Почему происходят аварии на дорогах?

Кочетков Иван
Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, которым и озаглавлена эта статья, хочу отметить, что Красноярск ежегодно теряет, на мой взгляд, десятки, а может, и сотни миллионов рублей прибыли только из-за того, что в городе практически нет муниципального транспорта. Всё отдано в частные руки.
Чтобы узнать точную цифру, финансистам-налоговикам достаточно проследить, сколько денег уходит в ближнее зарубежье от гастарбайтеров, а также тех, кто уже принял российское гражданство в корыстных целях.
Почему в корыстных? Да потому что если случится война, локальная или отечественная (не дай Бог, разумеется!), эти ребята за «новую родину» воевать не пойдут! Они за свою не очень-то жаждут. А за чужую — тем более.
Я это утверждаю так потому, что неоднократно в частных беседах с такими на прямой мой вопрос, пойдут ли они воевать и нужна ли им в самом деле Россия, они отвечали вполне откровенно: конечно же, нет! И воевать не пойдут, и Россия им до определённого места. Догадались — какого? Правильно!
Наши русские водители-обалдуи хотя бы деньги оставляют в российской казне. Что заработал, то и проел или пропил. А эти — домой! На свою родину! Почему? Да потому что на наши десять тысяч рублей там на сегодняшний день можно неплохо прожить аж три месяца! Год назад было — шесть!
А у нас в России на каждого члена семьи на сегодняшний день нужно лишь на еду десять тысяч! А добавьте сюда одежду, обувь, квартплату, проезд на общественном транспорте, сигареты (и выпивку!) — получите все двадцать!
Не верите? Посчитайте для интереса!
В начале трагических девяностых годов уже прошлого века у города не было средств для закупки ГСМ и содержания муниципального транспорта. Дело дошло до того, что автотранспортные предприятия были не в состоянии оплатить свет и воду, делать текущие ремонты гаражей. Даже содержать штат было не на что!
Пользуясь всеобщей неразберихой и бардаком, «смышлёные начальники» быстренько всё ПРИХВАТИЗИРОВАЛИ и сбагрили к чёртовой матери! А на вырученные денежки построили коттеджи в два-три этажа, с гаражами. Купили новенькие импортные авто и занялись бизнесом, полагая, что прогрессом движут лишь одни только деньги!
В общем, они «схватили Бога за бороду»! Жизнь для них — удалась!
Но ведь, по сути дела, они продали государственные предприятия за сущие гроши, так как реальная стоимость их была в десятки, а то и в сотни раз выше!
Впрочем, вы это уже знаете. И, что самое приятное в этом, не возмущаетесь. Это «радует». «Радует» потому, что народ приучили к мысли, что с трудов праведных не наживёшь палат каменных.
Не вчера, кстати, было сказано! Ещё во времена ОНЫ народ знал, откуда берутся большие деньги. Он понимал: хочешь жить по-человечески — про совесть забудь! Воруй! Грабь кого можешь!
Если бы у вора была совесть, разве бы он воровал? А-а! То-то и оно!
Ну, это всё лирика!
Когда всё рухнуло и никто не понимал, что же делать, не говоря уж о том, что же произошло со страной (даже сейчас процентов пятьдесят населения не знают об этом, а молодёжь — в первую очередь!), тогда и было решено отдать общественный транспорт (читай — всё) в частные руки.
Да простится мне такое большое вступление! Но дело не только в том, что я провёл экскурс в историю капиталистического переворота в нашей Родине, хотя я очень люблю сей предмет. Дело в том, что тогда повествование, или изложение (это уж кому как угодно), было бы не совсем полным. Классик бы тут сказал: Платон мне друг, но истина дороже!
Объяснить обывателю всё подробно, кратко изложить суть этой проблемы невозможно! Как невозможно и кратко объяснить, почему происходят аварии на дорогах. Поэтому, скрипя зубами, я вынужден буду шаг за шагом описать, как это выглядит глазами самого (до недавнего времени) водителя автобуса.
Как правило, аварии происходят по трём причинам:
1. Человеческий фактор.
2. График движения.
