Событие

Леонид Патракеев
      С трудом открыв покосившуюся калитку, Сергей прошел во двор, постоял у заколоченной двери и пошел к соседу Ивану Трофимовичу за инструментом. Со дня их последней встречи сосед сильно сдал, жил он один, став деревенским отшельником, однако Сергею обрадовался, рассказал последние новости и дал инструмент. С трудом оторвав доски, которыми сам же два года назад заколотил вход, Сергей прошел в дом и через грязное стекло небольшого окна посмотрел на улицу. Родная деревня Сергея находилась вдали от города, добраться сюда было непросто, жителей оставалось совсем мало, и улица была пуста.

Год у Сергея выдался трудным, весной умерла жена, потом обострилась болезнь и пришлось оставить работу. Находиться в пустой квартире было мучительно и Сергей решил уехать на время в свою родную деревню. Два дня он потратил на то, чтобы привести дом в порядок и затем зажил размеренной деревенской жизнью.

Река, на берегу которой и стояла деревня, недалеко от нее меняла направление, образуя полуостров, заросший сосновым лесом. Сюда вела дорога, которая дальше убегала  к большому лугу. За прошедшие годы дорога сильно заросла, было видно, что по ней уже давно никто не ездит. Раздвигая кустарник, Сергей добрался до развилки и по тропинке вышел на высокий берег реки, который круто обрывался в воду. Даль, открывшаяся перед ним, была такая, что перехватило дыхание. Сплошным ковром к горизонту уходил лес, на который живым серебром упала лента реки.

Рядом с обрывом росла высокая сосна, под которой кто-то поставил небольшую скамеечку. Сергей присел на нее и долго смотрел вдаль, слушая шум сосен. Он стал приходить сюда каждый день. Здесь приходило чувство покоя, и затихала боль в сердце, так часто приходившая в последнее время. Сергей думал о своей жизни, перебирая в памяти ее события, вспоминал умершую жену, детей, живущих далеко, и  уже не удивлялся чувству собственной ненужности, приходившему к нему все чаще. Это чувство притянуло  мысли о смерти  и Сергею хотелось лишь одного: умереть именно здесь, глядя на реку и слушая сосны.

Однажды, довольно долго просидев на скамеечке, он уже собирался уходить, как вдруг, обернувшись,  увидел мальчика, который молча стоял рядом и смотрел вдаль. Удивившись, что не слышал, как тот  подошел,  Сергей огляделся по сторонам в поисках взрослых, с кем бы мог придти сюда ребенок, но никого не увидел.
- Привет, - поздоровался с ним Сергей.
Мальчик повернул голову, посмотрел на него, но ничего не ответил.
-Мне  нравится это место,- продолжил разговор Сергей.
-Я знаю,- отозвался мальчик,- ты здесь сидишь и думаешь о смерти.
-Что?- поразился Сергей,- откуда тебе это известно? Кто ты?
- Тебе не надо этого знать,- ответил мальчик. – Сидя здесь ты перебираешь события своей жизни, хочешь понять причину своего одиночества. Меня прислали, чтобы напомнить тебе одно событие, о котором ты забыл.
-Кто прислал?- не мог успокоиться Сергей.
-Тебе не надо этого знать, - повторил мальчик и продолжил,- когда тебе было двенадцать лет, ты с друзьями ночью залез в церковь,  вы взяли свечи, уронили на пол крест с распятым Христом, а уходя, ты снял со стены икону Валаамской Божией Матери и унес с собой.
Сергей почувствовал, как у него сдавило сердце.
-Потом, - продолжил мальчик, - вы разожгли костер и сожгли все, что украли в церкви, а когда костер уже догорал, ты положил в него икону.
Прижав рукой левую сторону груди и глядя на мальчика, Сергей спросил:
-Кто тебе рассказал?
-Тебе не надо этого знать,- вновь произнес мальчик, -  ты пойдешь в эту церковь и будешь работать, у тебя откроется дар, ты начнешь писать иконы и напишешь икону Валаамской Божией Матери, взамен той, что сжег когда - то. 

 Сергей не мог поверить в услышанное.

-О чем ты говоришь? Какой дар? Я и в церкви то за всю жизнь был несколько раз.
Мальчик посмотрел на него,  в его широко раскрытых глазах плескалась синева.
-Я все передал, а дальше решать тебе.
Он подошел к краю обрыва  и посмотрел на солнце, которое клонилось к горизонту.
-Прощай,- произнес мальчик, сложил руки на груди и исчез.

С трудом приходя в себя, Сергей посмотрел по сторонам. Все вокруг дышало покоем, и он не мог понять был ли мальчик в действительности или ему  померещилось.

Найдя таблетку, Сергей положил ее под язык и закрыл глаза. Он увидел себя подростком, лезущим в церковь, костер, куда он бросил икону, которая лежала на углях и не загоралась, а потом вспыхнула ярко и бесследно исчезла. И вдруг вся жизнь Сергея предстала перед ним в свете этого поступка. Он открыл глаза.  Вечернее солнце уже опустилось за реку, и наступили сумерки. Домой Сергей добрался уже в темноте.

На следующий день Сергей пришел в церковь, нашел настоятеля отца Михаила и попросил взять его на работу. Храм  восстанавливался, рабочих рук  не хватало, и батюшка был рад любому, кто готов был потрудиться во славу Божию. Через  месяц, зайдя в дом, где жил священник, Сергей увидел на столе совершенно почерневшую икону, которую восстанавливал отец Михаил. С детства способный к рисованию, Сергей стал помогать ему. И в один из дней, убирая с очередной   иконы следы многолетней грязи, он вдруг увидел, как на ней проступил лик Христа. Сергей поднес икону к окну. В солнечном свете на него смотрел Христос.  И в этот момент Сергей отчетливо понял, что сможет написать икону. Он рассказал священнику о  грехе, что нес по жизни,  о том, что  случилось с ним в сосновом лесу и попросил благословение на написание иконы. Отец Михаил долго молчал, думая о чем-то, потом улыбнулся и благословил.

Через полгода в восстановленной части храма стояли Сергей и отец Михаил. Священник  показал ему место, где раньше висела икона Валаамской Божией Матери.  Сергей подошел к стене и повесил икону на место. Когда перед иконой загорелась лампадка, он поразился пришедшей вдруг мысли – насколько же трудным и запутанным  оказался путь его к Богу.