Природа - это наш дом

Антонина Горбунова-Наумова
 Почему  нужно  изучать  экологию?
     Закон единства в природе.

     Человек должен быть экологически грамотным. Даже и не должен, а обязан, так как это наш дом. Причём, дом общий. Человеку нужно научиться любить его, беречь, содержать в чистоте, иначе погибнет он сам.  Мы привыкли говорить "природа", а не "дом". А нужно привыкать к этому понятию, тогда у нас и появится чувство ответственности за его сохранность, за его состояние. 
      Для этого и надо стать экологически грамотным, т.е. изучать природу, чтобы понимать и ощущать её, представлять себе, что такое компоненты природы.
Самое же главное заключается в том, что природу - наш дом нужно воспринимать как живое существо.
       Понимание роли пироды в жизни людей имеет большое значение. Мы уже познакомились с первым экологическим законом природы. Это законом единства, который гласит:  в мире всё взаимосвязано и всё взаимодействует.  Об этом никогда нельзя забывать. 
    
    Этапы изменения природы, связанные с историей развития обшества, ведущие к экологическому кризису.               
    Как только человек появился на нашей планете, он стал влиять на окружающую его среду. Делал он это не специально. Просто ему надо было как-то выжить. Ведь он был слабым существом по сравнению с дикими зверями. Человеку приходилось очень тяжело, так как поначалу у него не было ни оружия, ни орудий (не то что сейчас). Огнём он тоже в те времена не владел.
    Почему же человек всё-таки выжил?
    Человек имел разум, поэтому и выжил, причинив при этом много вреда окружающей природе. Природа изменялась. Можно выделить этапы её изменения.
      I этап. Эпоха первых современных людей. Их назвали кроманьонцами. Они были охотниками, рыболовами, собирателями
трав, плодов, корней. Кроманьонцы быстро расселились практически на всей обитаемой суше, во всех природных зонах, так как на одном месте род человеческий не смог бы обеспечить себя пищей. Таким образом, это была  эпоха человека  - собирателя, человека - хищника. 
Он стал как бы диктатором.
       По версии учёных, в Европе в это время были полностью уничтожены такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, гигантский олень, пещерный  лев, пещерный медведь.  В Америке были также уничтожены: мамонт, мегатерий, лошадь, верблюд. Всего около 30 родов крупных животных. Это была одна из самых крупных экологических ошибок человечества.
     II этап. Это эпоха земледелия и скотоводства.
Появился новый способ добывания пищи - её производство.  Это событие имело глобальное  значение. В эту эпоху произошло освоение огня. Наши предки стали применять огонь не только для приготовления пищи, но и для подготовки почвы для посева.  Кстати, такой метод применяется в тропических странах и сейчас.  На выбранном участке деревья "подсекаются" - снизу снимается кора,* чтобы они высохли, а потом поджигаются. После этого засевают семена в почву без всякой её обработки. Таким образом, с давних времён образовывались пирогенные ландшафты,  которые вызывали и вызывают значительные изменения окружающей среды: эрозию почвы, снижение залегания грунтовых вод, движение массивов песков, возникновение пустынь и т. п.
      III  этап. Эпоха  металла.
Медь  была  первым  металлом, который стал использовать человек, а для её выплавки  требовалось огромное количество древесины.
      Также стали строить города.  Началась эпоха  цивилизации.  Нужно было много камня, дерева, металла. В результате тают леса, появляются многочисленные карьеры.  Зверей убивают ради удовольствия, зрелищ. Юлий Цезарь организовал однажды травлю 400 зверей.
       1V  этап. Эпоха урбанизации, эпоха средневековья.
Растут пашни, погибают леса, увеличивается количество людей, растут города, которые находятся в плачевном санитарном состоянии. Так, например, в некоторых немецких городах по улицам передвигались уже на ходулях. Появились мириады мух, тараканов, огромное количество крыс. Начались такие инфекционные заболевания, как  чума, холера, тиф и др.  Как следствие - природа не может приспособиться к человеку, не может выдержать натиска людей.
      V  этап. Эпоха индустриальной цивилизации, век машин. 
      Машин уже так много, что они образуют своеобразную оболочку  между  человеком и природой (это техносфера).  Деятельность* человека приобретает планетарные масштабы. По словам Б.Коммонера, "появляется новое поколение с ДДТ и углекислотой в тканях организма и свинцом в костях. Это так называемый технологический человек. Объявлена своего рода  третья  мировая война  природе". 
      Таким образом, мы пришли к состоянию экологического кризиса, который, в свою очередь, может привести к экологической катастрофе.