова Лариса, Титова Галина, Савичева Н.П.,  в настоящее время    регентом   является  Шишова Л.В. Послушание на клиросе   многие годы несут  Чмырёва Т.П., Иванова О.В., Лебедева Н.П.
         Посёлок Алакуртти по своему характеру  (военный городок)  – поселение кочевое,  многие приезжают   сюда  на какое-то непродолжительное  время, поэтому  состав  клироса  меняется,   обновляется, но неизменным остаётся  в людях, поющих  на клиросе, одно, самое главное:     искреннее  желание   достойно служить Богу и людям. И Господь  награждает   людей   разными  дарами, устраивает  их  жизнь к лучшему,  даёт  им   духовную радость и счастье. 
        Долгое  время пели на клиросе супруги Рогозины,  история  их  семьи достойна отдельного  рассказа,  ибо она  тесно переплелась с историей  Алакурттинского храма.  Истинная вера,  искренность,  любовь к людям заслуживают самого глубокого уважения.
        С самого начала   истории  православной общины  огромную помощь   её руководителям Н.Н.Поповой и Н.П. Савичевой  оказывал  Виктор Рогозин. Точнее  он  не только являлся первым помощником    председателю   церковного прихода и  старосте, но  также  был всегда рядом со всеми  верующими, посещавшими   богослужения. Приходил на службы, сам  готовил порядок службы,  пел и читал на  клиросе – каждую субботу и воскресенье, если не был занят на работе. Работал Виктор в котельной госпиталя,  на дежурстве в свободное время читал книгу за книгой:   таким образом  молодой  человек   фактически и  получал  духовное образование.  Сейчас много говорят  о пользе самообразования,  посредством которого  можно добиться  значительных успехов  жизни. Вот  Виктор  и есть  ярчайший тому пример.
         Я   помнила Виктора ещё  по школе – преподавала тогда историю и обществоведение,  когда он  учился. Конечно,  история, которую   в  те  времена  изучали в школе,  –  это  был    предмет,   основанный  на пресловутом  диалектическом и историческом материализме.  Ни о каком Православии речи на уроках не было,  говорили только  о храмах как памятниках   культуры,   архитектурных  свидетельствах  истории.  Хорошо запомнила Витю в седьмом классе: тихий, скромный, застенчивый, молчаливый мальчик. Черноглазый,  от   робости  подчас  слегка   заикающийся. Родители – наши, алакурттинские,  простые люди.
       И вот второе «знакомство» с Виктором состоялось, когда я стала  посещать православную  общину.  Под впечатлением того,  что  ученик пришёл к вере  раньше своего   бывшего учителя истории,   я написала  покаянное стихотворение, которое  Владыка Симон поместил в «Православном вестнике»:

Коварно зло! Гнев, ярость, пересуды…
И бесы тешатся   греховными устами…
Пред Богом Вы моей защитой будьте,
мой бывший ученик, стоящий в храме!
Вчерашний  ученик, прозревший ране
учителей, пришедших в  храм  сегодня,
не давших  среди  бесполезных знаний
намека даже на пути Господни.
Мучительны из прошлого  упрёки:
ученики ушли в безверье, без опоры,
и не собрать  их  нынче на уроке,
чтоб диамат  назвать опасным вздором.
Прошу теперь: простите, не судите,
во тьме кромешной я тогда  ходила.
Я Вас прошу: в молитвах помяните
учителей, чтоб дал Господь им силы
очиститься слезами  покаянья –
в учениках теперь  учителя…
Спасенных жертвою Христа, Его страданьем
пусть примут чистыми и небо, и земля!

