Заповедник. Глава 34. Со-е с Михеевой

Александр Михельман
Правда о сколопендрах. Ирина.


Как всегда, права Ирина:
Допросивши Намбо-Фрина,
Поняла, что сколопендры
От рептилий скрылись в недры,
Подчинили пауков,
Воспитав из них врагов!
И ещё она узнала
О чудесных "талисманах",
Так что есть уже идея,
Как зачистить прохиндеев.
Но проверить не мешает,
Может, маршал что скрывает?



Борис Готман.

Определённо, генерал чего-то недоговаривал. И даже больше того. Но пока слишком давить было нельзя. И я решила обратиться за помощью к нашему супер-специалисту Сыроеду, что и сделала после завершения совещания.



— Ну что, — спросила я Сыроеда позже, — удалось что-нибудь разузнать про сколопендр, которые не сходят с языка у нашего отважного генерала?



— Да, это весьма интересно… — протянул мышастик. — Мы выяснили, что некогда на Шелли действительно обитали разумные сколопендры. В старых каталогах они значатся. Ну а потом... За всем ведь не уследишь!
По новым сведениям никаких сколопендр на Шелли нет. Так что, возможно, Намбо Фри сказал правду: ранее они здесь жили и, вполне возможно, охотились на предков наших ящерок, а потом… вымерли. Это бывает. И не так уж редко. Мало ли что могло с ними приключиться. Но в мифах и легендах шеллиан до сих пор фигурируют ужасные сколопендры. Вот и превратилось их название в ругательство, — только и всего.



— Как бы не так! — упёрлась я. — Сердцем чую, что всё сложнее и серьёзнее! А мифы о сколопендрах ты нашёл?



— Ну… признаться, пока мне не удалось отыскать в местном фольклоре кого-то, кто полностью соответствовал бы… — заюлил мышезьяныш.



— Ясно. Нет у них никаких мифов о сколопендрах! Ну что же… остаётся только один способ узнать правду… — я пожала плечами и развела руки в стороны.



— Это какой же? — удивился Сыроед.



— Будем пытать генерала, — кивнула я.



— Хм-м… ты уверена, что подобные меры оправданы… — затянул мышастик.



— Да ты что, с дуба рухнул или на тебя арбуз упал?! — возмутилась я. — В переносном смысле — пытать! Просто надо расспросить его как следует. Мне кажется, что есть шансы добиться откровенности без столь крайних мер, которых я, кстати, ни за что не допустила бы!



— Понял-понял, — засуетился Сыроед. — Не хотел тебя обидеть, но вас, людей, так непросто бывает понять. То вы говорите в прямом смысле, то — в переносном! Хоть бы предупреждали — когда в каком… Ну а раз в переносном, то — тебе и бластер в руки! — в переносном смысле, разумеется… — ехидно ухмыльнувшись, малыш удалился.




****




— Прошу вас, достопочтенный Намбо Фри, это важно! Пожалуйста, скажите мне правду, — просила я.



— Никак не пойму, чего вы от меня хотите, сколопендра меня забодай! Какая ещё, правда, вам нужна?! – ящерица несколько раз хлестнул хвостом.



— Правда про сколопендр. Вам ведь что-то известно. Это не мифические чудовища — в вашей мифологии нет таких существ. А нам удалось установить, что ранее на Шелли действительно обитали разумные сколопендры, — я скрестила руки на груди.



— Разумные?! — взревел генерал. — Эти чудовища! Эти мучители и поработители моего народа! Они… — он резко замолчал, раздражённо размахивая хвостом.



Явно сказал куда больше, чем собирался, но быстро взял себя в лапы, глубоко вдохнул, выдохнул и с достоинством произнёс:



— Всё это не имеет никакого отношения к тому, что происходит сейчас. Сколопендр больше нет. Мы не сложим о них легенд и мифов — они этого не заслуживают. От тварей остались лишь ругательства и… память, обжигающая болью. Но она умрёт вместе с нами — с теми, кто ещё слышал от своих дедушек и бабушек о чудовищных издевательствах, о позорном рабстве…



— Память нужно хранить, даже если она мучительна, — сказала я. — Иначе, прошлое может подстерегать вас в будущем. Оно может повториться, если о нём забыть.



— Нет! — глаза Намбо Фри пылали рубинами. — Мы построили новую жизнь, где уважают всех и каждого, где нет места диктатуре, выпивающей все соки из народа, жестокости, держащей всех в постоянном страхе!



— Всё это верно, генерал, но ведь ваши потомки забудут о том, что было раньше. И не будут знать, чем опасна диктатура, как чудовищна жестокость и несправедливость, — мягко возразила я.



— Мы никогда не были жестокими! — прошипел ящерица. — И всегда строили свою жизнь на взаимопомощи, уважении, совместном труде! Но раз вы так хотите услышать про сколопендр… что ж, слушайте. Всё равно вы уже вытянули из меня то, о чём мы не хотим говорить никому.



