Ностальгия по хорошей Турции и гареме

Алексей Мильков
Ностальгия по хорошей Турции и о гареме

Однажды я прочитал в “Комсомольской правде” решительное письмо одной комсомолки “Хочу в гарем”! Вот такой достойный плюрализм мнений. Не знаю, осуществилась ли её мечта и в каком гареме она сегодня, но скажу точно, гарем, это новое откровение для нашего понимания, это достижение, это сервис. Сам наблюдал, когда недавно побывал в Турции, одной из стран древневосточных деспотий, как записано в Большой Энциклопедии.
Не передать то впечатление, ту радость, с какой вступила группа наших туристов в царство мусульманского изыска и размаха, в гарем самого великого султана Сулеймана I, прозванного Великолепным. Это тот, при котором Османская империя достигла наивысшего расцвета – 16 век. Его роскошный гарем сейчас под музей отведён. Нам объяснили, что султан давно умер, но жёны настоящие, евнухи тоже. Потомки тех самых…
Действительно, пышная обстановка, собственный двор и выход в сад, как на картинах художников с наложницами и женами, чистота, порядок – всё дышало натурализмом и внушало уважительный трепет, особенно грозные предупреждения: “В покои не входи – смерть”, “На жён султана глаза не разувай – смерть”, “Руками жён не лапай – мучительная смерть!” По мусульманским законам, посторонний мужчина не мог любоваться не принадлежащими ему женщинами.
Но надо по-хорошему знать наших людей. После стольких-то лет всевозможных воздержаний “нельзя” они дорвались до разрешительного “можно”. Столпились вокруг живых экспонатов: мужчины пытаются жён султана за волосы тягать, женщины – своим дотошным любопытством глазами поедают евнухов, удостоверяясь на предмет соответствия их должности и возможностей.
В общем, водят нас по палатам, гиды таблички-инструкции для обитателей гарема, что на стенах развешаны, переводят. Ну, наш брат турист и не турист тоже, общеизвестно, варвар, если за ним триада не присматривает: милиция, КГБ, соседи. Так вот, все давай таблички для сувениров уводить, себе подальше в сумки запихивать. И мне одна досталась – по внутреннему распорядку содержания жён и наложниц в гареме:
“Несравненные, луноподобные жёны султана! Просьба уважительно относиться к героическому труду обслуживающего персонала – к евнухам. Пожалуйста, не дразните и не провоцируйте их. Запомните правило безопасности: незаряжённое ружьё иногда стреляет!”
Впечатлений набрался, конечно, уникальных. Меня всегда спрашивают после этой поездки – в основном мужская часть населения, – так сколько было у султана жён? Для какой цели ему нужно было такое огромное их количество, как они попадали к нему, как жили и что с ними случалось до и после смерти султана?
Понятное дело, если коротко, это, чтобы быстро выполнить одну из своих важнейших задач – заполучить наследника мужского пола и обеспечить продолжение династии.
К сожалению, точную цифру не могли назвать даже работники музея-гарема. Эта цифра была изменяющейся, то есть плавающей, и зависела от политических амбиций и мужских индивидуальных способностей султана. А прохождение жён через гарем было интенсивное, как через хороший фильтр отдела кадров большой новостройки: прибыла, убыла, не справилась с обязанностями. Последнее говорило об утилизации нежелательных, потерявших актуальность жён. Это надо понимать буквально следующее: зарезал – утопил – задушил в постели. Так сказать, были матримониальные издержки многоженства, связанные с ротацией жён в смысле семейного уклада жизни и проявления эгоистических наклонностей султана.
И всё же, сосчитать можно по такому историческому факту. Когда султан собирался на войну, закон предписывал ему проститься с каждой женой в отдельности, то есть каждая должна была подарить супругу последнюю ночь. Этот султан Сулейман I однажды два года был отягощен сборами, хотя находился в состоянии срочной объявленной войны, так что его посетил коллапс. Представьте, что каждую ночь надо “пообщаться” с одной, а то сразу с двумя-тремя, иногда приходилось охватить как можно большее количество дaм по специальному графику. Подсчитайте теперь, сколько у него было жён?