        Меня  поражала вера   моего  бывшего ученика. Я никогда не встречала  такой глубокой веры у совершенно ещё  неопытного в житейском плане молодого парня.  Казалось,  что теперь мы поменялись ролями:  Виктор сам стал моим учителем. Он так уважительно ко всем относился,  так  хорошо знал  церковную службу, а главное: жил по вере, по   христианским заповедям. Мы,  прихожане-миряне, и те,  кто  ходил на службы постоянно, и  те,  кто   изредка «заходил»,  очень Витю любили.  Батюшкам,  приезжавшим из Кандалакши, Виктор  был  первым помощником. Владыка Симон  смотрел на Виктора  как на  будущего священнослужителя, неоднократно звал его в Мурманск – учиться при храме.  Все ждали,  что Виктор отважится и примет решение стать священником.
         Но было  ещё одно переживание  для   всех, знавших Виктора. Женщины-прихожанки    беспокоились: когда  же Виктор устроит свою личную судьбу? То,  что работа   в котельной при таких знаниях и умении   вести службу на клиросе,  – это   означало «закапывание своих  талантов»,  так  это  было  ещё и  не самое главное. Бабушки  в  храме переживали,  что Виктору  уже  двадцать семь   годочков исполнится, а он    фактически общается в основном  лишь  со старушками в храме или с такими же  молодыми людьми,  как он сам,  которые  заняты книгами и молитвами. Как будто и никаких молодёжных   компаний,  никаких   молодых девушек возле него нет. Только книги, природа –  лес,  рыбалка… Работа и храм. Вернее, храм  и работа,  потому что храм  был в его жизни на первом месте.
          Наверное,  была  у молодого человека внутренняя борьба,  были искушения, потому что   поневоле ведь  пришлось ему   из своего возрастного и социального  круга уйти.
           Из того времени, когда  мы всем миром  переживали за судьбу Виктора, помнится такой случай. В  унылом настроении   в связи с какими-то неприятностями пришла я  на службу раньше времени,  поделилась с Виктором своим настроением, а  он, ещё мальчишка, ученик вчерашний,  сказал мне: «Валентина Витальевна, а ведь мы же не умеем молиться и к  Богу обращаться. Мы Его, Господа,  просим о временном, о материальном,  об избавлении от  наших нужд.  А  Его надо молить, чтобы мир  в  душе  дал». Так мне этот «мир в душе» запал в память. И поразилась  я: такие слова  – из уст  молодого  человека…
         Что подтолкнуло   молодого парня   заняться изучением Слова Божия? Ещё  в школе, в застойные времена,   он стал интересоваться духовной литературой и поисками смысла  жизни. После школы – армия,  где  он столкнулся с дедовщиной  и всеми  вытекающими  из неё  последствиями. Каждое  событие  жизни вело  молодого человека по дороге к Богу. Его   служба на клиросе   укрепляла  его веру,  углубляла   его  духовные  знания,  вызывала к молодому  человеку  уважение и любовь всех прихожан.
        Не по человеческому  разумению, а по Промыслу Божию устраиваются  судьбы  людские. Так  было  и  с Виктором.
        Однажды  в одной из паломнических поездок ( в Киево-Печерскую Лавру)  Виктор  оказался  рядом с православной девушкой с Украины – Ириной. Надо ли говорить,  что  православной девушке,  закончившей   педагогический колледж, не мог не понравиться  северянин Виктор – спокойный, скромный, рассудительный, умный, начитанный, с огромным уважением относящийся к людям. Конечно, знакомство, состоявшееся не на танцплощадке, не на молодёжной вечеринке,  как нельзя  лучше соответствовало   характеру Виктора. Девушка в душу  ему запала,  и сколько всего общего у них  оказалось,  вот  Господь и сложил  две половинки вместе.  Виктор начал звонить из Заполярья своей  избраннице, а затем сам поехал на Украину –  сначала  знакомиться с родителями, а после  – свататься. Свадьбу  играли на Украине – по всем   канонам и  обрядам  православной веры, с венчанием, с красивыми песнопениями, свадебным  караваем.
          Казалось  бы, подумаешь,  чего уж такого необычного  сейчас в венчании – многие пары  начинают свою совместную жизнь с этого таинства, никого уже этим не удивишь. Но тут  был именно   тот  счастливый  случай, когда половинки соединялись не только по любви,  но по  душе и по  духу, не только для создания  семьи,  но и для  служения  Богу.  Оказалось,  что Иринка обладала удивительно  красивым голосом и  уже несколько лет  выполняла  послушание на клиросе в  своём  храме,  поэтому  хорошо  знала церковную службу.
          Получалось,  что Виктор не просто привёз   себе  жену, а сделал шаг к своей мечте: стать священником. В  лице Иринки  угадывалась  будущая  матушка. Батюшка Пётр,  первый постоянный  священник  в приходе,  полюбил  ребят, как родных,  Ирину и  называл-то  только Иринушкой.  Наверное,  не только   из-за   добрых  человеческих качеств молодожёнов,  но ещё и потому,  что  увидел в них своих преемников. Ведь  отец Пётр,  приехав в Алакуртти, сразу сказал прихожанам: « Мне уже немало лет,   хочу в Алакуртти остановиться, остаться  до конца дней своих, построить храм, вырастить смену  и  передать дело молодым». Не получилось, однако,  выстроить  храм и  передать дело молодым,  в общине   начался  период  нестроений и испытаний,  и отец Пётр  был отстранён от прихода.   
