Забавное и не очень

Елена Вязанская
Как же все-таки избалованы столичные жители сервисом, в частности - сервисом общепита! Долго готовят блюда? Пересолена котлета? Пятно на скатерти? – А ну-ка, позовите администратора! 
Подумаешь, какие мы принципиальные! 
 
Так вот, расскажу вам о добром и уютном белорусскрм городке, жители которого лишь удивятся нашим завышенным требованиям.  Городок этот, с ухоженными улочками и редко встречающимися прохожими – Марьина Горка.
Целью нашего с мужем посещения местечка было желание как-нибудь необычно отметить некий солидный юбилей нашей совместной жизни. Далеко ехать – очень уж жарко, в Минске – слишком обыденно. Вот и выбрали Марьину Горку, где, как мы знали, находится историческое место – усадьба графа Макова. Рассудив, что таким образом совместим приятное с полезным – и праздник отметим, и кругозор расширим – сели в электричку.
По приезде решили сразу посетить усадьбу, дорогу к которой спросили у  местной жительницы. Та растерялась:
– Усадьба? Какая усадьба?
– Да как же, это ведь ваша достопримечательность! – подсказываю я.
– А-а, это, наверное, кремль?! – восклицает она.
Нашему удивлению нет предела:
– У вас есть кремль?
Женщина поправляется, улыбаясь:
– Ну, замок! Вам замок нужен? Мы его кремлем называем!
Соглашаемся: наверное, то, что мы ищем, можно и замком назвать. Благодарим и идем к указанному месту. Действительно, трехбашенное высокое здание из красного кирпича можно  принять за замок, да только построен он совсем недавно для сдачи в аренду офисных помещений и развлекательных заведений. На «кремль», правда, не тянет. Сфотографировавшись на его фоне, идем дальше. Еще двое встречных тоже не могут нам помочь – ни про какую усадьбу они не ведают.
Проголодавшись, решили перед дальнейшими поисками отметить праздник. Очень кстати увидели ресторан «Журавинка». Только почему-то с 17.00 до 18.00 там оказался перерыв. При таком раскладе у нас осталось всего полчаса времени, чтобы поесть. Кроме того, как оказалось, в это время в зале отмечалось печальное событие. Ну что ж, подумали мы – найдем другое местечко. Нашли. Перед глазами возникла вожделенная вывеска «БАР». И время работы указано: «с 12.00 до 24.00».  Радостно дернули ручку двери – заперто. В магазинчике за углом нам объяснили, что закрыто там уже около двух лет… «А вы сходите в кафе на улице около Торгового центра «ТРИО», тут недалеко», – посоветовала девушка-продавщица. Поскольку я несколько иначе представляла этот день, в баре «Аливария» праздновать отказалась. Считайте, закапризничала. Решили спросить еще кого-нибудь. Очень милая женщина озаботилась нашим голодным состоянием настолько, что стала звонить своим родственникам, узнавая, куда бы нас отправить покушать. Спасибо ей – мы узнали о существовании еще двух ресторанов. Правда, один из них, «Хельсинки», находится где-то в военном городке, куда нужно было ехать на маршрутке (да и кто знает, не попадем ли снова в перерыв), а вот второй, «Версаль», – совсем рядом. Входим в этот действительно красивый, даже помпезный, совершенно пустой зал и здороваемся с девушкой, протирающей бокалы.
– У нас обед, – сообщает она.
Удивительно, как после открытия в 15.00, к 16.00 здесь успели проголодаться. Ничего не поделаешь, плетемся в увиденную прежде на пути столовую; как говорится: голод не тетка.
Подойдя к витрине с шедеврами кулинарного искусства, робко спрашиваем продавца:
– Скажите, а гарнир какой-нибудь есть?
– Кухня до трех, – пресекает она наши дальнейшие вопросы.
– Ну что ж, зато коньяк есть, – решили мы и выбрали к нему предложенную закуску.
– И хлеба кусочек, – робко попросил муж.
– А вот хлеба, наверное, нет, надо поискать, – сказала продавец и пошла в подсобку. Через некоторое время она торжественно вынесла на салфетке крошечный кусочек суховатого хлебушка – все, что нашла.
Присели праздновать. Мужу повезло больше – его скумбрия, запеченная с овощами, была неплохо приготовлена, а вот мой шашлык из свинины… Словом, в нем мне больше всего понравились кольца лука между кусками… нет, не мяса, а костей и сала. Хотя, нет, кости кое-где были сдобрены мясом, но лишь слегка, видимо, из жалости к голодным клиентам.
Захотелось десерта. Однако пирожки с черникой пробовать не рискнули (тем более что надоело отгонять от остатков шашлыка настойчивую непривередливую муху) – решили предпринять вторую попытку посещения «Версаля» (его работники к этому времени тоже должны были пообедать).
И вот мы снова в красивом пустом зале. Теперь нам приятно улыбаются и приглашают за безупречно сервированный стол. Открываем меню.
– Будьте добры, «Капучино», – прошу я.
– А «Капучино» нет, только кофе из машины, – отвечает официантка.
– Ну что ж, давайте из машины, – соглашаюсь , – и пирожное.
– У нас нет пирожных, - слышится ответ, - вот только шоколадки.
– Нет, спасибо, шоколадки не хочу, ну хоть мороженое есть? – с надеждой спрашиваю я.
Лицо ее проясняется:
– Мороженое есть!
– Тогда, пожалуйста, мороженое с шоколадной крошкой!
Девушка тушуется:
– С шоколадом нет, только с наполнителем!
Недоумевая, почему, если есть шоколад, нельзя накрошить его на мороженое, снова опускаю глаза в меню и радуюсь найденному там «Творожному десерту». Смущает лишь его состав: «мороженое пломбир, наполнитель: шоколад, сироп, орехи». Естественно, удивляюсь:
– А где же творог?
Девушка виновато улыбается:
– А творога мы не заказываем, потому что его у нас никто не берет.
На вопрос, почему десерт называется творожным, я лишь увидела виноватую улыбку на ее лице.
Стало весело, и я без огорчения согласилась на кофе из машины и мороженое с наполнителем,  Красивая обстановка и приветливая девушка (а уж в том, что меню не соответствовало наличию указанных в нем блюд – не ее вина) все-таки скрасили предшествующие мытарства, и вернули ощущение праздника.
Поверьте, описанное путешествие по общепитовским заведениям нисколько не возмутило, а лишь позабавило и даже поселило внутри какое-то чувство неловкости от собственного вторжения в размеренную провинциальную жизнь со своим уставом – туристы, одним словом.