А если с учетом ротации кадров?
И еще спрашивают – больше женская половина интересуется, – а существовал ли при гареме бюрократизм в его простом постельном понимании. Вопрос, конечно, для женщин не праздный, очень даже правильный в контексте борьбы с любым его проявлением. Сразу заявляю, ни малого, ни большого бюрократизма не было. Потому что преобладал строгий внутренний распорядок, был чёткий график приёмных ночей, и второй раз к султану при своей жизни супруге шансов попасть было мало – практически невозможно. История с Шахерезадой с её тысячью ночами настоящий миф, только с некоторой долей правды!
Очень часто задают вопрос: как, управляя таким большим механизмом, как гарем, султан умело поддерживал дисциплину на должном уровне, держал женщин в чёрном теле, ведь в истории ни разу не упоминалось о бунте вышедших из неповиновения жён? Всё очень просто. Вновь поступающая в гарем, обычно доставленная в индивидуальном спецтранспорте – в глухо завязанном мешке из-под муки, прочихавшаяся и отмытая, сразу же попадала в дружескую обстановку человеческого участия евнухов: она отвечала на обстоятельные вопросы султанского, так называемого, КГБ и проходила тестирование, что, к сожалению, сегодня в России по отношению к невестам не практикуется. Только после этой процедуры претендентка могла занять подобающее ей место жены, вплоть до первой – самой любимой.
Прогрессивный был этот султан Сулейман I Великолепный! Государственный мужик! И подход к обустройству гарема был персональный к каждой жене.
Туристы, конечно, заинтересовались. Просим: “Дайте и нам эти тесты, мы по ним своих российских жён пытать-вопрошать будем”.
В этом месте необходимо сделать историческое отступление по устройству гарема, в котором с подачи султана была установлена четкая иерархия между женщинами. Главенство имела официальная жена (первая), затем последующие позиции доставались старшим женам и любимым наложницам султана, которые ранжировались в соответствии со статусом и имели достаточно высокое влияние, что вполне могли конкурировать за то, чтобы сделать своего сына первым наследником на престол.
И вот смотрю я в опросный лист, обращённый к новоприбывшей и думаю: ведь в нём нет отвлечённых, ничего незначащих вопросов, как в наших: пол, национальность, образование. Женщина, прежде всего, существо интимное, деликатное, понимающее, не заскорузлое. Поэтому и вопросы были соответствующие:
1. Была ли ты замужем и сколько раз? Если да, каждый конкретный случай описать подробно.
2. В какой калым обошлось твоё первое замужество (второе, третье и т. д. последующее?) Если были таковые, представить декларацию о калымах. Если была подарена – отметить.
3. Какой из предыдущих мужей оставил в тебе наибольший след (побои, сексуальные домогания, садистские наклонности не отмечать)?
4. Что тебе импонирует в твоём муже: ум, сила, общественное положение (нужное подчеркнуть)?
5. Согласна ли ты, чтобы уменьшили брачный возраст с 13 до 12 лет? Если нет, то почему?
6. Не состоишь ли ты в запрещённом обществе за единобрачие? Если да, с какого времени? Назвать имена соучастниц...
Ну и так далее. Но больше всего меня поразил тест, которым султан выявлял среди жен лучшую из лучших в гаремной иерархии:
1. Если ты из первой стала последней женой, твоё дальнейшее поведение?
а). Будешь лелеять тайную надежду снова стать первой женой?
б). Никогда не смиришься с участью последней жены?
в). Наложишь на себя руки?
Второй вопрос был из области обольщения:
2. Каким из трех способов ты воспользуешься, чтобы снова стать первой женой?