          Несмотря на то,  что все говорили  Виктору «решайся!», «поезжай к Владыке!», Виктор профессионально заняться богослужением  не спешил, а Ирина, которая  не скрывала  того,  что мечтала служить Богу в роли матушки, жены  священника,  не только не торопила мужа, но, кажется, наоборот, остерегала его от поспешного шага. Видимо, разговоров у молодожёнов по этому поводу  было немало.  Понимали они друг друга хорошо.  Жили душа в душу,  так  тепло и  уютно   всегда  было в их доме. Заходила  я  к ним  за книжками, чувствовала не раз  эту     задушевную  атмосферу молодой семьи – трогательные заботы  друг о друге, о будущем ребёнке…
           А вот  детей Бог  молодой  паре не давал.  Помню, как  мы  всей общиной почти сразу же после свадьбы сидели у молодожёнов в гостях.  И  женщины-прихожанки   шутливо напоминали: «Ну,  теперь  насчёт  деток  старайтесь!»
           А  деток-то всё не  было.  Климат  северный  Иринка переносила тяжело. Полярная ночь,  сильные морозы для  девушки с Украины оказались тяжкими,  здоровью никак не способствовали. Работала  она поначалу в детском саду, с чужими  малышами каждый день – так  о своих  мечталось, наверное,  ещё  сильнее.  Вышивала Иринка в свободное время  картину: мать и дитя. Можно представить,  как   с каждым  вышитым крестиком   трепетно произносились слова  молитвы о даровании   молодым  ребёнка…
            Стали  Виктор с Ириной по монастырям ездить – помощи  Божьей просить. Да и место жительства  нужно  было  менять: увозить надо  было Иринку с  Севера,  совсем  она  как будто уж  здесь  чахнуть стала. Да и со священством Виктору предстояло решать что-то: возраст  уже  подходил  к тридцатилетию.  Или,  предполагали,   хотя  бы  просто найти  какую-то  работу и жильё,  чтобы  переехать.
            И вот отправился  Виктор в Псков. Ходил, искал, но,  не найдя ничего подходящего ни  насчёт работы, ни насчёт жилья, чтобы перевезти жену в тёплые края, уже собрался возвращаться назад. Вот тут Господь и послал  Виктору человека, который  помог ему изменить свою судьбу. Узнав   биографию   молодого  человека,  проверив  его  знания и убедившись,  что перед ним  верующий,  самостоятельным   трудом  достигший солидного духовного образования, этот священнослужитель   направил Виктора   к Владыке, который  рукоположил    нового священника и  направил его служить духовником в  Творожковский женский монастырь.  Забрал  Виктор  Ирину (теперь  уже матушку) в Творожково, дали им  там домик, огородик. Матушка Ирина стала помогать батюшке,  хором  церковным начала руководить, к  чему и  было у неё настоящее призвание. И там, на Псковщине, при храме, матушка  Ирина  одного за другим родила  троих   сыновей – Ванечку, Илюшку и Максимку. Сбылось предсказание старца, к которому  обращался Виктор  за  молитвенной помощью,   чтобы  Господь  дал  детей. Предрёк старец тогда молодому человеку,  что  быть тому  священником и что  будут у него дети, когда он после рукоположения  отслужит сорок Литургий…
           Вся история   семьи  батюшки Виктора – это не просто романтическая  история  любви, но главным образом пример жизни по заповедям Божьим,  пример служения  людям и Богу,  за  что и  наградил  Господь  Своих  верных  детей  щедрой благодатью. Неисповедимы  пути  Господни,  и вся история  мне кажется проявлением  чудесного промысла Божия. И   мы  все  очень рады,  что  батюшка Виктор и  матушка Ирина  обрели своё счастье в  служении Богу и в детях. Три сыночка – это же какое счастье!  Трудное счастье, хлопотное,  но  самое настоящее! С молитвой, при храме  детки вырастут  – это благодатное,  радостное материнство и отцовство.  Растут  сыновья, и  даст Бог  – будет  батюшке Виктору достойная смена, ведь в такой семье дети  обязательно вырастут   хорошими людьми  и  будут  служить своими талантами и Богу,  и  людям.
         Батюшка Виктор и матушка Ирина гордятся  Творожковским  монастырём,  своим   храмом, очень  любят его. А как иначе?  То место,  где Господь  для  них  чудо  явил,  служить сподобил, деток дал.  И  об  Алакурттинском храме они  тоже  молятся,  ведь здесь их  семья начиналась. Дорого им  это место,  как бы  трудно здесь ни приходилось когда-то. В Алакуртти  батюшка Виктор родился,   вырос, здесь   материнская могила находится,  здесь малая  родина  осталась. И первые   его шаги на пути к Богу – на  этой  земле,  и первые шаги служения в храме –  в Алакуртти. Огонёк веры разгорелся здесь в благодатный огонь служения Господу.
       
