Семёнов Виктор Иасильевич 1933г. -1993г. художник

Наталья Мосевич
         
 
Бег времени неумолимо уносит в прошлое  замечательные имена наших современников.
 
Принято говорить, что « история отечественного искусства ещё не написана».
Вероятно в недалёком будущем, настанет момент, когда можно будет охватить взором всё созданное за последние годы. Наверное, лучшее, что можно сделать сейчас - это по камешку  сохранить созданное современниками, чей труд, талант и даже жизненный подвиг помогут в дальнейшем восстановить  действительную картину становления нашего искусства.

Мы надеемся, что эта маленькая выставка  будет, как бы дополнение ко всему тому, что известно о Викторе Семёнове,- замечательном мастере современности.
Работы представленные на ней бережно сохранили вдова художника, его друзья и поклонники.

Вот, что хочется сказать, глядя на творчество  нашего современника.
Среди нас были звёзды,  которые, вспыхнув, осветили своим светом, нашу жизнь, дав понять, что  Божий дар не зависит от  трудностей и даже,  порой, непростого  существования.
Время  идёт, -    хочется,  чтобы пена, образующаяся от кипения жизни, не затмила свет самородков.



 СЕМЁНОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ.
17.10.1933г. – 14.10.1993г.
Родился в Петербурге (Ленинграде)

 В1962г. окончил  институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, мастерскую монументальной живописи,  под руководством профессора. Мыльникова А.А.


Выставка, естественно, не даёт представления  о  монументальных  работах Семёнова В.В.  Скорее, она отображает кухню художника, его формальные поиски и философские раздумья.


О творчестве  В.Семёнова.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ "ШЕСТИДЕСЯТНИКИ"

«Так принято называть  людей, чей пик творчества пришёлся на шестидесятые годы 20 столетия.
Жизнь наделила творческих людей этого времени определёнными чертами.
Детство  каждого из них   приходилось на военные годы и они,   сильные и талантливые,  воплотили   в себе то,  что давало людям силы  выжить. Пройдя суровую закалку,   они приобрели черты несокрушимого человеческого духа.  Ранние работы Семёнова именно этим запоминаются зрителям.

(«Гребцы», « Мать, купающая ребёнка» «Телевизор»).   Вот они гребущие и управляющие лодкой, везущие своё дитя, -  сильные,   НЕ СОМНЕВАЮЩИЕСЯ. Мне кажется поражающая сила искусства этого времени, именно в этом.
Даже завидуешь счастливым обладателям картин Семенного этого периода. Буквально каждый, взглянув на чудом уцелевшие фотографии, говорит запальчиво:
- «А это где?»
-  «Где-то есть».
 Такой Виктор в ранний период своего творчества» 

Знаменательно,  что такой  настрой не соответствовал  уровню жизни этого поколения.  Она была тяжела, если не сказать убога. Однако, в своём отрешении от суеты, они были  весьма последовательны. Не даром говорят,  что лучшие человеческие черты проявляются в годы лихолетий.

Думается,  что,  самое ценное, и, как ни странно, редкое,  - когда художнику удаётся отразить жизнь своего поколения.  Когда  смотришь на картины Семёнова,  - до озноба ощущаешь  прожитую нами послевоенную действительность. Пожалуй, такое же чувство было на выставке  М. Ватенина. Они  через призму своего дара видят окружающую среду и те, что будут жить после нас, вздрогнут, почувствовав себя почти погруженными в прошлый век. Видимо это и есть сила таланта.

РАДОСТЬ БЫТИЯ.
Люди, озябшие, продуваемые всеми ветрами, который  зачастую уносит их в мясорубку истории, люди, изменившие свой божественный облик под прессом непосильного физического труда. Эти люди смотрят на свет и ОН ИМ ДОРОГ. Радость бытия. Как удалось  художнику передать это! Только великий талант способен на такое. Видимо в это он вкладывает свою человеколюбивую душу. Таков Семёнов.

ФИЛОНОВ И ЕГО ШКОЛА.

Виктор Васильевич сам причислял себя к школе Филонова.
Вот, что говорил Филонов в разговоре с В. Хлебниковым:
 «Я  веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отмываю у прошлого клочок  времени».

Этим несравненным мастером Семёнов действительно увлекался  всю жизнь. Это был  пожизненный диалог, в котором он с восторгом находил для себя гениальные откровения.
Филонов будто ввёл его в свой кристальный мир, открыв возможность, опираясь на грани входить в пространство. Удивительная гармония линий и форм.  Это закодированный мир живёт и смотрит с рисунков художника. И мы,  тоже опираясь на эти грани, поражённые,  можем войти в пространство, в  котором живёт автор картин.

  Филонов, как великий художник, отразил весь ужас своего времени, -  время революций,-  которое великим бедствием  посещает человечество, а Семёнов -  время которым жило послевоенное поколение. Время пафоса торжествующей жизни.
Всё равно, смотрим ли мы на серьёзное полотно художника или перед нами маленький набросок мастера.

 ПРИСМОТРИТЕСЬ К РАБОТАМ ВИКТОРА СЕМЁНОВА. ОНИ НЕ МОЛЧАТ, ОНИ ВЕДАЮТ НАМ О СЕБЕ, О МАСТЕРЕ, ОНИ ЗАСТАВЛЯЮТ ДУМАТЬ И О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ.

 (Наталья Мосевич)