Мамины корни. часть 10

Елена Пытьева
Мамины КОРНИ.
В детстве я очень любила ездить к моим «прародителям» по маминой линии, т.е к моей бабушке Вике, прабабушке Тоне и дедушке Виктору, в г. Харьков.
Интересна история моего РОДА. Рода древнего.
Теперь, как никогда , я понимаю ВАЖНОСТЬ - Знания Своего Рода,
 Важность ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ- РОД.
Это ведь твои КОРНИ, которые питают тебя, укрепляют тебя, оберегают тебя, направляют тебя.
ВСЕ ,что «наработал твой РОД -в тебе.
Моя бабушка Тоня- полька по происхождению,
 у нее было два имени – Альбина и Юзефа.
Для удобства произношения (какого удобства?) в Харькове ее звали Тоня.
Кстати, мне это не совсем понятно и сейчас, зачем имя моего большого друга Румии Халиковой было бесцеремонно изменено на Риту.
 Это я ,мысленно, по –аналогии, перенеслась в более поздний период своей жизни -время моего круглогодичного проживания  с детьми на ДАЧЕ.
А имя ее мужа – Манира -на Мишу.
Это же два совершенно разных имени! А значит ,мы, по «своему усмотрению»,изменяем его КОД, так?
Я не считаю большим трудом -правильное, членораздельное произнесение имени РУМИЯ.
То, что оно как-то непривычно Вашему уху- не является аргументом для внесение Ваших коррекций.
Тем более, произнесение этого имени никак не предполагает воспроизведения каких-то «новых» звуков, которых нет в русском языке.
«С моей легкой руки», их начали звать именно так, как и дОлжно было.
 Причем –ВСЕ и СРАЗУ.
 Куда-то «исчезли» Рита с Мишей, зато появились Румия и Манир Халиковы, бесконечно любимые мною мои друзья.
Так вот, возвращаясь к начатой теме ,продолжаю.. Моя прабабушка ТОНЯ -она же Альбина и Юзефа -происходила  из разорившегося дворянского рода. Их усадьба, как говорит  моя мама, располагалась под Краковом.
Мама бывала в Польше и видела  эти живописные места ,их поместье, где жили мои польские прародители .
У моей бабушки Тони родители умерли рано, и  она воспитывалась своей тетей.
Мой прадед Виктор, белорус, был у них в услужении.
Случилось так, что они полюбили друг друга.
Но по польским законам того времени ,сочетаться браком там, в Польше, дворянке и простолюдину было невозможно.
 И они бежали в Советский Союз, обосновавшись  в Харькове.
В Харькове у них родились дети- моя бабушка Вика и ее брат Миша(мой двоюродный дедушка).
По отцовской линии моей мамы начинается моя Греческая ВЕТВЬ.
Мой дед Борис, первый военный из большого священнического рода. Его отец-протоиерей Андрей, который был сослан в Сибирь за   ВЕРУ во ХРИСТА, где он и умер, оставленный всеми  родными, отрекшимися от него.
Времена были тогда «безбожные»,время гонения на Церковь, и  страх заставлял людей делать ЭТО.
Как-то осуждать их я не имею права, т.к мы и сами не знаем, как бы поступили , окажись мы  в такой ситуации.
Апостол Петр тоже отрекся от Христа трижды из-за страха, читаем мы в Евангелии.
Матушка Анна, супруга моего прадеда Андрея и мать  моего деда Бориса, умерла рано. И мой дедушка Борис, вместе со своей сестрой Ольгой, остались без отца и без матери.
Деда Бориса я никогда не видела. Он умер в годы Великой Отечественной, оставив мою бабушку Вику с двумя детьми- моей мамой Мальвиной и моей  возлюбленной тетей Ниной.
На этом мои знания о моих Корнях по маминой линии заканчиваются.
О моем Отце и ,соответственно, моей родовой линии по Отцу, уже рассказано не мало.
Я родилась и воспитывалась в семье моего Папы, его родителями -бабушкой Шурой и дедушкой Петей. Это тема отдельная. И будет изложена в отдельной главе моего повествования.
