Дорога в страну милосердия. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.


                ДОРОГА В СТРАНУ  МИЛОСЕРДИЯ.

                ОЧЕРК               

Всякий раз, когда я сажусь писать о человеке, я боюсь переступить ту черту, которая отделяет святую простоту от упрощённости. Ведь каждый человек — новая грань окружающего нас мира и, одновременно, он сам — целый мир. Как войти в него? Как понять его? Какие найти слова и образы, чтобы потом рассказать о нем людям?

Милосердие!
Именно об этом явлении человеческого духа задумываешься каждый раз, когда жизнь сводит тебя с людьми замечательной профессии — с теми, чьи добрые руки избавляют  нас от боли и страдания.

В заводской медсанчасти много замечательных врачей. К нам в редакцию приходят письма с благодарственными славами в их адрес. Иногда звонят по телефону:
 
- Напишите о Регине Иосифовне Лапп, она спасла мне горло...

- Расскажите об Анне Константиновне Капустяновой, враче кабинета реабилитации, она в буквальном смысле поставила меня. на ноги...
 
- Владимир Петрович Бусловский, мой лечащий врач, так много сделал для моего выздоровления, напишите о нем...

 Кто-то восхищается мастерством хирурга Василия Ивановича Цара, кому-то нравится как работает медицинская сестра Катя Трофимова, кто-то с благодарностью вспоминает доброту и внимательность фельдшере второго столярно-малярного цеха Людмилы Григорьевны Криницкой.

Так хочется рассказать обо всех этих замечательных, людях! Но можно ли объять необъятное?

Однажды я стала невольной свидетельницей одного спора. Две женщины расхваливали друг перед другом достоинства «своих» зубных врачей. Одна говорила об Анжеле Григорьевне Гавилевской, а другая ; о Людмиле Михайловне Довжанской. Говорили горячо, взволнованно, взмахивали руками, показывали, какой зуб лечили, подробно описывали весь процесс лечения. Каждая из них хотела доказать, что её врач — лучше.

Анжелу Григорьевну я не знаю, а вот о Людмиле Михайловне Довжанской попытаюсь рассказать.

Я познакомилась с ней на её рабочем месте. Зубная боль привела меня в зубоврачебное кресло. Очень милая, приятная женщина склонилась надо мной:

- Что вас беспокоит?

Потом несколько точных уверенных движений, неприятный визг бормашины, запах спирта — и мир снова приобрел для меня светлые краски. Я ; человек, искушенный в общении с зубными врачами. Но то, как работает Людмила Михайловна, меня удивило и обрадовало. Потом ещё не раз я доверялась её умелым рукам.

Однажды мы разговорились. И я поинтересовалась, как она стала стоматологом?

Дорога начинается с первого шага: Жизнь — с первого дня. Сегодняшний день — следствие вчерашнего и причина будущего. Что было «вчера», в дне первом? Все мы — родом из детства. Девочка играла в куклы. Но не в дочки-матери. Она их «лечила».
На вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» — отвечала: «Врачом».

Постепенно детская наивная вера переросла, в твёрдое убеждение о своем назначении на земле. И она после десятого класса поступает в Николаевское  медучилище.

Почему именно зубоврачебное отделение было избрано Людой, выпускницей второй Николаевской школы? В этом был элемент случайности. Мечтала стать медиком, избавлять людей от страданий, дарить утерянное здоровье. Зубной врач? «Что ж, попробую», — решила девушка.

- Вы не жалеете сейчас о выборе? - спросила я Людмилу Михайловну.

- Нет, что вы. Мне моя работа очень нравится. Только...

Да, есть маленькое «только», существующее независимо от прочной любви к избранной специальности. Когда стала ближе знакомиться с медициной, ей очень захотелось стать ещё и хирургом. И это страстное желание не потухло до сих пор.

Но обстоятельства жизни сложились так, что Людмила не смогла поступить в институт. Сразу после медучилища она была направлена в село Петрово-Солониха. зубным врачом.

Девятнадцатилетняя девушка твёрдо стала на свою дорогу. И вела эта дорога к людям. До 50 человек в день принимала она в своем маленьком кабинетике, где стояли ножная бормашина, примус и стерилизатор. Работала с утра до поздней ночи. Домой идти не хотелось: месить сапогами грязь через все длинное село, а потом коротать тёмные сырые вечера с бабкой-хозяйкой при керосинке. Нет; уж лучше остаться в больнице.