А поиск усадьбы действительно огорчил.
Поскольку милая официантка тоже не смогла помочь нам в деле расширения кругозора, позвонили дочери, чтобы узнать в Интернете адрес усадьбы: ул. Октябрьская, дом №2. Улицу нашли, а вот где дом №2 – никто так и не смог подсказать. Пошли в направлении, которое должно было привести к нужному адресу. Шли долго, город закончился, но куда-то все-таки вела заасфальтированная дорожка. Ожидания оправдались: перед нами – большой парк с вековыми липами. Тут нашелся и молодой человек, который, наконец, сказал долгожданные слова:
– Усадьба? Да вон там! Перейдете через мост, и – налево.
Мы так и сделали. И только тогда стало понятно, почему люди не знают, что есть в их городе эта усадьба: нигде ни одним словом не указано, чей этот красный дом с башенками. На стене лишь висит памятная доска, на которой написано, что с 1935 по 1941 гг. в усадьбе размещался Дом творчества писателей Беларуси, в котором жили и работали Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Кузьма Чорны и др.
Удивило, что к старинному зданию беспардонно пристроены корпуса «УЗ «Областной детский центр медицинской реабилитации «Пуховичи», адрес которого почему-то на сайте горисполкома указан совсем другой: ул. Карла Маркса,9. Никто не будет спорить, что это очень нужный центр, но почему его нельзя было построить хотя бы в ста метрах от старинного дома графа? Из окон доносятся детские голоса, музыка, а на заднем дворе среди груды строительного мусора стоит памятник маленькому Володе Ульянову.
Стало обидно за бывшего хозяина усадьбы, много усилий приложившего для развития этого ничем не примечательного в конце 19-го века местечка. То, что именно здесь проходит железная дорога и находится станция «Пуховичи», Марьина Горка обязана только графу Макову – крупному чиновнику, несколько лет бывшему министром внутренних дел Российской империи. А еще не было бы Марьиногорского аграрно-технического колледжа, если бы когда-то Лев Саввич Маков вместе со священником Фомой Русецким не основали здесь Сельскохозяйственную школу. Благодаря этим же людям в Марьиной Горке был возведен православный храм, взорванный впоследствии большевиками. Граф Маков ничего не разрушал, он развивал и строил, всячески способствуя расцвету края, в котором жил. Грустно от того, что об этом не знают и не чтят его память наши современники…

Едем назад, наполненные яркими впечатлениями дня, посмеиваясь над своими приключениями. Как бы то ни было – праздник удался и запомнится надолго. Решаем выезжать из столицы как можно чаще.