— Мой народ всегда жил в мире и согласии. У нас были только одни враги в нашем мире — чудовищные хищные сколопендры! Они питались нами! Но даже это ещё не самое страшное… Пришло время, когда проклятые твари поработили нас! Держали в постоянном страхе, всех непокорных убивали на глазах у других, разрывая и пожирая их живьём или же впрыскивая яд и оставляя умирать медленной мучительной смертью!



— И ещё… мерзкие чудовища, нашли способ управлять нашим сознанием. Они передавали свои команды прямо в мозг рабов, а если приказам отказывались подчиняться, монстры причиняли непокорным чудовищную боль — некоторые сходили с ума, а прочие из страха оставались покорными.



— Сколопендры обленились, не желали больше ничего делать сами. Они приказывали — наши предки выполняли. Чудовища заставляли их не только работать, но и изобретать всё новые вещи и устройства для своего удобства. Однажды лень обратилась против поганых тварей. Сколопендры были уверены, что рабам никогда не освободиться от них, ведь они проникали в разум! Но наши учёные изобрели устройство, защищающее от воздействия поработителей!



— Эти гении начали тайком производить его, привлекли к делу своих друзей и коллег, распространяли "талисман", как его называли, пока не обеспечили большинство шеллиан — прежде всего тех, кто находился поблизости от сколопендр.



— В один прекрасный день мы восстали и уничтожили своих мучителей! Их больше нет. Вот и всё. И как это поможет вам решить нашу нынешнюю проблему, сколопендру вам в зубы?! — разошёлся генерал, но тут же смущённо опустил морду, моргнув рубиновыми глазками.



— Я не хотел оскорблять вас, простите, — пробормотал он. — Не могу спокойно говорить на эту тему, сколопендра меня забодай.



— Понимаю, достопочтенный Намбо Фри, тема весьма тяжёлая, — я вздохнула. — Я от души сочувствую всем пострадавшим от жестокого ига сколопендр. А откуда вам всё это известно? Вы ведь ещё не родились в то время?



— Это верно. Мне рассказывал дед, — пояснил генерал. — Он скончался недавно, в возрасте четырёхсот лет. Бабушка, к несчастью, умерла молодой — ей было тогда всего триста, так что я её почти не помню. В юности она пострадала от жестокости сколопендра-надсмотрщика, потому и прожила так мало…



— Понимаю. А с пауками тогда никаких проблем не было? — уточнила я.



— Абсолютно никаких. Мы всегда обходили стороной места их свадеб, а они никогда не нападали на нас, — подтвердил доблестный воитель.



— И когда же начались нападения пауков? Уже после вашей славной победы над сколопендрами? — спросила я.



— Именно, — подтвердил генерал, — примерно через пятьдесят лет после нашей победы. Что вы хотите этим сказать? Ужаль меня сколопендра, если я понимаю, к чему эти вопросы!



— А вы не допускаете мысли, что некоторые сколопендры могли выжить? — я погладила пальцами подбородок. — Скрыться от ваших предков — в суматохе…



— Вы думаете… — генерал замер и несколько мгновений не издавал ни звука, похожий на памятник разумной ящерице — изумруды на спине, рубины вместо глаз, абсолютная неподвижность…



— Думаете, они могли выжить? — произнёс он едва слышно. — Сколопендра мне в брюхо! — выдохнул он с чувством. — Неужели…



— Ну, вполне могли скрыться… — осторожно произнесла я. — Может быть, как раз под землёй.



— Да, эти твари всегда любили тень и сырость, в отличие от нас, — пробормотал ящер.



— Вот видите! А там они встретили гигантских пауков-копателей, — кивнула я, — и применили тот же приём, что и с вами, до того как вы научились защищаться! Кстати, "талисманы" всё ещё в ходу?



— Да, их носят абсолютно все, — генерал указал на небольшую зелёную бляшку, на своём поясе. — Это стало традицией, хотя никому и в голову не приходило, что. Ну, сколопендру мне в за… под хвост. Если это правда…



— Если это правда, то всё это время вы воевали не с тем врагом, — я поморщилась, как от зубной боли. — Сколопендры коварно стравили вас с пауками. А несчастные паучки — всего лишь жертвы. Они не могут сопротивляться и выполняют приказы новых хозяев. Кстати, те предприятия, которые пострадали или были уничтожены в результате провалов грунта, уже существовали, когда сколопендры правили на поверхности?



— Я немедленно наведу справки, — ответил доблестный воин севшим голосом.
Он быстро застучал тонкими пальчиками одной лапки по широкому браслету, красовавшемуся на другой.



— Ну… раздери меня сколопендра! Вы правы — все эти заводы были построены или только начали строиться в то время, когда здесь всем заправляли сколопендры! Потом предприятия были модернизированы, но, разумеется, остались на прежних местах. Из новых заводов не пострадал ни один. Мерзкие твари пока не знают, где они находятся…



Вы должны разыскать их! Я и мои солдаты с вами, что бы ни случилось! Сожри меня сколопендра, если я это так оставлю!