Неизвестные истории. Брак и секс у индейцев Ч. I

Игнат Костян
В данном эссе вниманию читателя представляется весьма необычная тема, касающаяся некоторых особенностей половой, а точнее сказать сексуальной культуры индейцев Северной Америки в дорезервационный период.  Брачные и половые взаимоотношения  индейцев как, оказалось, волнуют многих читателей. В оправдание себя сразу же оговорюсь, что я никогда не обходил в своих работах эту тему, как утверждают некоторые из моихчитателей. В книге «Демоны южных равнин» (в особенности в варианте издания 2013 года),  я давал характеристику брачно-семейным отношениям у команчей, далее работах «Камневары страны гризли» (об ассинибойнах), «Индейцы Калифорнии»,  а также произведениях посвященных народу апачи, я также касался вопросов связанных с половой культурой в индейском обществе.
Начнем рассматривать проблему с традиционных взаимоотношений между полами в индейском обществе.
Я не скажу ничего нового, но лишь повторюсь, что у племен населявших Великие равнины отношения между мужчиной и женщиной могли завязываться продолжительный период, а не с бухты-барахты как это происходит сегодня в нашем современном цивилизованном обществе.
Молодой индейский мужчина не мог и помышлять о женитьбе, если до этого не прославился в бою: не угонял, скажем, лошадей, не имел боевых трофеев в качестве тех же вражеских скальпов или их оружия. Девушки не интересовались таким парнями и даже близко не смотрели в их сторону, , не говоря уже о каких-то взаимоотношениях с ними. Но как только тот или иной молодой человек проявлял себя в военном походе, набегах или защите лагеря от нападения врагов, он становился потенциальным женихом для всех девушек племени.
Но, и юноши равнинных племен, в свою очередь на абы кого из девушек племени не засматривались. Внимание юношей заострялось не только на внешности девушки, но еще на ее хозяйственных талантах. Она должны была быть умелой кожевенницей,  ловко устанавливать и собирать типи (палатку для жилья), готовить пищу, шить и ремонтировать одежду и др.
Молодой мужчина (как правило, около тридцати лет), чтобы сделать своей избраннице предложение сначала уведомлял об этом ее брата.  Если тот не возражал, то потенциальный жених приходил к типи  девушки с подарками, и молча, сидел у входа. Члены семьи девушки, могли все это время, пока он сидел, не обращать на него внимания, но также могли и издеваться над ним – послать, скажем, за водой, за хворостом, при этом  могли оскорблять его, насмехаться над его неповоротливостью, физическими недостатками и т.п. 
Если семья девушки принимала его подарки, тогда начинался торг за невесту.
         У некоторых народов Вудлэнда, например ирокезские племена, молодой воин, если его выбор падал на кого-то из соплеменниц, то он сначала сообщал об этом своему отцу, который, в свою очередь намерения сыны передавал другим близким своим родственникам. Родственники собирались на совет, обсуждали выбор парня и думали, как ему помочь заполучить руку невесты. Если родственники одобряли выбор парня, то санкционировали ему женитьбу. Тогда отец из загашника доставал оленью, медвежью или бобровую шкуру (шкуры указанных животных указывали на то в какой раз жениться сын – первый, второй или третий раз) и торжественно вручал ее сыну.
Приняв шкуру от отца, мужчина шел к дому невесты, и расстилал ее напротив дома. Отец невесты, также собирал свою родню и друзей, и объявлял им о том, что у стен их дома объявился тот или иной мужчина и расстелил шкуру напротив. Если родственники невесты имели положительное мнение о потенциальном женихе, то она должна была сесть на разостланную им шкуру. Но это не означало, что вопрос о заключении брака между ними решен, а означало лишь то, что родственники невесты всего-навсего рассмотрели предложение жениха.
Иногда в ирокезском обществе вместо жениха к невесте шли его друзья-посланцы (келувлеты), которые несли нитку вампума (ожерелье из раковин  весьма почитаемое и ценимое среди племен Вудлэнда). Нитка вампума называлась келолвавей. С этой нитью посланец жениха  со свитой  по-праздничному раскрашенных дружков шел к невесте. Келувлет (посланец) перебирая раковины на нити вампума, сообщал девушке о человеке, который  желал взять ее себе в жены, перечисляя его достоинства в сравнении с раковинами на нити. Окончив презентовать персону жениха, келувлет удалялся в вигвам жениха и там ожидал окончательного ответа девушки. Если девушка принимала положительное решение, то с ответом «да», направляла к келувлету своего младшего брата. Келувлет на радостях в качестве презента давал мальчишке оленью кость полную мозга, а жених  посылал девушке новую одежду, так сказать брачную.