          Осенью 2013 года настоятелем храма стал иерей Валентин  (Маснев Валентин Анатольевич). При новом  батюшке и осуществилась мечта алакурттинцев о  новом  храме. Ещё  с начала 2012 года при содействии тогдашнего главы администрации с.Алакуртти Владимирова Алексея Олеговича в собственность храма был передан жилой дом на улице Данилова, 24. В мае того же года были проведены подготовительные работы по реконструкции здания для храма, а осенью по благословению Владыки Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского, приезжавшего в Алакуртти в июне 2012 года, началось само строительство, которое возглавил алакурттинец Марков В.Г. И 6 декабря 2013 года, в престольный праздник, день памяти свт. блг. вел. князя Александра Невского, по благословению Владыки Симона отец Валентин совершил первую Литургию в новом храме.
         
          Многочисленные прихожане, участвовавшие в первой Божественной Литургии в новом храме,  никогда не забудут эту службу. Впервые в истории Алакуртти под куполами настоящего храма возносилась молитва о ближних, о посёлке, обо всей России. Песнопения звучали торжественно и празднично. Отец Валентин после Исповеди и Причастия поздравил алакурттинцев с престольным праздником и напомнил в проповеди о великом молитвенном подвиге свт. блг. вел. князя Александра Невского. Проникновенно звучали слова настоятеля храма. Александр Невский – это особенный святой, который был не только прославленным воином,  но и великим молитвенником, он  постоянно посещал храм, чтобы испросить у Господа помощи, укрепления сил. Не избавления от всех напастей, а именно сил выстоять во всех жизненных обстоятельствах должны и мы просить у Господа, как делал это великий подвижник, наш небесный покровитель  Александр Невский.
       Внимательно слушали православные верующие живое слово пастыря, который говорил об истинном смысле нашей жизни, открывающемся в молитве, о необходимости каждому человеку на своём месте выполнить своё предназначение. Жизнь Александра Невского богата событиями, но главное для любого православного человека в этой жизни – молитвенный подвиг святого воина.
     12 сентября 2014 года, в канун  знаменательной  даты в истории   Алакуртти  – 70-й годовщины  со  дня  освобождения села  от    фашистов,    состоялась Архиерейская служба, новый  храм  был  освящён. Архиепископ  обратился к прихожанам со  словами   огромной радости: « Праздник  сегодня  особый,  праздник сугубый, Престольный праздник. Как правило, освящение и Престольный праздник совершаются отдельно, но в порядке исключения эти два богослужения были совмещены. Тем более,  не только для меня,  но и для других,  кому посчастливилось  молиться  сегодня  здесь, этот день  будет особенным  до конца жизни». Владыка объявил  прихожанам,  что настоятелем  нового  храма  назначен иерей Валентин,  вручил батюшке крест. Наградой отметил Архиепископ тех,  кто принял самое активное участие в строительстве и  украшении храма: Иванову О.В.,  Владимирова А.О., Маркова  В.Г.,  Савичеву Н.П.    И как  радостно  было  прихожанам видеть среди священнослужителей в свите Архиепископа Симона  «наших батюшек»: и отца  Александра (Яковлева), и  отца Виктора (Рогозина),  которые    стояли  у  самых  истоков храма.
      Это  была незабываемая Литургия!  Всё вокруг ликовало и светилось радостью: храм  выстроен!  Сбылись   чаяния многих людей,  воздвигнута  святыня  на алакурттинской  земле.  И показалось так  символично,  что  во время  Литургии вдруг в окна  храма  ворвался солнечный свет. Широкая солнечная   полоса   легла на  пол  храма у  солеи,   как  будто    засвидетельствовав  победу  света  над кознями  «князя тьмы».

