Баги и штампы 5. Баку, авиазавод 458

Генадий Леонов
            

            Просматривая гигабайты информации в Интернете, постоянно сталкиваешься с фактами легкомысленного отношения новоявленных историков-любителей к интерпретации редких, а потому и бесценных свидетельств, которые стали доступны в последнее время.

            В результате огромное количество ошибок проникает в те или иные виртуальные энциклопедии.

            Открываю статью Википедии «Азербайджан в Великой Отечественной войне» и вижу там такие строки:

            «В бакинском посёлке Кешля (Кишлы) функционировали два авиазавода, закодированные под номерами «168» и «458». На этих беспрерывно работавших предприятиях производились самолёты-истребители типа УТИ-4 и Як-3, а также сани для военных аэропланов».

            И для пущей убедительности приведена фотография самолета Як-3 с соответствующей подписью «Як-3 производились в Бакинском посёлке Кешля».

            В приведенной информации сразу две ошибки – авиазавод №168 НИКОГДА не размещался в Баку, а самолет-истребитель Як-3 НИКОГДА не выпускался в Баку.

            Самолет-истребитель Як-3 производили:

            Саратовский авиазавод № 292

            Тбилисский авиазавод №31 с середины 1944 года вместо истребителей ЛАГГ-3 и небольшого количества истребителей Ла-5.

            

            Поскольку Википедия аккумулировала когда-то, где-то и кем-то размещенную неверную информацию, попробую разобраться в истоках ее информации.

            

            Первоначально ошибки были замечены еще в апреле 2013 года в Энциклопедии сайта BAKUpages (http://www.baku.ru):

            «3 декабря 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны (N249) за подписью И.Сталина было решено организовать в Баку производство серийного истребителя “ЯК-3”.

            Уже весной 1942 года на фронт стали вылетать боевые истребители “ЯК-3”, рожденные в Баку».

            

            С целью устранения ошибок я сразу же и очень подробно обосновал на форуме сайта BAKUpages суть этих ошибок, а именно (цитирую):

            «Источник информации по данному вопросу НЕ ВЕРЕН на 1000%!

            Постановление ГКО №249 регламентировало вопрос «О вооружении, обмундировании и использовании дивизий народного ополчения на Можайской линии обороны». И датировано оно 23 июля 1941 года.

            3-го декабря 1941 года НИКАКИЕ Постановления ГКО НЕ ПРИНИМАЛИСЬ.

            Истребители ЯК-3 в Баку НЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ. Тем более зимой 1941/1942 года, так как истребитель ЯК-3 прошел испытания и принят комиссией к производству только в сентябре 1943 года.

            Истребители ЯК-3 выпускали заводы №31 (Тбилиси) и №292 (Саратов) – Постановления ГКО №4430 от 26 октября 1943 г., №4553 от 12 ноября 1941 г., №5526 от 3 апреля 1944 г.

            Выдвинутая здесь версия о возможной опечатке («в оригинальной статье опечатка - Як-3 появился на фронте только в 1944 году. Речь, по всей видимости, была об истребителе Як-1») верна в части поступления новых самолетов на фронт, но не подтверждает производство их в Баку. Упомянутые истребители ЯК-1 выпускали заводы №292 (Саратов) и № 301 (Химки-Новосибирск)».

            Казалось бы, совсем немного надо времени, чтобы исправить ошибку… Но, до сих пор она не исправлена.

            Эта же ошибка сохранена модераторами-управляющими этого раздела сайта BAKUpages  и один к одному перенесена в созданный ими же энциклопедический сайт «Наш Баку» (http://www.ourbaku.com), в аналогичную статью «Баку в Великой Отечественной войне».

            А в статье «Авиазавод № 458 (Баку)» идею-фикс о производстве истребителей ЯК-3 в Баку дополнили новыми подробностями:

            «В январе 1942 года, бакинский завод выпустил 20 машин УТИ-4, в феврале выпуск был увеличен вдвое. Но в связи с новым заданием Государственного комитета обороны, 7 февраля 1942 года М.Багиров обратился к Берия с просьбой передать выпуск этих самолетов другому заводу, чтобы направить освободившуюся производственную мощь на массовый выпуск истребителей" ЯК-3"».

            Кроме того, здесь появилась новая нелепейшая ошибка!