3. Техническое состояние транспортных средств.
Человеческий фактор включает в себя несколько подгрупп. Это пассажиры, пешеходы, пьяные водители и водители-хамы.
Начнём с пассажиров.
Если на остановке много пассажиров, то посадка и высадка занимают значительно больше времени, чем предусмотрено графиком движения. Много времени отнимают пьяные пассажиры, которые вполне реально могут упасть под автобус. И если водитель в этот момент отвлечётся хоть на долю секунды, трагедии не избежать! Также много времени отнимают инвалиды и древние бабушки! Из-за них посадка и высадка увеличивается в разы! В результате всего этого водитель автобуса вынужден увеличивать скорость, при этом нередко нарушая правила дорожного движения, иногда даже намеренно, чтобы нагнать своё время!
Почему? Да потому что в одной-двух остановках от него идёт его задний, то есть тот же маршрут, водитель которого, согласно карточке, едет за ним. И кого он соберёт? Если первый идёт «прессом», то задний — как «бубен пустой». А деньги нужны всем! Ибо там, где начинаются деньги, кончается дружба. Вот такое вот резюме! Это ещё одна формула рыночной экономики капитализма, так как «деньги — товар — деньги» не является её единственной формулой. Если передний автобус затянул заднего своего, вольно или невольно (а кого это колышет?), то на конечной остановке между ними предстоит в лучшем случае тяжёлый разговор. В худшем — дело может дойти до мордобоя или поножовщины! В лихие девяностые такое было сплошь и рядом! Не исключением является и сегодняшний день.
И вот здесь первый пункт вплотную пересекается со вторым — из-за непродуманности графика движения, так как, составляя его, никто, видимо, серьёзно не учитывал конкуренции между попутно идущими автобусами. А конкуренция между ними жёстче, чем гангстерская война! Каждый конкурент видит другого по Интернету и старается приехать первым, чтобы собрать пассажиров! Между ними начинаются гонки, которые нередко приводят к авариям и травмам пассажиров!
Теперь перейдём к пешеходам. Вы обращали внимание, как люди идут по пешеходному переходу? Порой просто не веришь глазам, а порой хочется выскочить из-за руля и придушить какую-нибудь сволоту! Переходят, а чаще перебегают дорогу в неположенном месте, особливо на красный свет, или бегут прямо под колёса автобуса, когда он начал движение, и машут, чтобы он остановился, тем самым создавая аварийную ситуацию!
Очень многие пешеходы почему-то считают, что если они идут по «зебре», то смотреть по сторонам не надо. Машины встанут как вкопанные! А если (не дай Бог, как говорится!) у какой-нибудь откажут в этот момент тормоза? Или случится что-то ещё непредвиденное: откажет рулевое, к примеру? Да мало ли что? Машина есть машина! А вечного ничего нет! Ничто ни вечно под Луной!
Больше всего разбирает зло, когда пешеходам загорелся красный свет, а они идут как ни в чём не бывало! Особенно это касается малолеток. Идёт такая пигалица как по подиуму, вихляет своей задницей с кулачок, с «кривыньками тонэньками» ножками. Ты ей сигналишь: мол, давай шевели колготками! Не задерживай движение! А она тебе, не оборачиваясь, средний палец ручонки своей показывает! Мол, видала я тебя, понял?
Однажды в Абакане видел такую картину: На переходе горел зелёный сигнал светофора для пешеходов. Там бабка стояла и чего-то ждала. Но как только он замигал, рванулась рысью на красный! А как только, визжа тормозами, все машины замерли, чуть не сбивши её, она, не торопясь, вразвалочку, пошла шагом! Что это, если не издевательство над водителями?
Даже если предположить, что человек — дальтоник, то всё равно всем должно быть понятно, что верхний фонарь светофора горит только красным. Нижний — зелёный. Загорелся верхний — СТОЙ! Загорелся нижний — ИДИ! Или этому в школах не учат?
Теперь поговорим о водителях и водителях-хамах. Нередко аварии совершаются из-за пьяных водителей и водителей-наркоманов. Из-за некачественного обучения, недостаточного опыта и невнимательности. Из-за нарушений правил ПДД.
