Петербургские каникулы

Тамара Ефремова
               
 В этом году, в родном Питере в октябре – ноябре была неожиданно теплая и,
часто, солнечная погода. Программа отдыха не столько насыщенная, сколько
разнообразная: выставки в Эрмитаже, театр, кино. Надолго запомнится творчес-кая встреча с В.Соловьевым. Его, москвича, удивило, что в траурные, известные дни, когда разбился наш пассажирский самолет с туристами над Синаем (Египет),
в основном с питерскими, в цветочных магазинах продавали цветы по обычным ценам, а из аэропорта ехали в такси по тарифу. Начал встречу рассказом, что когда в цветочном киоске на Невском Проспекте спросил продавца:
          - Сегодня прибыль хорошая.- Она, вздохнув, ответила:
          - Лучше бы не было.
          Владимир Рудольфович, прошептал:
          - Ленинград… - И поклонился залу.
          Зал молчал. Получилась минута молчания без ее объявления.
          После этого не хочется писать о вечере, хотя, рассказывал он интересно, как обычно, работал честно и три часа без перерыва не уходил со сцены. Перед тем,как отвечать на вопросы, включили в зале свет. От неожиданности он отпрянул от микрофона:
           - Ой, как вас много.
           И действительно, партер, амфитеатр, балкон были переполнены. Но на вопросы Владимир Рудольфович отвечал не всегда по доброму. Хотя и темы подни-мались на уровне решений президента страны. Были и такие:
          - Москва и Питер – это еще не вся Россия. Вот в Республике Коми несправедливо обвиняют заместителя главы.- Соловьев спрашивает:
          - А, вы, где живете?
          - Я из Коми, но сейчас купила квартиру в Санкт Петербурге.
          - А-а-а. – И не стал отвечать на вопрос. Невежливо.
          Вообще то, он в Питере имеет свою аудиторию и каждый приезд столичного гостя ждет полный зал постоянных слушателей, большинство из которых ему верят.

           В Эрмитаже был праздник: отмечали 270 –летие котов Зимнего Дворца.
Были выставки картин и фотографий. В средние века самые знаменитые художники изображали на своих картинах либо кошачьих участников действия,
либо портреты котов.
          Этот портрет кота Алексея Михайловича написан в 1661 году голландским художником Мушероном. Котейка получился серьезным господином. Может будущий Петр Великий играл в детстве с этим строгим товарищем, хотя вряд ли,он родился десять лет спустя, а вот его дочь, Императрицу Елизавету Петровну,одолели мыши и крысы, и сладу с ними ни какого не было. Может спали и ели в царских валенках. 13 октября 1745 года повелела она привезти из Казани 30 котов – лучших специалистов в борьбе с вредителями. Заказала она «кладеных»(кастрированных)котов, но тогда возникает вопрос: «Откуда взялись у них дети,а у детей свои дети". Уже 270 лет преданно служат эти санитары в Эрмитаже, уважаемые всеми. Иностранцы приезжают фотографировать хозяев Зимнего Дворца, книги о них написать, в кино снять или фотоальбомы издать.
         Сейчас в Эрмитаже 50 котов, живут припеваючи на трубах и чердаках Дворца. Есть у них пресс-секретарь – Мария Халтунен и, как в серьезном трудовом коллективе свой врач – Анна Кондратьева.
          В самые трудные годы истории Питера – Ленинграда, в блокаду, когда люди сотнями тысяч умирали с голоду, котеек подкармливали, поили водой, а они
сохранили мировые шедевры живописи от мышей.
           В девяностые годы прошлого столетия пресс-секретарь кошачьего сообщества ходила по отделам музея и собирала по рублю своему «народу». Нынче
потомки исторических котов на довольствии у государства.
           Я очень люблю кошек, они красивые, умные, самостоятельные. Кот знает,что он – усатый бог. И правильно – достоинство им не занимать. На праздники была выставка и живых котят. Мероприятие имело практическое значение. Был объявлен городской конкурс на звание «Самого доброго дома» (кошачьего). По самым скромным подсчетам в городе около миллиона только домашних кошек,а бездомных и не сосчитать, тем более, что зиму переживают одна из десяти.Десять самых добрых домов получат годовой запас корма и накопители. Мария Халтунен считает, что Петербург должен быть «Котокультурной» столицей. А культурный город помогает не только котам царских кровей.

          На фотографии с выставки, кот маленько бандитского вида, но сидит гордо рядом с Александрийским Столпом, так что того и не видно.

         
          В эти дни проходила выставка «На земле Грифона. Античная археология
Эрмитажа в Крыму». Очень приятно – Керчь добралась до С.Петербурга. Надо
сказать, не в первый раз. Таможенный чиновник, беглый француз Поль Дебрюк,
в начале 19-го века собрал прямо на поверхности горы Митридат личную коллек-цию древностей и подарил Императору Александру 1, а тот отблагодарил его по-
жизненным содержанием. Даже Льва Керченского увезли из дома в столицу империи на вечную зимовку. В этот раз показали археологические находки эрмитажных археологов за последние 20 лет. Восточный, крымский историко – культурный музей – заповедник, а по нашему по простому керченский музей показал людям, какой древний и культурный Пантикапей – Крчевъ – Керчь. С.Петербург - юный красавец по сравнению с древним городищем Акра, который был тоже в свое время, тысячи лет назад, молодым, богатым и культурным.
Среди находок из Мирмекия (так это наш пляж, каждый день летом купаться
ходим) – клад монет (кизикинов) крупнейший в мире.