Итак, поехали со мной в г. Харьков, к моим незабвенным бабушке Тоне и дедушке Вите, моим прародителям…
Солнце- щедрое,»украинское»,разлитое…Лето. Харьков.
Они жили в большом бревенчатом доме, уже старом,»родительском»,где выросли мои бабушка Вика с дедушкой Мишей.
Входя в калитку их маленькой «усадьбы», сам дом располагался слева.
Меня сразу встречал своим «грозным» лаем пес Шарик. Он был настоящим дворовым сторожевым псом, со своей будкой, которая была чуть поодаль, неизменно в дневное время «посаженный» на железную цепь. Все телодвижения Шарика безошибочно определялись по звуку этой тяжелой цепи,  сопровождавшей его неотступно.
 Сам Шарик был очень добрым и дружелюбным псом. Но сторожевой собаке положен грозный вид, внушительные размеры и предупреждающий лай. И это ему ,как собаке умной, было понятно.
 И он преданно и верно нес свою  многолетнюю службу. Его я застала уже в «преклонном» возрасте.
Но, так как в природе все сбалансировано ,в доме жила еще одна маленькая, но достаточно злобная собачка -той-терьер-Фунтик. Фунтику позволялось жить в самом  доме.
 И, то ли чувствуя свою «породистость», то ли из-за своего привилегированного положения, характер у Фунтика был скверный , а поведение -непредсказуемым..
Из дома дорожка вилась в сад, который занимал практически всю территорию..
По периметру всей усадебки стояли клетки с кроликами. Их было великое множество. И мне очень нравилось за ними наблюдать и кормить…
Особенно  интересным было наблюдать за маленькими крольчатами.
Молодняк отсаживался в отдельные клетки.
Во- первых потому, что крольчиха могла их «сожрать».
Эта положение мне было абсолютно непонятно.
Но кроликами занимался дед Виктор, ему виднее.
То есть , То, что «во-вторых»- знал только он один.
В самой глубине сада стоял курятник. Бывать там -было тоже очень здорово! Мы забирались туда с дедом- собирать еще тепленькие куриные яйца.
Они были чуть шершавыми на ощупь, иногда с прилипшим к ним перышком куриным, и разного цвета.
Белые, чуть «кремоватые» и «почти» светло-коричневые.
Мне всегда нравились темные яйца, то есть не белые. Желток у них был  «красным»- так сельские жители определяют такой цвет- таким он был ярким и вкусным.
В Харькове все было вкусным..Бабушка Тоня превосходно готовила. И готовила в прозрачных стеклянных кастрюлях и сковородках, только тогда появившихся в продаже, где весь процесс жарки и варки был абсолютно «прозрачным»..
Было необычно наблюдать за шипящими «жарившимися» котлетами..
Вообще все «вкусности» и «припасы»-а в Харькове их было вдоволь -хранились в погребке, который находился во дворе. Возле Шариковской будки.
Дед Миша в то время работал директором продуктовой базы.
Бабушка Тоня было строгих правил.
Меня «загоняли» домой ,в «крайнем случае», в 21.00.
По летним меркам соседских  детей моего возраста- РАНО..
И я всегда покидала моих озорных приятелей   в «самом разгаре самого интересного», как это обычно и происходит в детской жизни.
Летом в это время -еще совсем светло. Но моя бабушка считала «неприличным» задерживаться  на улице дольше и не поддавалась никаким моим уговорам.
Ее не интересовало, что все соседские дети «еще» гуляют.
А вот я должна идти домой. Таков порядок.
И даже эти «крайние случаи» случались не так часто..
Если дед Миша приходил с работы раньше, то и мои детские прогулки заканчивались,соответственно, раньше.
Да  бы -я должна была «отобедать» с дедом.
Хотя я начала ездить в Харьков в возрасте где-то 11-12 лет.
Но и в мои 14- порядки и не думали меняться.
Воспоминания всегда дискретны…Как и сам поток сознания..
Поэтому Вас ожидают отдельные маленькие картинки моих воспоминаний. которые затем будут складываться в интересную «мозаику» отдельных стеклышек -картинок различных эпизодов моего детства..
Напоминаю для тех, для кого утеряна нить повествования..Это началась..Харьковская ТЕМА.
(Продолжение следует).