Неоспоримое

Лев Раскин
Как только появилась возможность, рьяно я кинулся скачивать книги. Надо мной многие ржали и ржут до сих пор: можно, мол, это и так читать онлайн.
Можно-то можно, но уже далеко не всё. А придут времена - и хрен ты чего вообще скачаешь и посмотришь бесплатно, а тем более - без одуряющей рекламы, суть которой одна: заплати, чтобы от тебя отвязались... Но это уже иная тема.

Так вот, путешествуя по бесплатным библиотекам, наткнулся я на замечательную старую книжицу. Поварнин С.И. "Искусство спора". Первое издание - 1918 г., второе - 1923 г. И до начала 90-х - глухо, запрет. Но и сегодня что-то никто так и не собрался книжицу эту замечательную разрекламировать...

Я, как почитал, буквально охренел. Речь-то идёт о сегодняшнем времени!
И, кажись, что и написал на эту тему, опираясь на старого знатока. Но да, точно писал о так называемом "чтении в сердцах", которым так искусно злоупотребляют все штатные полемисты на разных там полит-шоу. То есть, все эти агитаторы за любую власть, которая им платит, вовсю злоупотребляют всеми погаными софизмами и прочими бесчестными приёмами спора...

Но ладно. Просто почитайте отрывочек, касающийся абсолютно всех.
А всю книгу только начал обрабатывать. Там и язык трудноват, и полно разных огрехов оцифровки.

                *  *  *

...Наконец, есть еще одно неизбежное условие правильного, полезного спора: надо знать то, о чем споришь. Но собственный опыт читателя может указать ему, насколько часто это условие, выполняется... Особенно в юности!
И это во все века и у всех народов, где только имеются пылкие спорщики. Не говорю уже о «запойных спорщиках», какие встречаются у нас...
В Греции, говорят, некоторые софисты преподавали искусство спорить о том, чего не знаешь.
У нас склонны к мысли, что «изучение» вообще вещь излишняя и докучная, когда можно прямо хватать быка за рога:

          Порода надобна певцу, а не ученье —
          Он, не учась, учен - коль влезет в восхищенье.

К чему «искусство» - когда у нас есть и без этого некоторая, так сказать, "врожденная" виртуозность в этом деле!

Напоминаю слова Достоевского:

«Если бы, например, он (русский спорщик этого типа) встретился со знаменитым химиком Либихом, хоть в вагоне железной дороги, - и если бы только завязался разговор о химии и нашему господину удалось бы к разговору примазаться, - то, сомнения нет, он мог бы выдержать самый полный ученый спор, зная из химии всего одно только слово: химия. Он удивил бы, конечно, Либиха, но кто знает — в глазах слушателей остался бы, может быть, победителем. Ибо в русском человеке дерзости его ученого языка нет пределов».
(Дневник писателя. Нечто о вранье).

Интересно, что подобный спор не только удовлетворяет спорщика, но, по замечанию Достоевского, даже повышает как-то его уважение к себе. И это приводит великого изобразителя русской души и жизни в недоумение.

«Вот это-то уважение к себе и сбивает меня с толку. Что есть дураки и болтуны, — конечно, тому нечего удивляться, но господин этот очевидно был не дурак. Наверно тоже не негодяй, не мошенник; даже очень может быть, что - честный человек и хороший отец. Он только ровно ничего не понимал в тех вопросах, которые взялся разрешить.

Неужто ему не придет в голову через час, через день, через месяц:
„Друг мой Иван Васильевич (или кто бы там ни был) — вот ты спорил, а ведь ты ровно ничего не понимаешь в том, о чем трактовал. Ведь ты это лучше всех знаешь. Ты вот ссылался на естественные науки и математику, а ведь тебе лучше всех известно, что ты свою скудную математику, из твоей специальной школы, давно забыл, да и там–то не твердо знал, а в естественных науках никогда не имел никакого понятия. Как же ты говорил? Как же ты учил? Ведь ты же понимаешь, что только врал, а между тем, до сих пор гордишься собою. И не стыдно это тебе?“»
(Там же)

Услышав эти слова великого писателя, Иван Васильевич, вероятнее всего, стыдливо усмехнется себе в бороду, но вряд ли заречется. Болезнь трудно излечимая.

                *  *  *

Слегка посмеюсь над тем, что тут классик, взятый на вооружение русскими националистами, как раз критикует русский менталитет.
Но пусть утешатся: лично знаю еврейских и прочих сумбурных книгочеев, которые страдают тем же.