Как иногда уходят наши мамы

Сергей Полянский
Нашу маму с небольшой натяжкой  можно было бы назвать стойким оловянным солдатиком. Да и как иначе - трудное, откровенно голодное детство, как следствие потери отца, расстрелянного в 1937 году. Многочисленная семья с нашей бабушкой и братьями с сестрами  мыкалась по углам в поисках пропитания. Бабушка устроилась работать в растениеводство, где ничего не платили, спасибо, что не выгоняли. А жили за счет своего огорода и домашней птицы. Да еще бабушка умудрялась каждый день приносить с работы в шароварах несколько  горстей пшеницы, которую парила в чугунке. Иногда, когда великодушно и умышленно отворачивался бригадир, получалось принести турнепс или другие овощи.
Мама с самого детства любила петь и частенько ходила по деревне и пела песни под окнами у зажиточных сельчан. Кто молока нальет, кто конфетку даст, вот так и жили.
В самом конце войны умудрились завести корову,  и два раза в неделю мама ходи-ла по 7 км в одну сторону в город, в Кривощеково, носила два пятилитровых бидона с молоком на продажу. Деньги старалась не брать, все больше пыталась поменять на хлеб. Вот такая деревня была, пшеницу только растили и видели!!! Так до конца дней мама постоянно вспоминала,  как хотелось  хлеба досыта покушать. 
И пронесла она это по всей своей жизни до конца дней.
  Никогда не могла пройти мимо брошенного куска хлеба на улице, обязательно поднимала и долго могла нести в руках, пока не укладывала  его повыше, желательно на нижние ветки дерева, и говорила при этом:
- Пусть тут, это для птичек, а то там собаки сожрут!
  Дожив до 72 лет, стала чудить, как водится,  и поначалу все это воспринималось нами как обычное старческое и не более. Так, улыбались снисходительно и не обращали на это особого внимания.  Нужно сказать, что до определенного момента мама сама понимала, что у нее что-то с головой, и всегда, после очередного фиаско с памятью, сокрушенно говорила:
 - Вот вышибает в мозгах и все тут!!!
Со временем  стала все тащить в квартиру, хорошо, что это было не с помойки, но в квартире стали появляться  самые неожиданные предметы и многочисленные мешки с лоскутками ткани, это она в кооперативном ателье выполняла роль уборщицы по факту! На мой вопрос о целесообразности этого в квартире, ответила, что будет шить себе что-нибудь!
Тогда пришлось  просто пойти  на  хитрость  и  попросить  у  нее  несколько мешков этих тряпок для обтирки машины - срабатывало.
Но со временем ситуация стала стремительно меняться в худшую сторону. Однажды она была у нас в гостях, я вез ее по Красноярску.  Прочитав  рекламу  о  городе, мама совершенно неожиданно для меня сказала:
- Хороший город Красноярск, у меня там сын живет, Сергеем зовут, он пасеку держит!!!
Я удивленно посмотрел на маму, но она уже была где-то в своих мыслях. Это был первый серьезный звоночек о стремительно надвигающимся старческом слабоумии,  а возможно, и болезни Альцгеймера, кто сейчас разберет!?
Прошло два месяца, может и больше, я приехал в Новосибирск к маме и застал ее в достаточно неопрятном виде, дома было очень грязно. Но при этом она  была очень веселая и сразу с порога  решила удивить меня фокусом, который она выучила и горела желанием немедленно показать. И получив естественно согласие от меня посмотреть фокус, налила в кастрюльку немного горячей воды из-под  крана, поставила ее на плиту. За разговором вода быстро закипела и мама сказала:
- А вот теперь смотри! - она распахнула окно и выставила открытую кастрюлю на вытянутых руках на улицу.
- И что? - спросил я, - что здесь такого!?
- А вот смотри, как она быстро остывает и даже пар идет!! – мама с видом победителя смотрела на меня и явно гордилась сделанным…
После этого отпали все сомнения,  за мамой нужно было смотреть, но на мое предложение ехать  ко мне в Красноярск жить, ответила категорическим отказом, не захотела, как она сказала, бросать квартиру.
Очередной  приезд  запомнился  тем, что  я  нашел  маму сильно похудевшей,  а в квартире не было ни чего, что можно было поднять. Стоял стол на кухне, висел гарнитур, был платяной шкаф и стол, но не было ни одной вилки и ложки, не было тряпок и всего белья, одежды! Мама все выкинула!!! Со слов соседей, она несколько дней все это выносила на помойку, а бичеватые личности все это время ожидали ее с очередной ношей!
Снова встал вопрос о ее переезде к нам в Красноярск, но я опять встретил отказ, и тогда решил увезти ее хитростью. Я смог договориться с участковым врачом,  она пообещала мне помочь.  Ее помощь заключалась в том, что она поставит маме успокоительный укол, и сонную я загружу ее в уже подготовленную машину и проснется она уже в Красноярске.
В условленное время врач пришла и поставила маме укол снотворного. Прошло минут 15, врач была еще здесь, и мы вместе смотрели на реакцию мамы. У нее стала опускаться голова, похоже,  она стала засыпать,  мы попытались положить ее на кровать. Но мама вопреки нашим ожиданиям неожиданно подняла голову, открыла глаза и попросила кушать!!!
- Давайте еще один укол, видимо мало для нее!? - попросил я врача, на что женщина ответила решительным отказом:
- Больше нельзя, может сначала впасть в буйство, а потом умереть!
Женщина ушла, и я остался с мамой. На следующий день я нанял сиделок, и мама практически сразу после этого слегла  почти на  9 месяцев, до самой смерти.
В предпоследний свой приезд, а мама уже не вставала, но мы всегда мило беседовали на тему ее детства, больше она  ничего не помнила. Помню, тогда предложил ей по-пить чаю, и она с радостью согласилась, но при этом как-то стыдливо сказала:
 - А ты знаешь, у меня даже  нет хлеба!
 - Ой, мам, да какие проблемы, я сейчас быстро схожу! - и начал одеваться,  на что она опять возразила, что и в магазине нет хлеба! Не поняв сначала, я посмотрел на маму, а она еще раз утвердительно заявила:
 - Да  хлеб уже давно не возят, нет его в стране!
Стало в очередной раз все понятно, и мне пришлось сказать, что у меня там знакомая продавщица, я спросил,  какого хлеба ей купить, белого или серого? Мама  обрадовано задумалась и произнесла:
 - Белого и черного, – потом подумала и добавила, с неверием и надеждой, - два больших куска!
В последний визит мама меня не узнала уже, лежала такая маленькая, улыбалась и с интересом смотрела на меня. Я поздоровался, и мама ответила:
- Здравствуйте!
Я еще раз поздоровался, но уже сказал:
- Здравствуй мама!
Мама молчала и продолжала с улыбкой смотреть на меня.
  - Ну, давай, вспоминай, – сказал я, - у тебя же есть два сына!
  - Никого у меня нет, - уверенно сказала мама.
  - Ну,  хорошо, тогда кто я, вспоминай, посмотри получше! – я с надеждой смотрел на мать.
   - Порода у тебя вижу что  наша, татарниковская, - мама улыбалась, - ты, наверное, мой отец!?
     Через две недели мама умерла.