а). Будешь привлекать внимание султана новыми, нетрадиционными формами общения?
б). Будешь плести интриги и заниматься очернительством и доносительством на остальных жён?
в). Будешь царапать им лица, чтобы они потеряли товарный вид?
Хорош был и следующий вопрос:
3. Что бы ты выбрала для улучшения своего положения последней жены?
а). Чтобы султан продал тебя в другой гарем?
б). Чтобы султан набрал еще жён и у тебя появилась бы реальная возможность не быть последней женой?
в). Чтобы султан передал тебя в гарем своего малолетнего наследника на правах первой жены?
Вот такой уникальный тест. Он, конечно, архаичный. В отличие от жён султана, к нашим российским женщинам не применим.
Но я ещё не рассказал главное, что произошло в последний день нашего пребывания в Турции. Известно, что каждая страна ходко торгует своим самым знаменитым на весь мир товаром. Помню, когда я был в стране восходящего солнца в Японии, японцы привели нас в зал. А там... глаза разбегаются... компьютеры... каких только нет! Мать моя!.. Говорят: “Выбирайтеса, покупайтеса! “Ямаха”, “Сони”, “Тошиба”! Я за две недели японским в совершенстве овладел. “Сикоко? – спрашиваю. И громко возмущаюсь. – Сикоко-сикоко?.. Да у нас в России их навалом и миниатюрнее – канцелярский “Феликс” называются. Быстродействующий, за ручку крутнул и результат тебе сразу выскакивает. Эффективен и не надо алгоритм искать. А от экранов ваших компьютеров только в глазах рябит!”
Так вот. Турки нас тоже запустили в зал, тоже говорят: “Выбирайте, покупайте, восточная экзотика! Аукцион-распродажа! Всё, что осталось от последнего султана!” Раздвигают занавеску, а там... мать моя!.. Действительно, всё самое лучшее, самое красивое, качественное, отечественное, с клеймом “Произведено в Турции”, словно только что сошедшее с картин о наложницах и конкурсов красоты. А рядом те самые злополучные мешки из-под муки для транспортировки – как бесплатное приложение. Тут же выписываются разрешения на вывоз. В общем, девушки – мечта поэтов и не поэтов тоже. На нас своими большими глазищами лупятся, такими грустными, такими невыносимо жалобными и просящими... У меня сердце так и ёкнуло, заёрзало, обмякло. “Это недорого! – турки нас уговаривают. – Выбирайте, покупайте! Можно и оптом – обойдётся дешевле”.
А мы головами качаем, жмёмся, менжуемся: “Восток – дело тонкое! Рады бы принять участие в судьбах, воспетых поэтами древности, многострадальных женщин с дружественного Востока, рождённых в нелёгких местных бытовых условиях жёсткой конкурентной борьбы и многожёнства. Да у нас в России та же проблема – своих женщин девать некуда, у каждого, если не соврать, кроме жены... по нескольку любовниц...” – отбрёхиваемся, кто, как может.
А турки настойчивы. “Ваша цена?” – допытываются.
Сразу вспомнилась песня “Если б я был султан, я б имел трёх жён и тройной красотой был бы окружён”.
Чувствую, ещё немного и в карман полезу за тугриками. Да вспомнил, моя Светка такой мне гарем покажет, только держись. Она монополизировала все мыслимые вакансии: и первой, и второй, и даже, не гнушаясь, последней жены – и делиться добровольно мной, пока я жив, ни с кем не собирается. Узурпировала, нахалка, всю полноту сексуальной власти в одних руках.
Тут я решился. “Ничего, потеснится-подвинется! – подумал я. – Не принцесса какая!” – и запустил руку в карман, а там, единственно что, так это шаром покати.
Вот с таким тяжёлым и неудовлетворённым чувством я и возвратился из Турции на родину. Теперь всё время укоряю себя, что не оставил заначку на чёрный день. Да, кто ее позволит, Светка из моего кармана не вылезает.