Охотничьи истории

Татьяна Пороскова
Третьи сутки поливают дожди вологодскую деревеньку. А утро обнажило то, что осталось от снежных сугробов. Чернели избы сквозь капли дождя. Растаявшей  блестящей глазурью поблёскивали дорожные колеи вперемешку с серыми лужами, в которых отражались промокшие и почерневшие от воды палисады.
Дорога таяла, как декабрьский леденец, на глазах.
Вороны начали летать парами с карканьем.
Речка Глазиха проснулась и по сумасшедшему кипела, падая с большой трубы , проложенной под дорогой

Но надо было идти по кромке ледяной дороги, чтобы не поскользнуться. Надо было идти на почту и в магазин за хлебом. Почта и магазин – это два места, где люди, повстречавшись, улыбнутся, обязательно расспросят, как ты живёшь. Здесь можно узнать последние новости, кто уехал, кто заболел.
И я пошла, но пожалела. Надо было идти по задам, за огородом.

По дороге мне навстречу из другой деревни шёл Степан, мужик, который прожил всю жизнь  бобылём. Мы поздоровались. Был он необычайно тих. Я знаю, почему. Недавно остался без собаки. Не вернулась из леса. Я помню его собаку. Она была похожа на матёрого волка. Всегда радостно бежала мне навстречу.

Хлебная машина ещё не пришла. В магазине было жарко от натопленной  металлической печки. И я вышла в маленький коридорчик. Степан сидел на скамейке.  Я решилась расспросить его о том, что давно хотела узнать.

-  Расскажи мне, как ты встречался в лесу с медведем. Я кое-что знаю со слов других. И сама видела только следы на дороге и из автобуса бегущего вдоль обочины медвежонка.

Он оживился и начал спокойно объяснять:
- Подсеваешь овёс там, где знаешь, что они бывают. На дереве делаешь лабаза, доски кладёшь и садишься на них рано. Сидеть надо долго. Нельзя курить, разговаривать, отмахиваться от комаров. Одежду до этого лучше проветрить заранее на улице, чтобы она ничем не пахла. Когда приходит медведь, прицелишься и стреляешь.

Я знаю,  что такое лабаза. Однажды повела меня местная учительница на заросшую малинником просеку. Когда-то здесь были лагеря. К этому малиннику ходили и медведи. Поэтому моя попутчица громко разговаривала, чтобы звери боялись шума.

Когда мы приблизились просеке, я заметила на деревьях лабаза и небольшую лепишку овса.

- Степан, про лабаза я знаю. А как бывает, когда неожиданно встретишься со зверем?

 Мы с Лидией на Когатрино болото ходили за клюквой. Там увидели сушину, всю обтёсанную чьими-то когтями. Лида знает болото вдоль и поперёк, здешняя она. А не поняла, почему сушина такая. А я догадалась. Отец мой был охотником. Медведь сухое дерево лапами обтесал, когти точил, кору всю ободрал. Она на мху валялась.

- Да, так он метит свою территорию, - согласился Степан.

 Была у меня такая встреча. Пошли мы с Валеркой на Фёдорово болото за клюквой. У меня было три кобеля. И тут он, медведь, нос к носу почти.
- Матёрый?
- Нет, матёрый не будет выходить так, он будет хорониться. Собаки мои к нему кинулись. Отвлекают, хватают за зад. Он начинает крутиться. Я поднимаю ружьё и стреляю. Попал в хребтину. Прямо носом сунулся мне под ноги. Тут ведь голова автоматически работает, как компьютер.

А на другой день Валерку на этом же болоте чуть матёрый лось не растоптал.
Я в это время в лесной избушке варил суп. А он переходил через дорогу на болоте. Там до сих пор есть шпалы. Видно, лес вывозили. И лось ему на встречу. Еле ушёл.

- И я пряталась от лося за сосной, когда чужая лайка гнала его в нашу сторону.  По нарастающему хрусту веток я понимала, что он, ломая всё копытами и ветвистыми рогами, несётся в нашу сторону. Метрах в трёх от меня пролетел.

 - А другой раз, -продолжает Степан ехал я на мотоцикле к Звонкой.
-Где это? В чищенье?
- Нет, это за нашей деревней, в сторону Сиеньги. И вижу навстречу мне бежит на двух лапах медведь.
- А почему на двух лапах?
- Не знаю. Тогда мой Волк на него кинулся. А я дал газ и зарулил вбок и вперёд.

Медведь побежал. А собака отогнала его и вернулась ко мне.

 Недавно пропал  Волк... Не вернулся домой. Может, волки его окружили. Может, провалился где в лесу. А, может, вместо волка подстрелили.

Голос у Степана стал тише. Было и так понятно, как скучал он по собаке, которая была ему товарищем и не раз спасала.


ЛепИшка - небольшое местечко.
ЗвОнкая, СИеньга, Глазиха - речки.
ЧищЕнье -  место, которое очищали от леса для пашни или сенокоса.
Сушина - сухое дерево.

фото автора