Погоня за прибылью резко сократила программу обучения шофёров.
Если я в 1978 году обучался шесть месяцев на категории А, В, С, а позже, через три года,— на категорию Д два месяца, уже имея достаточный водительский опыт, то теперь учат от трёх недель до двух месяцев независимо от категории! И учат такие инструктора, которых самих ещё учить да учить!
Эти, с позволения сказать, «выпускники» автошкол, абсолютные «чайники», не знающие ни ПДД, ни материальной части автомобиля, такие горе-водители, являются серьёзной опасностью на дорогах!
Теперь пришла очередь поговорить о водителях-хамах.
Как правило, каждый, кто сегодня ездит на иномарке, считает себя круче другого.
Начну с женщин, ибо настоящий джентльмен их пропускает вперёд!
Раньше их мало видели за рулём. Они в своей массе ещё только обживали неведомое для себя. Осторожничали, по природе своей. Поэтому нарушали правила, что совершенно естественно, крайне редко.
Но время идёт, всё меняется! И рано, ох, рано поспешили социологи с утверждением, что они «самые правильные водители». Жизнь показала обратное.
Шло время, и их всё больше и больше садилось за руль железных коней. Порой просто диву даёшься, когда присмотришься, что в городах (и уже нередко на трассе, на большегрузных авто) рассекают представительницы прекрасного пола!
В Абакане я ловил себя на мысли: «Господи! Одни бабы! Одни бабы! А мужики-то куда подевались? Повымерли, что ли?»
Уже ни для кого не секрет, что деградация мужчин — не пустой звук! Особенно это становится заметно в нашей стране — благодаря обнищанию населения, безработице, законам, способствующим этому, и искусно созданному мировым капитализмом кризису.
Женская эмансипация, или как там, холера её подери, шагает семимильными шагами. Тут уж поневоле поверишь учёным, что в далёком, невообразимом будущем на земле останутся только женщины. Мужики исчезнут как вид! Простите за пошлость, но… они что, все лесбиянками станут? Или гермафродитами? За счёт кого или чего они станут продлевать человеческий род? Признаться, я теряюсь в догадках! Но это так, к слову…
На сегодняшний день эти демоны в женском обличии игнорируют правила как хотят. Особенно если едут на джипах! Они мужиков презирают не только в постели, но и в машинах! Общественный транспорт не видят в упор. Едут на красный. Не дублируют поворот. «Подрезают» и просто наглеют день ото дня всё больше и больше!
Мне не жалко таких, когда они разбиваются. Я не единственный, кто всегда говорил: баба за рулём — преступник! А если нет, то это исключение из правил, а не само правило.
Сегодня редко кто из водителей уступит дорогу другому. Сплошное хамство на дорогах становится нормой поведения.
«Правила придумали дураки, а светофоры — трусы!» — говорят хамы. И эти подонки не хотят отдавать «пальму первенства» дамам! Что только они не творят! «Подрезают» общественный транспорт и останавливаются перед ним как вкопанные! Они даже не соображают, что водитель автобуса во избежание аварии вынужден жать на тормоз изо всех сил! А пассажиры в салоне в это время летят вперёд, ломают конечности, рёбра и разбивают головы! Крик, рёв, мат летят в адрес водителя, побелевшего от страха. Они что, этого не понимают? Или делают злонамеренно? Кондуктора в «пазиках», бывали случаи в таких ситуациях, вылетали через лобовое стекло!
Интересно, из них хоть раз кто-нибудь подумал, что с ними будет, если автобус в несколько тонн, в два-три раза превышающий вес их авто, врежется в них? Их ничто не спасёт — ни ремни, если только они ими пристёгнуты, ни подушка безопасности, ни сам Господь Бог! Или это их драйв? Кто за рулём там — дебил? Сумасшедший? Обдолбанный наркоман? Или самоубийца?