Тем более рядом — лечебный корпус. Небольшой, но дружный и очень приятный коллектив врачей и медсестер. Людмила Довжанская помогала им, как умела. В училище им давали общетерапевтическую подготовку, и даже азы хирургии. Так что помощницей она была неплохой. А если не было срочного дела, сидели тесным кружком и говорили.

Да, так и не стала она хирургом. Когда переехала в Николаев и начала работать в медсанчасти ЧСЗ, ещё готовилась к поступлению в институт. И. когда вышла замуж, муж её - по случайному ли совпадению? - как раз хирург, поддерживал в ней это стремление. Но потом - родился сын. Заботы, тревога о его здоровье — и как-то постепенно отошла в сторону мечта о хирургии.

Для меня эта профессия всегда ассоциируется с сильным волевым характером, сильными мужскими руками. Женщина-хирург? Конечно, у нас их немало. Но Довжанская - хирург? Такая вся домашняя, такая уютная? Тихий приятный голос. Спокойные движения. Как-то не получалось представить ее хирургом.

Но когда я увидала Людмилу Михайловну за работой... Сидя в зубоврачебном кресле, не особенно заглядываешь в лицо врача. Как-то ; не до того. Но потом, когда я, исполненная благодарности за её отличный труд, пришла, чтобы поговорить с ней, то увидела совсем другую Довжанскую.

Чтобы вылечить человека, приходится причинять боль. Без этого нельзя. И потому сострадание диктует врачу Довжанской определенную линию поведения. И в голосе появляются жесткость и властность, движения становятся резче, взгляд - сосредоточеннее и твёрже, а руки — где их женская мягкость и плавность?  Это руки умелые и сильные - руки специалиста! Они спокойно и чётко делают всё необходимое.
 
А то, что у Людмилы Михайловны и характер — сильный, волевой и непреклонный, я поняла, когда она рассказала, как начинала работать в зубоврачебном кабинете монтажно-достроечного цеха.

Кабинет только организовывался. Были стены не первой свежести да мойка с ведром.

; Руководство цеха очень помогало, — рассказывает Людмила Михаиловна,— и ремонт сделали, и оборудование закутили.

Но я-то знаю, как загружено это самое руководство производственными делами. При всём желании у него просто не хватает на всё времени. И поэтому все заботы по организации кабинета легли на плечи Людмилы Михайловны. Да и ремонт: сами красили и белили.

Сейчас этот зубной кабинет один из лучших на заводе. Чистота, уют, домашняя обстановка. Коридор выглядит как прихожая, Здесь вешалка, зеркало, столик с журналами, кресла. В кабинете — все необходимое: от высокооборотной бормашины до холодильника.

На столе у врача под стеклом — газетные вырезки. Я поинтересовалась, что это?

- Больные приносят. Найдут что-нибудь в газете или журнале о лечении зубов, несут мне.

- Помогают вам квалификацию поднимать? — шучу я.

- Да, — смеется Людмила Михайловна. — Конечно, я эти сведения и знания, обычно подкрепляю настоящими курсами повышения квалификации, а кроме того регулярно слежу за специальной литературой, читаю наш журнал «Стоматология». А эти — вырезки... Дорого внимание!
 
Людмилу Михайловну Довжанскую любят у нас на заводе. Сидя в «прихожей» и дожидаясь своей очереди, я, еще не зная ее, слышала разговоры о том, как она хорошо лечит, какой добрый человек.

И до того к нам в редакцию приходили рабочие восьмого цеха, и пациенты Людмилы Михайловны из других цехов, которых она принимала в медсанчасти, где часто замещает своих заболевших коллег. Все они просили поместить на страницах газеты их заметки со словами благодарности.

Моя статья — попытка объединить все эти благодарности. Кто-то из них, возможно, сказал бы иначе. У меня получилось — так.

А страна милосердия?
Она существует, И живут в ней не только медицинские работники разных рангов и способностей, но именно они, стоящие на страже нашего здоровья, прописаны там постоянно. И не потому, что они — врачи, значит обязаны быть милосердны. А потому, что врачами, медицинскими сестрами, санитарками, эти люди стали, желая служить людям, облегчать их страдания.

«Природа вложила в человека, — говорил Марк Аврелий, — потребность заботиться обо всех людях». У медицинских работников эта потребность особенно обостренная.

Дорога в страну милосердия начинается в сердце каждого из них. Это не веселая лесная тропинка и не вольная полевая дорога. Это тернистый путь. И проходят его достойные.

21.2.81г.
                Л.ХАСХАЧИХ