Приключения старого зэка - 2

Алессандро Де Филиппо
Эпизод 2-й. Казачье подворье.

Новочеркасск меня удивил. Я просто не узнал знакомого города: стоит на зелёной, гладкой как стол равнине, весь такой квадратный, одноэтажный, с ровными сельскими улицами…Станица, да и только. Вокруг города-станицы – сочная зелёная трава по пояс, словно Дикое Поле в дождливом мае-месяце.

А должен стоять на Придонской возвышенности…Уж я-то знаю город и окрестности – всё не так.

Шеф ведёт меня к городу. Выходим на ближайшую улицу, и справа открывается просторный двор, огороженный плетнём и весь заросший травой. В дальнем углу двора стоит казачий приземистый курень, в ближнем углу – амбар с прилегающим к нему навесом. Под навесом развешаны хомуты и прочая сбруя, стоит телега, а лошадей что-то не видно. За амбаром видны три пасущихся козы и один козёл.

Ещё видим двух казаков – один взрослый, справный такой, с брюшком (сразу видно, что артист), в казачьей форме из фильма Герасимова «Тихий Дон» - синие штаны с лампасами, гимнастёрка, подпоясанная красным кушаком, офицерские погоны и лихо заломленная набекрень фуражка. И конечно же, казацкий чуб, как у Гришки Мелехова. И шашка в ножнах подвешена на тонком ремне через плечо.

       Живу на юге России, насмотрелся на казаков - там у них вообще все офицеры, рядовых не видел, даже бабы с толстыми задницами щеголяют в офицерских погонах - такого в "Тихом Доне" не было. Все бабы в фильме назывались казАчками и ходили в юбках, как нормальные женщины. Театр драмы и комедии - два в одном. Станиславский сказал бы: "Не верю!" и был бы 1000 раз прав.

Второй – пацан-казачонок, лет 12-ти, тоже в форме, с чубом, при лампасах, но без шашки и без погон.

Когда мы подходили, то я видел, как этот казак разбрасывал капустные листья по двору, а теперь казачонок собирает их и складывает в ведро. «Шеф» мне объясняет, как умный экскурсовод тупым экскурсантам:

    – Обратите внимание, господа, какое у нас трудолюбивое донское казачество…Как они заботятся о чистоте своего двора…

    – Да уж, – говорю. – Давай, впаривай…Забота у них простая…Как бы не надорваться от трудолюбия…А скажи мне, «шеф», джигитовка и рубка лозы будет али нет?

    – Не будет…Лошадей нет, да и казак нынче пошёл не тот. На лошадь хрен залезет…
    – Это точно, – говорю. – С таким пузом он и на бабу не залезет. Режиссура никудышняя…Сюда бы Михалкова…И зачем ему вместо ремня красный кушак повязали? А с шашкой он по двору зачем шлындает? На войну собрался, что ли?

    – Спроси что-нибудь полегче, – терпеливо отвечает шеф на все мои вопросы.

Умолкаю. А к воротам, между тем, подъезжает белый микроавтобус «Мерседес» с надписью «Экскурсия» на лобовом стекле. Из него высыпают человек пятнадцать смуглых и чернокожих туристов, почти все с фотоаппаратами, и дружно устремляются в казачий двор вслед за девушкой-экскурсоводом. Она говорит на испанском или на португальском. Я не лингвист, но отличить испанский от английского могу.

    – Откуда они? – спрашиваю «шефа».

    – Из Бразилии.

    – Надо же. Полсвета объехали, чтобы посмотреть на трудолюбивое донское казачество…Мужественные люди.

И я приветствую входящих туристов по-испански, подняв сжатый кулак:
    – Патриа о муэрте! (Родина или смерть!).

Идущий позади бодрый старикан в белых шортах и в жёлтой футболке с энтузиазмом вскинул сжатый кулак:

    – Но пассаран! (Враг не пройдёт!).

Группа заходит во двор и все с любопытством смотрят, как казачонок собирает раскиданные капустные листья, потом несёт их козам, а казак, подбоченившись, важно расхаживает по двору и лихо подкручивает усы. Девушка-экскурсовод на португальском языке пытается им объяснить разницу между театральным российским трудолюбием и повседневным полезным трудом. Мне кажется, что они понимают суть этой показухи. А куда им деваться: деньги заплатили, теперь надо смотреть на всё, что показывают.

Обращаюсь к шефу с предложением:

    – Ну что, шеф, теперь в техникум пойдём?

А он мне в ответ:

    – Никуда он не денется, наш техникум…Сейчас махнём в Крым. Познакомлю тебя с Обамой…Он сейчас в Крыму отдыхает.

    – С каким Обамой? С президентом Америки?

    – С ним самым…С Бараком Хуссейновичем…младшим…

Да я бы его сто лет не видел, этого Обаму…Не соскучился…Говорю шефу:

    – Спасибо тебе за экскурсию, но дальше я сам…В техникум пойду, по коридорам прогуляюсь…
    – Не отказывайся, старик…Успеется с коридорами…А Обама завтра уже уедет. Такой случай…Только представь себе: санкции, запреты, ультиматумы – всё к чертям собачьим летит, если Обама в Крым отдыхать приехал…Историческое событие…

Умеет он уговаривать. Соглашаюсь:

    – Ладно, хрен с ним и с тобой…Поехали…