Ещё не  выкрашен  и  пол
и слышен  запах свежих досок,
но в храм Господь уже вошёл:
любви и мира  люди  просят!

И солнечная полоса
легла на  чистый  пол от окон,
и  звуки радостных осанн
вернули  души  к их истокам.

Победным знаком этот луч
стал в нововыстроенном храме,
следы  былых   зловещих   туч
стёр,  отслужив  обедню  с  нами.

Он  свет  небесный    создавал,
из лиц  творил   святые   лики…
Завет  любви он  выполнял
по воле  мудрого Владыки.

      Я стояла на Литургии и невольно  любовалась   просветлёнными лицами  своих  односельчан,  сосредоточенными и  торжественными  лицами   священников из свиты Архиепископа. Неоднократно  взгляд останавливался на  семействе  батюшки Валентина. Приехали на праздник  и родители отца Валентина,  и  его матушка с  дочками. Было так  радостно душе видеть  настоящую русскую православную  семью в  трёх поколениях.  И понятно  было,  какая  это  сплочённая,  дружная семья,  какой     высокой  любовью,  заботой,  взаимопониманием,  духовным и душевным родством  соединены все члены   семьи. Какой  пример   всем  прихожанам храма: православная  семья  – всегда  вместе  и в  будни, и в праздники!
 
      Многие  службы в нововыстроенном  храме   прочно запечатлелись в памяти  именно потому,  что  они происходили  в истории  Алакуртти    «впервые». 
       12 апреля 2015 года   состоялась   Пасхальная   Литургия.  «Христос воскресе!» – радостно провозглашал батюшка  под сводами храма, а прихожане единодушным хором   отвечали: «Воистину воскресе!» На душе  была  радость,  явью становилось Господне Слово: «Сие есть кровь нового завета, за вас изливаемая…»
      Это  была  историческая  Пасха  для  Алакуртти –   впервые  Пасхальная  Литургия проводилась   под   сводами нового  храма.  Того храма, о котором мечтали многие люди, который  строили всем миром.
        Вспоминаются все  подробности  этой чудесной  Пасхальной службы.
        Народу в  храме  собралось  столько,  что на Крестный ход не успели  даже выйти все: ещё  не вышли последние,  как первые  уже  зашли,  пройдя  с иконами,   хоругвями, с песнопениями  вокруг храма.   
        Внутренние работы в церкви   в основном  закончены,  благолепие и красота  радуют  глаз. От  электрических канделябров  много света. В  огромных корзинах белые  хризантемы и красные  гвоздики. Над  царскими вратами – символ  Праздника Праздников,  буквы «Х» и «В». Христос Воскресе! С клироса доносится  ангельское пение  –  службу  ведут и   алакурттинские певчие, и приехавшие с батюшкой из Кандалакши.  И  всех  объединяет  атмосфера праздника,  все причащаются  из одной  Чаши, нет  различий  между  людьми, все равны  перед Господом. Ощущение тёплого чувства  братства, единства, общности   людей.
      Выйдя на крыльцо  храма,  я  поразилась тому,   как   совпала  реальная  картина  с описанием  Достоевского,  сном  Раскольникова,  где   по соседству  оказались   два мира.  Мир  добра,  который  олицетворяла  церковь,  и  мир  зла,  который  был  представлен    «кабаком». И у нас  через дорогу от храма – «кабак», ресторан, и  на крылечке  собралась толпа  подвыпивших,   ругающихся  молодых людей. Ночь,  звёзды по небу рассыпаны как наглядное пособие для  астрономов и астрологов,  воздух морозный, свежий, бодрящий.  И  от  одного  крыльца  до другого  доносятся голоса   – совершенно разные два мира на одной земле.  Уже дома проверила себя, нашла описание у Достоевского: «Там всегда была  такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так  часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…  Возле кабака дорога, просёлок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная. Идёт она, извиваясь, далее и шагах в трёхстах огибает вправо городское  кладбище. Среди кладбища каменная  церковь с зелёным куполом…»  В Алакуртти две противостоящие  друг другу  картины   оказались ещё  ближе, чем у Достоевского: прямо  через дорогу.  Мир  разделён на  два противоположных начала,  человек  всё время  делает выбор  между  разными   жизненными ценностями, между двумя «сокровищами»:  земными и небесными.  И  так  часто оказывается,  что в «земных сокровищах» таится семя зла и  гибель души…
 
