Г. Мюссо. Спаси меня - Впечатления от прочитанного

Полина Рэй
Гийом Мюссо.  Спаси меня.

«… Между нами и небом –
только жизнь,
самая хрупкая вещь на свете…»
Паскаль

Гийом Мюссо – один из самых читаемых сегодня французский писателей. По его книгам снимают фильмы, его переводят на многие языки. Почему вдруг такая популярность?

В его книгах нет никаких замысловатых построений, кровавых драм, «фишек» вроде «100 слов в каждой главе». И все-таки, открывая роман, дочитываешь его до последней страницы.

Возможно, его романы - это не те книги, которые запомнишь на всю жизнь или которые изменят всю жизнь.

Но, тем не менее, пока читаешь, полностью погружен в ту романтически-мистическую атмосферу, которую так мастерски создает автор.

Его истории просты и в то же время изысканны. Сюжет достаточно тривиален, но сохраняешь интерес до последней строки. Волнение, грусть, узнаваемость ситуаций и образов – действуют притягательно, создают эмоциональные привязки.
Роман «Спаси меня» - о любви.

Не правда ли, что может быть проще и тривиальнее, рассказать очередную историю о любви? О том, как двое людей встретились, возможно, расстались или прожили счастливо всю жизнь…

Эти истории происходят с нами и с нашими знакомыми, со случайными прохожими на улицах и незнакомцами на другом конце континента. Стоит ли вообще снова и снова говорить об этом?

Видимо стоит, потому что мы готовы слушать такие истории бесконечно.
Ведь любовь и потребность в ней – самое главное в жизни любого человека.
В погоне за любовью, ради нее или вопреки ее отсутствию мы способны на многое – фактически, ее сила или ее отсутствие формируют наши ценности и главнейшие события жизни.

Вес, в чем мы нуждаемся, это любовь.

Все, что имеет значение, это только любовь.

На первый взгляд, звучит пафосно, с налетом философских отвлеченных построений.
Но оглянитесь вокруг.

Малыш, еще не умея говорить, тянется к матери в поисках тепла и любви, которые она излучает.

Ребенок хочет быть любимым родителями и – всем миром.

Когда мы становимся взрослыми, эта потребность не умирает в нас.

Мы мечтаем об идеальной половинке, романтической любви, неистовой страсти – мы путаем многие эмоции с любовью, ошибаясь, разочаровываясь, начиная все сначала…
Мы готовы принять за любовь привязанность и симпатию, физическое влечение и даже привычку.

Нам так важно, чтобы она появилась в нашей жизни, что иногда мы готовы на все, что угодно, ради нее.

Разве это не так?

Оглянитесь на свою жизнь. Сколько эпизодов, случаев, дней и лет связаны у Вас с поиском любви, горечью ее потери, разочарованиями и надеждой?

Нет ни одного дня, когда бы мы ни дарили любовь или не нуждались в ней сами. Именно она становится не только причиной всех наших решений и поступков, но и самой главной ценностью, ради которой мы снова и снова готовы играть бесконечный спектакль жизни.

О любви можно писать бесконечно. Впрочем, человечество так и делает. Эта тема вечна, как мир, и никогда никому из нас не надоест.

Но вот делать это можно по-разному. Кажущаяся легкость и непритязательность романа скрывает под собой подлинную глубину человеческих чувств и переживаний.
Гийом Мюссо в романе «Спаси меня» рассказал трогательную историю, в которой наивность на грани «такого в жизни не может быть» только подчеркивают драматизм событий.

Привлекательный молодой врач производит впечатление успешного и преуспевающего человека. У него дорогая машина, квартира, любимая работа, отличные перспективы в карьере. Он может многое себе позволить, он много добился и не достиг предела.
Более того – он поднялся из самых низов, из нищего квартала, из которого путь только к наркотикам и тюрьме. Получив образование, он смог полностью изменить свою жизнь. Такая сила воли, такое упорство и стремление к цели могут свернуть горы. Нет ничего не возможного для человека, который сделал себя сам.
Но счастлив ли он?

На первый взгляд кажется, что да. Ведь чего еще он мог бы пожелать? Многие захотели бы оказаться на его месте…

Однако Сэм Гэллоуэй чувствует, что жизнь его разбита, и осколки не склеить уже никогда. Он не способен ощутить свой успех в полной мере, не готов идти дальше. Он застрял эмоционально и ментально в одной точке. Она держит его в плену воспоминаний, бесконечной лентой крутящихся по кругу.

Его жена покончила с собой, будучи беременной. Он, профессиональный врач, не смог помочь ей справиться с депрессией, не сумел дотянуться до той глубины ее души, которая была настолько измучена, что не смогла больше вынести ни единого дня в этом мире.

Когда, казалось бы, перед ними открывался путь в новую и счастливую жизнь, все внезапно закончилось, трагически  и страшно.

Невыносимо все время оценивать себя, все время нести груз вины за то, что возможно, ты мог бы сделать больше, если бы знал, что именно, когда и как…
Нам многим знакомо это чувство. Оно может разрушить любые мечты и планы. Это и произошло с Сэмом.

