О творчестве Эльдара Рязанова

Николай Кладов
Мы знали, что это случиться, что он однажды покинет нас.
Это был особенный человек, особенный режиссер.
Сейчас много "режиссеров"
люди снимают кино и думают о том: как стоит камера, как направлен свет и как положен грим, как он в клетчатой кепочке сидит в кресле...
Ребята, какая гадость эта вся ваша кинотехнология...

Вот он снял "Иронию" - там одна комната и три актера, но мы смотрим из года в год и говорим, как суфлеры, все слова раньше, чем актеры и снова будем смотреть, но уже без него...

Почему он, в одной декорации, снимая сцену в бане где-то под лестницей, смог снять - нет не шедевр - больше: нечто живое, простое и человеческое.
Потому что он любил людей, своих зрителей, своих актеров.
Он не мог для них делать плохо.
Мягкова он искал долго, а нашел в театре - на третьих ролях.
На роль Нади он у нас вообще никого не нашел - нашел в Польше, потому что ему нужна была именно такая и нам  теперь нужна - именно такая и Лукашину нужна именно такая... а какой там Ипполит.

У него все актёры играют хорошо. Замечательно. Он говорил, ему медведь на ухо наступил, но все композиторы у него пишут потрясающую музыку. И актеры начинают петь тихо и душевно (даже Пугачева) - именно так, как надо.
И даже природа ему помогает. Когда снимали "Служебный роман" - выпал снег и Москва стала красавицей и он сказал "идите, скорее снимаей-те!"

Все фильмы, которые он снял - такие разные. Первый фильм "Карнавальная ночь" просто потряс публику того времени. Его смотрели, как когда-то "Чапаева", по нескольку раз. Это было и осталось явлением.

Основная фабула его фильмов это метаморфоза. Изменение человека именно его подъем, духовный рассвет, преображение. Так было в "Карнавальной ночи" И в Гусарской балладе" и в "Иронии" и особенно в "Служебном романе".

Он нам показывал красивого человека, тонкого, ранимого и душевного. В его фильмах никто не ругается, не спорит, даже когда Лукашин дерется с Ипполитом (ну как же за даму и без дуэли) - это делают культурные люди.

Он был режиссером документального кино и его фильмы удивительно реалистичны. Это не "великая иллюзия" и не постановочное действие -  это достоверное сопереживание жизни людей.

Говорят, они с другом шли по Москве и решали куда им поступать: в железнодорожный  или в кинематографический?
"А какой ближе идти ?" - сказал Рязанов.
"В кинематографический"   и они пошли туда и мы все очень рады такому повороту судьбы. Если бы пошли в железнодорожный - был бы у нас хороший министр железных дорог, вместо того, который построил шубохранилище и клал кресты, на всех
"схождениях благодатного огня"

Осиротели. Вот он был у нас настоящим, а не записным Патриархом. Отцом.
Он не прогибался (фигура не позволяла) говорил, что думает и может по этому -
в советское время он был на экране, а в наше время - время "свободы слова" - его к экрану на ТВ - не допускали. Там другие - говоруны.

Мы не говорим ему "Прощай"