Поменялись гл. 11. В деревне то было...

Лилия Синцова
Минька Панин в детстве рос задирой и матюжальником, он ни-кого не боялся, если, что не по нему, то он, не раздумывая тыкал обидчику кулаком под «дых», и цыркнув слюной сквозь зубы презри-тельно отходил в сторону, словно ожидая сдачи. Но сдачу редко кто решался сдать, а на старших ребят Минька не задирался. И был у него закадычный школьный товарищ Гринька. Сидели за одной партой в школе, но Гринька был спокойный и не драчливый мальчик. На лето друзья разлучались и встречались редко. Гринька от Миньки жил далеко, на другом конце деревни за четыре километра от друга.

Шли годы, друзья закончили учёбу в восьмилетней школе, и вместе поступили в сельскохозяйственный техникум. Летами, приезжая домой, повзрослевший Минька, также озоровал, и легко вступал в драку. Если он начал махать кулаками, то не скоро успокоится. Гриньке зачастую приходилось разнимать дерущихся. друзья оба были высокие, коренастые с «пудовыми» кулаками. Осенью, после окончания техникума друзей забрали в армию, и на два года они расстались.

И вот дембель. Вернулись в родную деревню два красавца, от девок отбою нет, а они себе цену знают, погулять ещё хочется.  Михаил свои бойцовские замашки не растерял, а Григорий был всё так же добродушен. Устроились друзья в совхоз работать трактористами, хотя оба имеют техникумовские дипломы со специальностями механиков. Михаил при случае не упускал возможности помахать кулаками, но это становилось всё реже и реже.
Закончилась летняя страда, и у парней стало больше свободного времени, а не так, как летом трудились от зари и до зари. Да и подошла пора задуматься о женитьбе. Уже два года минуло с тех дней, как они вернулись из армии, а девок подходящих до сих пор не встретили.

В конце октября приехали в деревню две девчонки-подружки – Татьяна и Галина. Они жили в захолустье, где не было ни работы, ни женихов стоящих. Девчонкам деревня понравилась, всё же веселее, чем дома. Одна стала работать бухгалтером, а вторая парикмахером. Обе беленькие (или крашеные?), смешливые и симпатичные. Бегают девчонки в сельский клуб, с молодёжью знакомятся, на парней поглядывают. А последние дни октября стояли дождливые, пасмур-ные, солнышка уж который день не видать. Такие дни наводят скуку, и выйти из дому не хочется. Но дело молодое, и вечером Таня с Галей опять в клубе. А там молодёжь концерт готовит ко дню Великой Октябрьской Социалистической революции. Комсорг Татьяна Со-ловьёва быстро прибрала девушек к рукам. Одной стихи читать дала, а другая в сценке стала участвовать. А друзья, надев сарафаны до полу, повязав на головы платки, репетировали номер под песню «Светит месяц, светит ясный». Две хохотушки не удержались и прыснули от смеха, увидев, что вытворяют Минька с Гринькой на сцене. С ними ещё был третий – Иван Козлов. По сценарию песни там было три героини – Марья, Дарья, Акулина. Друзья обратили вниманье на подружек. А те, почувствовав это, стали шутить и заигрывать с парнями. И приударили друзья за девчонками, да так приударили, у обоих дело дошло до свадьбы.

Сначала зимой женился Михаил на Татьяне, а летом – и Григо-рий на Галине. Друзья продолжали общаться, праздники и советские и церковные отмечали вместе. У Михаила уже росли два сына, а у Григория Галина ну ни как не могла забеременеть. Первые годы она лечилась от бесплодия, муж её даже на курорт два раза отправлял, да всё без толку, а потом махнула рукой, нет, так нет. Но хозяйка Галина была отменная, в доме идеальный порядок всегда. И хотя Григорий очень хотел иметь детей, но жену не бросал. Кто знает, какая ещё жёнка попадётся. И она, словно чувствуя свою вину перед мужем, особо ему не перечила.
Михаил возглавил картофельное звено в совхозе, и гремел вы-сокими урожаями на весь район. Григорий не ходил в передовиках, но работал на совесть. Грянули девяностые, лихие – теперь называют эти годы. Стало трудно жить, зарплату месяцами не выплачивали. И взял Михаил в совхозе трактор в счёт зарплаты и стал работать на себя. Он пахал, подвозил, окучивал, дорого с людей не брал, и его народ уважал и ценил.

Григорий устроился работать в строительную бригаду, тоже не бедствовал. Всё бы ничего, но так сложилось, что оба друга пристра-стились ко спиртному. Не скажешь, что стали пьяницами, но в рюмку частенько заглядывали. Михаил с Григорием время от времени собирались то у одного, то у другого посидеть, выпить, порешать насущные вопросы. Жёны у них были не строптивы, нескандальны, общались как и раньше, между собой, не отказывались с мужьями иногда рюмочку-другую выпить. Да и втянулись жёнки потихоньку. Хотя они и не пьянствовали напропалую, но от предложенной рюмки никогда не отказывались.
Вот зашёл как-то зимой Михаил к Григорию, посидеть. Поси-дели, уговорили бутылку водки, вроде мало показалось. Григорий принёс из шкафа ещё маленькую. Разлили по рюмке, и вдруг Григория осенило осенило:

– Мишка, а давай мы с тобой жёнками поменяемся.
– Ты чего это? – удивился Михаил. – Как так поменяемся?
– А вот так. Я тебе отдам свою Гальку, а ты мне свою Таньку.
Мишка, наконец, сообразил:
– А зачем это?
– А для спортивного интересу. А потом обратно разменяемся. А то, моя не рожает, а вдруг да у тебя, что и получится.
– Дак у меня двое ребят.
– Дак ничего, вырастут. На одной улице живём, к тебе будут бегать. Мне Танька твоя нравится. А как тебе Галька моя?
– Да тоже вроде ничего.
– Ну, дак по рукам?
– По рукам!

Пришли жёны, одна – домой, а другая за мужем. Мужики и со-общили им о своём мужском решении. Поставили так сказать перед фактом. И каково же было их удивление, что жёны не раздумывая, согласились. Мужики ждали чего угодно, только не этого. Дело сделано. Жена Григория перешла жить в дом к Михаилу, а жена Михаила, забрала детей и перешла к  Григорию. Деревня была оше-ломлена таким известием, такого у них ещё не бывало. И все ждали, а чем же эта комедия закончится. Но те и другие развелись и оформили новые браки. И стали жить-поживать. Но самое удивительное в этой истории, что Галина, прожившая почти десять лет в первом браке и ни разу не забеременевшая, вдруг понесла от Михаила и родила сына. А Татьяна, через положенное время родила Григорию дочь.

Вот такая история случилась в деревне. И чего только на свете не бывает!
Да всё бы ничего. В деревне люди уже привыкли к этому обме-ну, да приехала к Галине в гости бабушка Таисья – долгожданного правнука посмотреть. Накупила, как полагается гостинцев, мать Галины, а ей сноха Катерина кучу новёхонькой снаряды для внука со свекровью отправила. Самим некогда, сенокосы ставить надо, а бабка уж больно просится правнука посмотреть. Словил сын Николай бабе Тасе попутную машину, благо ехать не так далеко – километров 25 будет, велел передать дочери, чтобы она её так же обратно отправила на машине. Посадили бабу Тасю в кабину и она «как барыня», поехала.
 
Продолжение сл...