            Посвятив добрую половину статьи «Авиазавод № 458 (Баку)» описанию выпускаемого в Баку учебно-тренировочного истребителя УТИ-4 и созданию на его базе боевого самолета, авторы статьи тут же приводят нелепейший абзац:

            «Самолеты "УТИ-4" тихоходные, бесшумные, в литературе и кинематографе известны как "У-2". Они были удобны для разведки, могли низко летать в ночное время, незаметно подлететь и забросать противника небольшими бомбами, серией осколочных и зажигательных бомб. На них как правило летали девушки, и поэтому немцы называли их "ночными ведьмами"».

            Спутать учебно-тренировочный истребитель из семейства знаменитого истребителя И-16 с не менее известным «небесным тихоходом».!?

            Просмотрев приведенные к статье ссылки, я нашел источник этой грубейшей и нелепейшей ошибки – «Сайт Чапая Султанова»
            И вот здесь-то меня ожидал настоящая кладезь нелепиц!

            Начну по порядку.

            Оказывается, именно здесь приведена упомянутая выше телеграмма М. Багирова к Берии от 7 февраля 1942 года.

            Здесь же увидел заимствованный сайтом «Наш Баку» абзац о «превращении» самолета УТИ-4 в «небесный тихоход» У-2, все с теми же «ночными ведьмами». Один к одному!

            Но здесь процесс «освоения Як-3» описан более подробно:

            «Через некоторое время, в Баку начали собирать истребители "ЯК-3". Как протекал процесс налаживания производства самолетов, пишут Азад Шариф и Маис Багиров».

            И далее приведена уже информация Азада Шарифа и Маиса Багирова:

            «Между тем силами местных властей шла активная подготовка к производству самолетов, однако из-за нерасторопности наркома авиапромышленности, который не поставлял вовремя двигатели, винты, перегонные аппараты, аккумуляторы, покрышки и камеры, несмотря на неоднократные напоминания азербайджанских властей, выпуск важной продукции задерживался.

            Поэтому М.Багиров дал телеграмму Л.Берия, который в то время отвечал за эвакуацию промышленных предприятий на Восток. "На заводе N458 работы по освоению новой продукции "ЯК-З" ведутся в пределах местных возможностей. НКАП, несмотря на неоднократные обещания, до сих пор не присылают чертежи технологий и материальной спецификации. Прошу обязать директора завода срочно прислать все необходимое для освоения новой машины "ЯК-3"».

            Если текст телеграммы не сфабрикован, то в ней очень странной выглядит просьба обязать директора завода прислать материалы для освоения Як-3. Выходит, что завод находится в Баку, а директор завода где-то в Москве, в непосредственном подчинении у Берии?

            Буквально на другой день, 14 января Берия прислал Багирову телеграмму:

            «Транспорт с материалами, отправлен из Москвы для завода N458 и должен прибыть в Баку сегодня. В дальнейшем о всех случаях перебоев снабжения завода прошу сообщать немедленно для оказания вам необходимой помощи».

            

            И следует резюмирующая фраза:

            

            «Весной 1942 года на фронт стали вылетать боевые истребители "ЯК-3", рожденные в Баку».

            

            Вот так, с подачи этих трех сайтов по Интернету распространилась версия о выпуске самолетов Як-3 в Баку.

            

            При этом НИКОГО не смутил тот факт, что в 1942 году самолета Як-3 еще не существовало.

            

            Как пишет конструктор самолета Александр Яковлев в своих мемуарах «Цель жизни» (http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev-as/index.html) Як-3 был сконструирован только в 1943 году:

            «В конце апреля 1943 года я доложил в Государственном комитете обороны о том, что создан и испытан новый истребитель — ЯК-3, являющийся развитием самолета ЯК-1».

            

            Одновременно с выявлением источников этих ошибок я выяснил, как авторы Википедии могли «пристегнуть» завод №168 к заводу №458 и «переместить» его в Баку.

            Дело в том, что эвакуированный из Ростова-на-Дону в Баку авиазавод №458 в марте 1942 года был расформирован и реэвакуирован из Баку, но не в Ростов-на-Дону, на свою прежнюю промплощадку, а в Москву.