         Храмовые праздники –  ещё  одна радостная страница в жизни прихожан.  12  сентября и 6 декабря,  в дни совершения памяти князя  Александра Невского, алакурттинцы  вспоминают  житие славного воина и великого святого,  вставшего на защиту северных рубежей России.  Эпизоды из   жития  великого князя напоминают христианам,  каких высот духа достигают  люди, которые  живут  не для себя, а для  «ближнего», во славу Божию, уповая на Бога. В трудный  для Отечества час, когда  с востока и с запада  шли на Русь несметные полчища  врагов,  воин-молитвенник сказал  те  слова,  что  ныне  повторяют за ним все последующие поколения православных христиан: «Не в силе Бог, а в правде». «Иные – с оружием,  иные – на конях, а мы  Имя Господа нашего призовём! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды  были!»  –    такими  словами  укрепил свою  дружину  князь и одержал победу над  врагами. Древнерусская повесть сообщает: «И была сеча великая с латинянами, и перебил их   бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо  острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству. За эту победу  над   крестоносцами-шведами  на реке  Неве,  одержанную 15 июля 1240 года, народ и назвал князя Александром Невским.  А   5 апреля 1242 года   на  льду  Чудского озера  была  одержана новая  победа над идущими с запада  врагами,  сокрушительный   разгром  потерпели  немецкие   рыцари.   Огромная заслуга перед Русью – дипломатическая деятельность великого князя,  которую он предпринимал с  целью предотвращения монголо-татарских набегов на Русь.

         Смотрит в  алакурттинском  храме с икон святой благоверный великий князь Александр Невский,   воин-молитвенник,  смотрит  строго и взыскательно,   потому  что   он  не только покровительствует   людям, но и  требует от  них,  чтобы  жили  по вере,  по совести.  И  вселяет он в сердца верующих надежду на   мирную  и  благодатную  жизнь в   Алакуртти. Новый храм обязательно станет  сердцем посёлка, главным зданием и главной святыней алакурттинской  земли. Православная святыня появилась  ещё в одном отдалённом уголке России.

Храмы России… Соборы столицы,
скромные церкви в медвежьих углах
и эмигрантский приход за границей!
Вы благодать сберегли в куполах.

Лики святые чернели от времени,
путь к покаянью скрывала трава …
Что на камнях вырастало из семени?
Кто похищал при дороге слова?

Но попадало и в добрую почву
Божие Слово – давало плоды.
Видят дорогу блаженные очи:
к храму по ней потянулись следы.

Так ещё робко здесь плачут и молятся,
так осторожно лампады горят,
так здесь несмело высокие звонницы
будят во тьме почивающий град…

Это Россия на грани столетий
знаменьем крестным спасает живых,
это во храме прозревшие дети
Господа просят помиловать их.

Здесь очищаем мы души от скверны,
здесь обретаем мы пищу и кров.
Храмы России – хранители веры,
вы устоите во веки веков.


Фото автора. Храм в Алакуртти.