Он меньше всего думает о новой любви или романтических отношениях. В больнице, где он работает, умирает его пациентка, молоденькая девочка, к которой он успел привязаться, графики дежурств сменяют друг друга, напряженные, полные боли и человеческих страданий, которые он пытается облегчить.

В этот момент он случайно встречается с Жюльетт, француженкой, приехавшей покорить Нью-Йорк.

Она разочарована и чувствует себя уставшей. Город небоскребов не отрывает так просто двери. Работая в течение года официанткой, она так и не приблизилась к своей мечте. И все, что ей остается – это вернуться домой проигравшей. Не лучший момент в жизни.

Взаимное притяжение возникает между ними сразу. Они пытаются сопротивляться ему, говорить, что этого просто не может быть, но любовь преодолевает все внутренние барьеры.

Будь у них хоть немного больше времени…

Но у Жюльетт уже куплен билет на самолет. Она возвращается в Париж. Ей нечего больше делать в Нью-Йорке.

Разве что дать себе малюсенький шанс, продлить очарование этой случайной и нелепой встречи с Сэмом. С незнакомцем, который так волнует, тревожит и привлекает.

Они прощаются. Она должна улететь, он – остаться.

Столько всего не сказано, не сделано – того, что хотелось бы произнести, но…
Прошлое не пускает. Их разделяет прожитая жизнь, а соединяет пока только рождающаяся любовь, несмелая и неуверенная.

Возможно, все сложилось бы иначе, они навсегда бы забыли друг друга, и расстояние между Парижем и Нью-Йорком оказалось бы непреодолимым для мечты.
Но автокатастрофа все меняет.

Жизнь и смерть – четкая граница, способная разделить на «до» и «после» все, что угодно.  Она заставляет раз и навсегда переоценить свои прежние поступки и стремления, расставляет акценты жестко и беспощадно.

Изменить можно все. Пока ты здесь и сейчас, пока в тебе теплится жизнь. Только смерть перечеркивает все сомнения и все планы.

С присущей автору тонкой изысканностью, он вводит в роман и мистический персонаж – вернувшуюся с того света женщину, Грейс.

Станет ли она Ангелом смерти, во второй раз способной отнять у Сэма Жюльетт?
Зачем пришла она снова, получив еще один шанс побывать в мире живых? Только ли ради своей миссии забрать девушку, случайно избежавшую автокатастрофы, туда, где она должна находиться?

У Грейс тоже есть несделанные дела, мучительное беспокойство и любовь – все то, что отделила от нее завеса смерти. Случайная пуля – она мертва, ее дочь остается сиротой, ее любовь так и не успела расцвести.

И вот теперь искушение все исправить, закончить все дела, сказать не сказанное, слишком сильно.

Какая мать откажется увидеть, как живет ее ребенок? Какая женщина не захочет еще раз взглянуть на своего возлюбленного?

Впрочем, Грейс не рада тому, что видит. Ее дочь стала наркоманкой, запуталась в случайных связях с мафией. Она может погибнуть. Ее возлюбленный стал пить, разрушил свою карьеру и жизнь.

Грейс все время помнит о своей миссии, но может ли она оставить тех, кого любит?
Жюльетт в последний момент вышла из самолета. Все пассажиры погибли, кроме нее, а сама она оказалась в тюрьме по подозрению в терроризме. Оказавшись на свободе, она боится поверить своему счастью, тому, что Сэм рядом с ней.
А Сэму предстоит непростое решение – ведь Грейс пришла именно за Жюльетт. Как остановить судьбу? Что сделать, чтобы кто-то там, на непостижимых небесах, приславший Ангела смерти, передумал?

Конечно, все закончится хорошо.

Конечно, потусторонние миры, ангелы и призраки – достаточно заезженная в последние годы тема.

Конечно, этот налет мистики придает сюжету определенную  гротескность.
Ну, кто, в самом деле, поверит в реальность Грейс?! Кто поверит во внезапное спасение Жюльетт?!

Впрочем, автор вовсе не наивен и не стремится дурачить своих читателей.
«Легкое чтение на ночь» разворачивает перед нами драматичность влияния наших выборов и решений на повороты судьбы.

Этот сюжет, со всей его абсурдной мистикой, снова и снова напоминает нам, что мы не обязаны ждать последней черты, последнего вздоха для того, чтобы изменить свою жизнь.

Он показывает, что второй шанс – вернуться после смерти, чтобы сказать все самое важное – не будет дан никому.

Мы можем и должны оставлять прошлое – в прошлом. Его нельзя изменить, нельзя пройти заново, как игровое поле в виртуальной реальности.

У каждого из нас есть настоящее, и только оно.

Вот это хрупкое Здесь и Сейчас, которое повторяется день за днем. А дни так быстро убегают сквозь пальцы и можно не успеть сказать, сделать, опоздать чувствовать… Что важнее всего в нашей беготне и каждодневных заботах? Не теряем ли мы нечто главное, первостепенное, погружаясь в рутину дней и в горечь воспоминаний?

Наша жизнь может оборваться в любой момент. Мы не знаем, когда и как это произойдет.

Но пока мы живы – ничто не должно стоять между нами и нашим сердцем.