            Судьба завода решилась Постановлениями ГКО СССР № 1278с от 13.02.1942 г. «О возвращении из г. Баку в г.г. Ростов-на-Дону и Азов части эвакуируемого оборудования НКЛП и НКПСМ СССР» и № 1398сс от 06.03.1942 г. «О переводе завода № 458 из г. Баку в г. Москву».

            Авиационный же завод №168, организованный в 1939 году в Рязани на базе деревообрабатывающего комбината и выпускающий в начале войны крылья для истребителей МиГ-3 и десантные планеры КЦ-20, в октябре 1941 г завод был эвакуирован в г. Волжск Марийской АССР. В Волжске на заводе вместо планеров было организовано производство самолетов УТ-2М. (http://www.testpilot.ru/base/2014/07/zavod-168/  ,  )

            

            Обращаю особое внимание на созвучные названия УТИ-4, УТ-2м и У-2.

            Для несведущих в авиации их очень легко спутать.

            Для справки:

            У-2 (впоследствии ПО-2) - учебный биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова в 1927 году,

            УТ-2м – учебно-тренировочный самолет, конструкции Александра Яковлева, создан в 1938 году,

            УТИ-4 – учебно-тренировочный истребитель, двухместный вариант истребителя И-16 Николая Поликарпова.

            В октябре 1943 года завод № 168 из г. Волжск реэвакуирован, но не обратно в Рязань, а в Ростов-на-Дону, на промплощадку бывшего авиазавода №458, где с мая 1943 года уже размещался новый авиазавод № 87. Объединились эти два завода под № 168 и впоследствии стали называться Ростовским вертолетным заводом.

            И как мне кажется, автор Википедии, утверждающий, что авиазавод №168 функционировал в Баку вместе с заводом №458, просто-напросто не разобрался в перемещениях авиазаводов и выпускаемых ими самолетах.

            

            Помимо наличия этих ошибок есть еще одно серьезное упущение в работе авторов этих статей – все достижения авиазавода №458 они относят исключительно к заслугам самого города Баку и ни единым словом не обмолвились о коллективе авиазавода, который был эвакуирован в Баку вместе с оборудованием.

            Исправляю эту несправедливость информацией, найденной на сайте Ростовского Авиационного техникума (http://museum.rgkript.ru/941-950.html), который готовил основные кадры инженерно-технических работников для авиазавода №458, и студенты которого также были эвакуированы в Баку и принимали участие в работе завода:

            «Эвакуация техникума началась 18 октября, с эшелоном № 7, с оборудованием и людьми завода. 23 октября эшелон прибыл в Баку. На окраине города Баку, на станции Кишлы возник фанерный городок, в котором располагались семьи заводчан. Под студенческое общежитие было приспособлено помещение складов, где стояли десятки коек, во дворе располагались умывальники. Так образовалось Бакинское общежитие РАТа.

            В начале об учебе не было и речи. В первую очередь необходимо было осваивать изделия и пустить завод. Учащиеся РАТа клали кирпичи и штукатурили стены, белили, красили, ремонтировали, перевозили и устанавливали станки, машины, оборудование.

            Вскоре завод начал работать. Из Баку пошли самолеты, изготовленные ростовчанами. Учащиеся работали клепальщиками, станочниками, сборщиками. Здесь они получили свои первые трудовые книжки.

            В это же время техникум получает несколько классных комнат неподалеку от завода, и занятия возобновляются, правда, только в вечернее время после работы. В это время из 4-х специальностей остаются только 2: «МС» — монтаж самолетов и «ОМР» - обработка металлов резанием. Позже техникуму выделили трехэтажное здание, где обустроились классы, лаборатории, мастерские, кабинеты. Из числа местных жителей был произведен добор студентов, были приняты на работу квалифицированные педагоги.

            В 1943 году техникум выпускает группу студентов по специальности «МС» - монтаж самолетов, в 1944 году еще две группы «МС» и одну группу «ОМР» — обработка металлов резанием Выпускники были направлены на работу в Москву, Ташкент, Ростов.

            

            По всей видимости, с содержимым настоящей статьи придется ознакомить редакторов Википедии, чтобы убрать из нее ошибки.




           PS Попытка скинуть ссылку на эту публикацию, чтобы редакторы Википедии разобрались в своих ошибках, завершилась неудачей: сайт Проза.ру находится в черном списке Википедии и ссылки на Прозу не проходят.