  Театр. Около новой Мариинки людская очередь обвила громадное здание.
В Питере любят классическую музыку, но здесь еще один плюс – по средам в
14.00 проходят бесплатные концерты. Если подойти за час или чуть пораньше,
то можно достать билетики. Бетховен, Брамс, Барток… Вот это забота о воспи-
тании молодого человека и поддержка интеллигентного пенсионера. Зал всего
на 170 мест, посмотрела я на очередь, подумала, что не достанется мне контра-
марка и ушла. Правда, без особого сожаления – не люблю бесплатные меропри-
ятия, да и билет уже в кармане на «Евгения Онегина».
           Хотя обманываю. Депутат Законодательного Собрания С.Петербурга,
Васильев А.В., пригласил всех учителей Кировского района в ДК им. Горького.
Дворец рядом и билет домой принесла активистка и помощница депутата. От
такого приглашения не могла отказаться. Зал был интеллигентный, в основном
женский, все друг – друга знают. Атмосфера праздничная, дружелюбная. Дава-
ли оперетту «Мистер Х». По версии музыкального театра «Мистер Х» почему то
моряк, а графиня Теодора Вердье – дочь капитана… Короче, обиделась я за
Имре Кальмана и  в антракте ушла домой. Справедливости ради, надо сказать,
что голоса были прекрасные.

 
        А вот «Служанки» Ж. Жене – Р.Виктюка это высочайший класс красоты, стиля и загадки. Я не видела ни одного спектакля Р.Виктюка, его внешний вид настораживал что ли. Не знаю. А тут решила посмотреть его старый спектакль «Служанки». Мое место удобное, все видно, хорошо слышно. Перед спектаклем голос Виктюка просит выключить «Дорогие штучки» (мобильники, фото и кинокамеры).
        Действо началось. Что- то необыкновенное: актеры загримированы, как будто маски надели, летящая сверхлегкая ткань превращается в юбку, то в накидку и, вообще, она живая. Сначала режет слух их голоса нарочитостью, странностью, непонятностью – то ли мужские, то ли женские. Зачем? И только через какое – то время входишь в эти звуки, как во что-то осязаемое. Сюжет простой: Служанки хотят убить свою хозяйку, потому что она Добра и Прекрасна. Мешали люди – с самого начала спектакля начали уходить из зала самые трепетные, потом где-то в средине особо нервные уходили рядами. Но, когда остались и не двигались соседи, наступил – ТЕАТР. Браво! Все это была сказка, и как в сказке Добро борется со Злом. Мадам они не убили, а только рассказали Служанки о своем желании. А может это мне показалось.
          В самом конце, практически после спектакля, актеры сняли юбки и вышли молодые, красивые мужчины «хулиганничать» на сцене. Они т-а-к плясали, что зал от восторга мог обвалиться.
           Шла я по яркому Каменно-Островскому Проспекту и жалела, что не видела этого раньше.  При первой возможности посмотрю все спектакли Р.Виктюка.

 
         МАРИИНКА – 2. Не попала на бесплатный концерт, но зато купила билет на «Евгения Онегина». Постановка классическая, все знакомо: музыка, слова, костюмы, декорация осовременены. На заднем плане – «кино» - плывут облака, утром,днем, ночью они разные. Балы тоже отличаются: простенький, суетливый Ларинский бал и роскошный, аристократический – в доме Татьяны, в С.Петербурге. За высокими окнами, напоминающими Зимнедворцовские – живая Петропавловская крепость. Над сценой бегущей строкой текст на английском языке. Интересно, как перевели пушкинское «Я помню чудное мгновенье…». Акустика! Живой оркестр – сплошное наслаждение. В этот день я чувствовала себя неважно, думала посижу первый акт и поеду домой болеть дальше, но прослушала всю четырехчасовую оперу, да еще и пешком домой пошла. Сила искусства. По гулу в фойе понятно,  что очень много иностранцев в зале. У входа в театр автобусы с финскими, шведскими номерами – поехали иноземные театралы домой ночевать. Вот Петр 1 порадовался бы: все флаги в его городе.
         Ну и, конечно, КИНО. Кино я смотрю с тех пор, как помню себя. Кинотеатр завода «Комсомольская Правда» был рядом с домом, так что фильмы смотрела по несколько раз и некоторые узнаю по одному кадру. Французское, голливудское,польское, украинское, прибалтийское, армянское и, конечно, грузинское это только то, что мгновенно вспоминается кадрами, актерами. Советское кино я знала наизусть. Не люблю выходить и кинотеатра и думать: Хабенский, Серебряков,Суханов, Хаматова, Раппопорт и др. в этом фильме… а об остальных актерах фильма помню весьма смутно. Хорошо, когда говоришь себе: «Надо подумать», как после «Левиафана» Звягинцева.
         В этот мой приезд, как всегда несколько дней провела в кинотеатре «Аврора». Поностальгировала на сеансе Говорухина «Конец прекрасной эпохи»,
(забыла сразу). Сходила на А.Серебрякова в фильме «Клич» и в очередной раз
полцчила удовольствие от его работы. Ф.Бондарчук с сынов снялись в мужском
и добротном «Воине». Но абсолютным восхищением и желанием посмотреть
еще раз было «Спасение»И. Вырыпаева. К стыду, не помню фамилию актрисы, но
запомнила каждое движение молодой монахини в чужом для нее мире. Как сле-
пой человек осторожно прикасается к невидимому предмету. Остается чувство
света даже не в себе, а вокруг. Со мной это бывает очень и очень редко. Браво,Иван! 
         Вот и закончились очередные осенние каникулы в моем городе Санкт Петербурге.