 Девушка переодевалась в новое платье от жениха,  демонстрировала его своим подругам и родственницам, а потом грациозно шествовала в дом избранника. Взаимное согласие жених и невеста не скрепляли поцелуями в губы, как это показывают в голливудских фильмах, а торжественно пожимали друг другу руки. Ну, а потом следовала весьма затяжная и утомительная (но ирокезы получали от нее удовольствие) процедура взаимных визитов родственников брачующихся друг к другу, после чего  (спустя месяц, а может быть и больше)  играли свадьбу.
Самый щепетильный вопрос для читателей заключается в том, а как же там у них было, сами понимаете, что интересует. А было точно также как и у нас с вами, но как говориться были нюансы. Какие?
Секс или половое совокупление у индейских народов Северной Америки был тем занятием, на которое распространялось множество табу (запретов). В основном эти запреты касались контактов между полами в определенные моменты времени, но не только в период женской нечистоты.
 Если говорить о моих любимых апачах, то запрет на сексуальное сближение у этого народа существовал в период сбора, переработки плодов  агавы и приготовления из них пищи. У апачей существовало поверье, если после четырехдневной коллективной обработки этого плода, получался плохой продукт, то это означало, что  какая-то семейная пара нарушила табу. Апачи считали, что безудержный и излишний секс вредит человеку, поскольку отнимает у него физические и духовные силы, поэтому перед рейдами и походами воздерживались от вступления  в связь со своими женщинами. Команчи же, наоборот, предавались сексуальным утехам и перед походом и во время него.
Подобно апачам, крики воздерживались от совокупления и до походов, во время них, и еще четыре дня после.
Процесс полового акта у североамериканских индейцев также сопровождался массой условностей. У одних племен это процесс был довольно-таки строгим и предусматривал исключительно один результат – деторождение. У других, сексуальные отношения выглядели достаточно свободными и бесконтрольными.
Как мужчины, так женщины североамериканских индейцев могли получать от секса удовольствие, но могли и не стремиться к этому, выполняя чисто физиологическую потребность, столь необходимую в брачных отношениях.
Например, в ходе полового акта у племени меномини в доколониальный период  партнерам запрещалось соприкасаться друг с другом  через телесную кожу, поэтому, как гласит предание этого народа, некий бог, чтобы облегчить половой акт придумал кусок кожи с отверстием внутри, призванный служить прокладкой, которой закрывалось тело женщины  между ног. Меномини, как утверждают исследователи, потом еще долгое время хранили эти кожи с отверстием как священные предметы.
Но не только меномини придерживались данного табу. У некоторых групп шошонов также  не принято было созерцать женские половые органы. Шошоны верили, что любопытных ослушников постигнет такая кара как слепота, поэтому женщины шошонов  впрочем, как и у команчей, должны были на людях как говориться блюстись и целомудренно держали колени ног сведенными вместе. Забывшаяся ненароком женщина могла жестоко поплатиться за это.
Навахо также считали, что если мужчина взглядом поймает половые органы женщины, то будет убит молнией, поэтому навахо, как и западные группы апачей сексом занимались преимущественно в темноте, и не раздеваясь.
Наиболее распространенным запретом у индейцев был запрет на  родственное кровосмешение. Если сексуальное влечение возникало между прямыми близкими родственниками и явно в чем-то проявлялось, то наказание за нарушение табу могло быть самым суровым, вплоть до  умерщвления ослушников.
Крики, например, протыкали шею женщины костяной иглой или зубом щуки в основании шеи и протаскивали вдоль позвоночника к ноге и до пяты. Все это совершалось на глазах у всей деревни.
Апачи считали, что половые связи между кровными родственники случаются под воздействием колдовства. И вообще на эту тема апачи предпочитали не говорить, а если и случалось, то только шепотом.
 Апачи запрещали браки внутри одного и даже нескольких родственных кланов. Если  супругам  у апачей после свадьбы случалось узнать, что они  дальние родственники, брак немедленно разрывался. Если же по каким-то причинам супруги решали скрыть свою родственность, и об этом позже узнавали другие члены апачского общества, то эта пара до конца дней своих считалась опозоренной. Иногда таких супругов просто убивали.
Тех кого уличали в  инцесте должны были публично покаяться перед всем селением. В данном случае у апачей не обходилось без взаимных обвинений. Женщина, спасая свою репутацию, или жизнь могла обвинить, во всем своего партнера, якобы соблазнившего ее. Она могла повесить на него ярлык колдуна и сообщить соплеменникам, что поддалась его чарам. Если это доказывалось, то мужчину убивали.