А вот у водителей автобусов, независимо от пола, аварии происходят значительно реже, и это вполне естественно. За рулём — водитель-профи, а не просто «чайник»-пижон на заграничном авто! Разумеется, если этот профи — не гастарбайтер из ближнего зарубежья! Чтобы быть объективным, скажу, что и среди них действительно есть асы шофёрского дела, в хорошем смысле слова. Но это, опять же, не правило, а исключение из него. Именно наши «бывшие братья» чаще всего совершают аварии. Посмотрите статистику! Почему? Да потому, что там водительское удостоверение стоит «один барашка»! Но и у нас, когда они переучиваются, могут легко «смазать пальцы мёдом» любителям взяток в форме ГИБДД!
Мало кто знает, что причиной гонок водителей автобусов является ещё то обстоятельство, что все водители, работающие на хозяев, сами покупают топливо, масло для автобуса на котором работают, платят кондукторам, покупают им обед, сигареты и сдают обязательный план. А себе — что осталось! При этом, если кондуктор не является их родственником или другом, он запросто может «нагреть» водителя на хорошие «бабки». Вот и вынуждены они становиться рвачами, потому что их заставляют реалии капиталистического строя. Напомню: ТАМ,  ГДЕ  НАЧИНАЮТСЯ  ДЕНЬГИ,  КОНЧАЕТСЯ  ДРУЖБА! При этом все ИП занижают фактическую зарплату водителей перед налоговыми органами, чтобы как можно меньше делать отчислений в ПФ РФ, что, несомненно, скажется в будущем на их пенсии. Но кто сейчас думает о ней, когда все живут одним днём? Нас всех запихали в такие рамки, что нам прожить бы сегодня, а там — как Бог даст! Вот вам и звериный оскал капитализма, о котором писали и предупреждали нас «проклятые» коммунисты!
Ну и, наконец, никто не знает, что водители работают по восемнадцать часов в сутки! Работают без отстоя, как было при Советском Союзе. Как правило, без обеда. Чаще всего им приходится есть по дороге во время движения. Порой им не остаётся времени для того, чтобы на конечной остановке отправить свои естественные надобности. Если машин мало на линии по какой-то причине, диспетчер заставляет их ехать вновь по маршруту. А бывает, что в силу сложившихся обстоятельств или из-за большого количества машин на линии они стоят на конечной остановке значительное время. И не правы те пассажиры, которые считают, что водители просто не хотят работать, вот и стоят. Между автобусами существует определённое время, интервал, через который они ходят, и не раньше!
От недосыпания водителей, от их перегрузки работы снижается внимание, что тоже может привести к аварийной ситуации.
Задайтесь целью узнать: правда ли то, что они работают по восемнадцать часов? Для этого вам будет достаточно приехать с раннего утра на конечную остановку, заснять на видео или фото какой-нибудь маршрут, номер автобуса и водителя этого автобуса, а поздно вечером на той же остановке опять заснять этот же маршрут, номер автобуса, и вы увидите, что это тот самый водитель!
В автохозяйстве Сидорова, правда, делают хитро: они утром выдают водителю одну путёвку, а после обеда — другую. Как будто он только что сел за руль! Но у него хотя бы платят за путёвку! А у ИП Ялтонских и этого не делают! К тому же там водители ездят весь день с одной путёвкой! Зачем тратить деньги на бумагу? И с одной покатаются! Помните печально знаменитый маршрут номер шестьдесят пять? Аварию на Вавилова, когда водитель бросил пассажиров на произвол судьбы, спасаясь от пара? Это их автобусы ходят по этому маршруту!
Ну и, наконец, нередко аварии на дорогах происходят из-за технически неисправного автотранспорта! Поленился водитель, не проверил всё должным образом, механик по выпуску автомобилей уклонился от своих обязанностей, по дороге от старости или от недосмотра что там отошло, отлетело — вот и авария!
Чтобы прекратить гонки общественного транспорта, нужно все автобусы забирать в муниципалитет! Делать твёрдую зарплату водителям! Тогда никто не будет работать по восемнадцать часов, будет отстой, обед, увеличатся рабочие места, не будет драк между водителями, и все деньги будут поступать в городскую казну, а не уплывать «за бугор».

Опубликовано в «Красноярской газете»