У вас есть дача? Гл. 9

Людмила Волкова
                9. Альпийские горки, цветы и дети

                Мы вообще вызывали у односельчан сильное любопытство. Особенно, когда меня накрыла с головой генетическая любовь к цветам (мамино наследство), и я  решила устроить альпийские горки вместо обычных клумб.
                Народ в селе  сажал под окнами цветочки знакомые, всякие там чернобривцы  (бархатцы), они же по-научному ТАГЕТЕС, петунью, фиалку,  астры, георгины – всего не перечислишь.
                Для  обустройства  альпийских горок  требовался песок, глина, камни и  физическая сила. У меня же в наличии было только желание, упрямство и несколько красивых картинок из журнала «Садоводство».
                – Ну, ты и заядлая, – говорил муж, наблюдая, как я выгребаю из сумки здоровенные булыжники, найденные по дороге со станции.
                – Валялись на насыпи.
                – И ты пёрла сумку с продуктами в одной руке, а в другой…
                – Там еще есть. Красивые, правда? Гранит.
                До того  как я пошла собирать камни по всем дорогам, мы уже успели привезти  «запорожцем»  довольно много  камней  с симпатичными прожилками и разными оттенками из  недостроенного «детского городка»  в Перещепино. Брошенное строительство венчали две каменные башни с бойницами. Очевидно, они были частью замысла  соорудить сказочный городок.
                Я с вожделением облизывалась на эти башни, когда мой Витя уже загрузил в багажник все, что валялось на площадке. Так хотелось разобрать и эту роскошь по камешку!
                У меня появилась дурная привычка и в городе смотреть под ноги во время прогулки с внучкой Женечкой. Гуляю с коляской по парку – и вдруг кусок гранита чудного цвета – серого с зеленцой и желтоватым бочком! Ну, и как не поднять?
                Домой  я уже возвращалась, под завязку забитая внучкой, ее вещами и разноцветными камешками.
                К тому моменту, как подросли мои младшие внуки, перейдя из коляски на собственные ножки, в моем палисаднике красовалось три горки и несколько сложенных из камней  рабаток. Это такие длинные емкости, куда  засыпают почву и сажают цветы.  И сколько я угробила сил, работая каменщиком! Ведь  рабатки требовали скрепления известью, чтобы не протекала вода при поливке, но я не жалела своих рук…
                – Прямо как в Крыму, – говорил кто-нибудь из знакомых сельчан, созерцая мои горки.
                Каждую горку венчала  туя, у подножья которой подрастали кустики  самшита.
                Горки требовали ухода и полива, так же, как и розы, которые росли  до того момента, пока их не выкрали односельчане, чтобы   пересадить на могилы своих покойников. Вот и пришлось на их месте городить альпийскую экзотику.
                Дети моей дочери, Ирины, летом жили в селе у второй своей бабушки.  Но малышня Дениса тоже нуждалась в свежем воздухе. И как только Илюше исполнилось два с половиной  года, мама Аня стала подкидывать ребенка нам.
                А ребенок был еще тот! Он мог часами плакать в голос, взывая на все село:
                – Хочу к ма-аме! К маме хочу!
                Сидит на лавке под грушей, болтает ногой, косит глазом в мою сторону и плачет то навзрыд, то ноет, ноет…
                Уговоры и ласка не помогают, и я нервничаю:
                – Ну,  хватит! Мама тебя не слышит, она в городе, иди по саду побегай! Смотри, курочки бродят…Ой, какие красивые курочки! А ну,  прогони их с нашего огорода!
                – К маме хочу-у-у! – со смаком тянет  неутомимый Илюша.
                Правда, на минуту умолкает, чтобы все-таки на курочку посмотреть.  Потом обретает второе дыхание – заводит с новой силой.
                Уже дед Витя  не выдерживает, голос поднимает:
                – Стыдно плакать! Ты же мужчина! Что ты маму зовешь? Тут же папа есть, бабушка! Все работают, а ты бездельничаешь.
                Папа (Денис) успокаивает нас с крыши сарая, которую ремонтирует:
                – Не обращайте внимания! Устанет и замолчит.
                Илюша – мальчик симпатичный: глаза синие, большие, как у папы Дениса, в длиннющих ресницах, волосы  с медным отливом, как у мамы Ани, вьются. Он должен будить во мне  жалость, но вызывает раздражение. Что-то в нем есть такое хитренькое,  он все-таки  работает на публику.
                Помню, как мы ехали в поезде на дачу. В полупустом вагоне раздавался звонкий голос моего внука, который нашел слушателя в лице  мальчика постарше. К трем годам Илюша уже разговорился, хотя долго молчал, теперь он оперировал только сложными предложениями, из которых было понятно: мальчик развит, умен, но лишен скромности. Ему нужен был слушатель.
                Весь вагон невольно слышал разглагольствования моего внука. Мы же сидели далеко от того окошка, где пристроились дети. Хотелось встать и  попросить Илью помолчать.
                И тут вдруг слышим от его молчаливого собеседника:
                – Ты когда-нибудь заткнешься?! Голова от тебя трещит!
                Кто-то из взрослых засмеялся, а мне было стыдно. Мои дети,  когда росли, не актерствовали, не искали внимания…Что же вырастет из этого красивого, но эгоистичного ребенка?
                Заглянуть бы в сегодняшний день, чтобы  успокоиться! Да хорошим парнем он вырос –  высоким красавцем, покладистым, добрым, образцовым отцом и мужем! Не ленив, а наоборот – деловой он, переполнен идеями. Закончил физтех университета, работает на себя, реставрируя  автомобили  в стиле ретро.
                А пока  это ленивый и капризный ребенок, от которого одни неприятности. То плачет, то  не хочет есть, то не хочет спать…
                В общем, одна морока, а работа стоит! А мне нужно столько всего переделать!
                Потом мы стали брать на дачу  Варю, которой у нас нравилось больше, чем в селе у бабушки Гали.
                Варя – девочка с характером, зато научена помогать и не ленива. Правда, если уж ей надоело что-то, просто бросает и уходит играть. Свободолюбивый человек. Она на два  года старше Илюши, не болтлива, а если чем-то занята, то надолго.
                Она рисует, и не просто хорошо – у нее все объекты в движении, и это меня радует: это ведь особенность ума, пусть пока и не проявляемого четко.
                Варя нежно любит лошадей, которых видит редко (разве что у бабушки в селе), и когда их рисует, то ее лошадки или скачут галопом,  или поднимаются на задние ноги,  или качаются на траве.  У каждой Вариной лошади есть свое выражение морды, что меня удивляет, как и внимание к точным и вроде бы мелким деталям в рисунке, которые и создают  эффект движения.
                Варя не боится лошадей. Никогда не забуду, как однажды в парке Чкалова повела трехлетнюю внучку покататься на лошадке.
                В роли жокея выступали ученицы школы верховой езды, молодые девушки. Они помогали ребенку взобраться на лошадь, усаживали впереди  себя и проезжали  шагом два-три круга по парку, иногда рысью.
                И вот настала наша очередь. И первое, что сделала моя независимая Варя, это стала прогонять жокея:   
                – Я сама, сама хочу!
                – Девочка, так нельзя, ты еще маленькая! Лошадка тебя сбросит! Тебя нужно держать. Ну, иди сюда! Давай ручки, я тебя подниму!
                А моя Варя со злостью хватает девушку за ноги, пытаясь стащить ее с лошади:
                – Я хочу сама!!!
                Очередь смеется и волнуется. Варю в конце концов уговаривают сначала проехаться с тетей.
                Мой ребенок возвращается после конной прогулки с недовольной физиономией. Тетя улыбается:
                – Всю дорогу она пыталась от меня избавиться! Ну и бесстрашный у вас ребенок! Я уже рысью иду, а она кричит, чтобы быстрее! Даже галопом прошлись половину круга!
                Я тогда не знала, что Варя в конце концов исполнит свою мечту – научится верховой езде и даже будет года два ею заниматься. Но, увы, ипподром был очень далеко за городом, девочку некому было туда возить, и мечта оборвалась…
                А потом это удовольствие стало таким дорогим, что семье было не потянуть…
                Когда самой младшей нашей внучке, Женечке, стукнуло пять лет,  она присоединилась к Варе и Илюше. Тот больше не плакал. В таком коллективе ему было весело.
                Попробуй накормить трех малышей, искупать вечером, уложить спать!
                Какой сон, если им хочется хохотать, болтать,  кидаться подушками, в общем – бузить?
                О, это было испытание не для слабонервных! И столько приключений случалось в эти дачные дни, когда «цветы жизни» заставляли меня даже забыть о цветах на клумбе!
                Однажды я что-то делала в хате, а дети бегали по двору. Пространства между яблонями, виноградником, душевой кабиной, моими горками и кустами барбариса да жасмина вполне хватало для разных игр. Но я все время была начеку.
                Вдруг слышу жуткий визг. Так визжат поросята. Но у нас нет свиней. Мои дети тоже визжат, но иначе. Крик в три голоса заставил меня оторваться от дела и выскочить во двор.  Я увидела замечательную картинку: дети орут и разбегаются в разные стороны, а за ними гонится поросенок  подросткового возраста.  Хрюкает, визжит и так целеустремленно меняет  направление – то за крошечной Женечкой, то за  ее братцем, то за длинноногой Варей. Догонит – и тычет рылом  в упавшего ребенка!
                Такой активной свиньи, чтобы охотилась за убегающим  объектом, я еще не видела.
                Я, конечно, ринулась наперерез этой скотине, чтобы направить ее бег в сторону родной хаты. Это Нинка выпустила поросенка поживиться на чужом участке, вот зараза!
                Но убеждать Нинку, что это свинство – выпускать поросят на чужой огород, это все равно, что просить Веру держать своих кур на собственной территории. 
                Однажды утром я обнаружила на нашем огороде лошадь!   Та мирно щипала «травку»,  не соображая, что лишает нас урожая морковки!
                Оказывается, это Нинкин супруг прозевал побег своей скотины с давно уже вытоптанного родного  огорода!
               
Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/13/1295