Например, у индейцев Северных равнин (ассинибойны, кри) девушкам при достижении возраста полового созревания (десять лет) запрещалось общаться со своими родными и двоюродными братьями. Если брат девушки просил ее о чем либо, то она должна молча исполнить его просьбу, не отвечая словами.
Девушки команчей также никогда не садились рядом с братьями и вообще старались никоим образом не соприкасаться с ними. Команчи суровый народ, и за нарушения этого табу брат мог просто взять и убить свою сестру, не вынося, как говориться, сор из избы.
Однако не у всех индейских народов половые связи между близкими родственниками были табуированы.
У пауни, например, секс дозволялся между женщиной и мужчиной, который являлся сыном мужа ее сестры, но при условии достижения им половой зрелости и статуса холостяка.
У индейцев хопи тетя (по европейской родственной градации) могла вступать в открытую половую связь с племянником, но при условии, что он сын ее брата, но не сестры. У хопи даже существовали церемония, в ходе которой тетя должна была отлавливать своего племянника и совращать его на глазах у соплеменников. Юноша, достигший половой зрелости, как само собой разумеющееся мог в любое время зайти к тетушке «на огонек» и потребовать от нее сексуальных утех и это у хопи считалось нормой поведения и не противоречило нравственным ценностям. Дочери тети (двоюродные сестры) также  считались у хопи сексуальными партерами для юноши, но ни в коем разе не рассматривались в качестве потенциальных жен.
Нам много известно о различных религиозных церемониях североамериканских индейцев, но мало известна так называемая их сексуальная сторона, которая в обязательном порядке связывалась с духовной и практической стороной той или иной церемонии.
Так, в ходе церемоний у хопи все ее участники должны были избегать контактов с женщинами. Мужья не должны были общаться с женами до церемонии, и после нее. У этих индейцев существовало поверье, что запах, женщины не нравиться небу, поэтому заниматься с ней сексом до церемонии и вообще хоть как-то контактировать, может  навлечь беду и привести небо в гнев. Облака, например не дадут дождя. Если же вступить в это время с женщиной в половую связь, то  может родиться уродливый ребенок, который станет обузой племени.
Но некоторые церемонии хопи все же были основаны на безнравственной стороне и их ритуалы напрямую были связаны с сексом. Для того чтобы охоты была удачной, или урожай богатым, хопи устраивали символические половые акты во время ритуальных танцев. Двое мужчин танцоров, на площади перед всеми  должны были изображать в себе похоть, и, подбегая к женщинам из числа зрителей, пантомимой делали непристойные движения, демонстрирующие половой акт. Женщины ликовали…
Манданы, например, в ходе ритуальных церемоний открыто демонстрировали половые акты, и описание одной из них было впервые сделано М.Льюисом в ходе экспедиций 1803-1806 гг.  Льюис описал данную церемонию как «Обряд зазывания бизонов».
 Старейшины племени изображали бизонов и восседали в церемониальной палатке, куда мужья приводили своих жен. Голые, обвернутые шкурами  женщины, предлагали старикам еду, а потом приглашали их прогуляться с ними в лес, где и совокуплялись в процессе ритуальной половой связи. Считалось, что женщины делают это с бизонами, которые обязательно скоро подойдут к селению и охота на них будет удачной. Во время обряда женщина манданов могла за ночь отдаться до десяти таким старикам. Но по меткому выражению Льюиса прогулки по лесу не всегда заканчивались половым актом, ибо мало, кто из стариков был способен  на такой подвиг.  К тому времени, когда экспедиция Льюиса и Кларка зимовала у манданов, «прогулка» по лесу мнимого «бизона» с молодой женщиной представляла не оргию под открытым небом, а уединенную молитву старейшины, который молился не только о том, чтобы бизоны пришли, но и об удаче мужа этой женщины на предстоящей охоте или войне.
Надо сказать, что во многом символизм сексуальной составляющей культовых церемоний североамериканских индейцев, приводил в шок не только Льюиса и Кларка и всю их команду, но других исследователей, которые изучали обычаи и традиции индейцев. Со временем индейцы, ознакомившись с идеями и принципами христианства, стали понимать, почему у белых их ритуалы и обряды, где затрагивается сексуальная составляющая, вызывают отторжение. Индейцам стала понятна этимология слова «грех», поэтому позднее в беседах с белыми, которые проявляли интерес к их церемониям, они опускали подробности связанные с сексом.

Вот ссылки на некоторые источники, откуда я черпал информацию для данного эссе: