Море Чёрное, оттенки серые 1. 7. Душа механизма

Олан Дуг
      
     Любая техника имеет свою Душу. В этом жизнь убедила меня не раз. И если эта душа тебе не доверяет или невзлюбила, то мучиться будешь ты с ней до бесконечности. Но если ей понравилась твоя нежность, внимательность и настойчивость, она ответит взаимностью и всегда поддержит тебя в трудную минуту.

     Лет через восемь, когда я, уже с семьёй два года прожил в лесу без электричества, мой отец однажды привез мне бензиновый движок с электрогенератором.
     - Вот, подарок, - сказал он. – Пришел к нам в комплекте с передвижной мастерской. Запустишь, будет у тебя свет, а не запустишь, можешь сдать в металлолом. Мои, как только не пробовали, но запустить так и не смогли.

     Он уехал, а я поспешил заправить электростанцию. Но сколько я не дергал  рукоятку стартера, всё было бесполезно. Движок не подавал никаких признаков жизни. Я перебирал и чистил магнето, промывал и продувал карбюратор, всё было безрезультатно. Искра щелкала на свече, подтверждая свое присутствие, яркими синими вспышками, бензин исправно поступал, но двигатель никак не реагировал на все мои усилия.

     - Картер негерметичен, - сделал заключение мой друг, приехавший на своем мотоцикле на выходные ко мне в гости.
     – Щас, сделаем. Я их колю, как грецкие орехи, - похвастался он.

     И действительно, через час на расстеленной тряпке лежал по частям разобранный двигатель. Приятель из куста ватмана вырезал за несколько минут новую прокладку, для верности промазал её масляной краской, проложил её между половинками картера и ещё через час окончил сборку двигателя.

     - Ну, теперь он запашет, - авторитетно заявил он… но двигатель молчал.
     Приятель провозился с ним все выходные. Он выставлял, чуть ли не по микрометру зажигание, снова разбирал и собирал двигатель. Никакого результата. В конце концов, и он сдался.

     - Я не знаю, что ещё с ним нужно делать.
     Он в сердцах пнул бездушную железяку и уехал, а я накрыл электростанцию кожухом и на две недели забыл о ней.

     Однажды ночью я проснулся и почему то начал думать о станции. Если там существует не герметичность, как я могу её устранить?  Взять и залить в картер масло? Если где-то и проходит воздух, масло это покажет своими подтеками.

     Утром я первым делом вновь занялся движком. Сын и дочка увязались за мной и с интересом наблюдали за моими манипуляциями. Я открутил свечу, набрал масло и через воронку влил его в цилиндр. Потом, чтобы повеселить детей, я стал в молитвенную позу сложил руки ладонями вместе и, кланяясь движку, громко сказал:
     - О, Великая Машина Маниту! Прими мой дар и дай нам свет.

     Дети засмеялись, что и было целью моей выходки, а я начал вращать двигатель. Вначале медленно потому, что из свечного отверстия выливались излишки масла, потом все быстрее и быстрее. Так я крутил минут десять, потом осмотрел картер… Ни единого подтека.

     Я открутил сливной болт и дал маслу стечь из картера. Потом закрутил обратно свечу и просто так, несильно крутанул рукоятку стартера. Двигатель внезапно чихнул, из выхлопной трубы вылетело и поплыло по воздуху кольцо сизого дыма.
     Воодушевленный, я рванул рукоятку стартера изо всех сил. Двигатель нехотя застучал и, плюясь сизыми клубами дыма, не спеша начал набирать обороты. Детвора хлопала в ладоши и радостно подпрыгивала на месте.

     Я дал двигателю хорошо прогреться. Приборы показывали наличие в генераторе напряжения, но это сейчас было не главным. Главное было в том, что двигатель заработал.
     Дав ему поработать минут десять, я заглушил двигатель и попробовал завести. Запустился он легко, с первого толчка и после этого, всю свою оставшуюся жизнь (довольно долгую, я прожил в лесу почти двадцать лет), он исправно служил мне, всегда легко заводясь и не доставляя мне больше никогда неприятных сюрпризов. 

     Каким бензином я его не кормил, чуть ли не соляркой, но он не привередничал, ел всё и исправно выдавал киловатт электричества. Однажды я обнаружил, что открутились все болты на креплении магнето. Оно ерзало туда сюда на своем посадочном месте, меняя угол опережения зажигания, но движок стучал, не обращая на это никакого внимания, выдавая полную нагрузку.
     У нас с ним возникла взаимная любовь и полное взаимопонимание.

     С гидроакустической станцией произошло то же самое. На следующем выходе в море она заработала и дала такие ошеломительные результаты, что я столкнулся не с медными трубами.

     Трубы были, но только это были уже серебряные фанфары. Наш корабль за несколько мгновений волшебным образом превратился из места заточения, ссылки для провинившихся, в школу героев, кузницу кадров, острие технического прогресса и демонстрацию величия человеческого гения.

         Читать далее http://www.proza.ru/2015/12/08/347