Эволюция биосферы в ноосферу в работах Вернадского

Майоров Дмитрий Николаевич
Эволюция биосферы в ноосферу в творчестве В.И. Вернадского

Огромен и конкретен научно-философский вклад В.И. Вернадского в космизм, это можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, ставящему на почву реальности дерзновенные проекты и идеи его предшественников, которые без него могут обернуться прекрасными воздушными замками.
 Идеи Вернадского о космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума) своими дальними творческими корнями уходят в новую, начавшуюся активно создаваться философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее порождения. Первые его идеи появляются уже в дневниковых записях В.И. Вернадского, сделанных на рубеже веков. В основе его мышления – синтез, объединивший естественное и гуманитарное знание и потому опередившего свое время в области научной, политической и социологической мысли. Социоцентризм уступает в его теории место космоцентризму. В его учении присутствует понятие мира как единого целого, идея общности всего живого.
 Центральной философской интуицией В.И. Вернадского были размышления о жизни и человечестве, важнейшим итогом которых стало учение о биосфере с ее переходом в ноосферу.
«Биосфера имеет совершенно определенное строение, определяющее все без исключения в ней происходящее... Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое существо, есть функция биосферы» , - писал Вернадский, подчеркивая влияние человеческого сознания. Когда земная оболочка становится объектом, регулируемым разумом человека, то образуется ноосфера.
Ноосфера, как пишет В.И. Вернадский в своей последней работе «Несколько слов о ноосфере», - стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Человек, существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий сферы разума. Она потому так и называется, что ведущую роль в ней играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах, произведениях искусства и т.д. Таким образом, на Земле создана новая искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека в ноосферу.
В ХХ веке, по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере. Первый из этих факторов - вселенскость человека, то есть “полный захват человечеством биосферы для жизни” . Второй, быть может, решающий для создания ноосферы - единство человечества. Это задача пока еще для будущего, однако, уже идет процесс создания общечеловеческой культуры, различные уголки Земли связаны средствами транспорта и связи. Наконец, третий фактор - возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел. Возникновение ноосферы, считал Вернадский, связано с такими факторами как планетарный характер человеческого бытия, единство человеческого общества, развитие демократических форм, расцвет науки и техники.
Человека и человечество, по Вернадскому, нельзя противопоставить природе. Они находятся в глубочайшей гармонирующей и взаимно дополняющей связи. Об этом В.И. Вернадский пишет так: «… человек… и человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связан с биосферой – с определенной частью планеты, на которой они живут» , «Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту» .
Итак, биосфера в представлении В.И. Вернадского это единая, не имеющая границ природная основа человеческой цивилизации. Цивилизация образует ноосферу Земли, являясь новой природной силой биосферы. Биосфера же, о чем было сказано выше, является также особым космическим явлением, космической мерой выражения разума человечества, его связи со всем живым и с Космосом. Вернадский выдвинул идею научной мысли как планетного явления, в центре которого представления о разуме как закономерном явлении Космоса.
В чем состоят основные выводы наследия В.И. Вернадского?
1. Феномен жизни необходимо рассматривать в его связи с другими планетными сферами.
2. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю.
3. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни).
4. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность.
5. Сделан вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Есть ли в этих утверждениях религиозный контекст, или же чистые естественнонаучные утверждения, уже не встречающие возражений в современной науке и вполне ставшими классическими?
Ответ на этот вопрос дает работа Мочалова И.И.  Автор пишет: «Выдающийся русский ученый и философ Владимир Иванович Вернадский /1863-1945/ неоднократно называл себя человеком глубоко религиозным. В то же время, он категорически отвергал существование каких-либо потусторонних, сверхестественных сил, необходимость церкви и религии и, наконец, само бытие Бога, в котором ученый видел лишь "один из символов нашего разума" - сугубо антропоморфное понятие, возникшее на ранних ступенях развития человечества». В чем же тогда религиозность Вернадского? «Отношение Вернадского к религии отличалось неустранимой двойственностью: с одной стороны, он отвергал религию как примитивное мышление, несовместимое с наукой, а с другой, видел в религиозном чувстве /переживании/ некую высшую форму творческой активности»
Опять анализ учения Вернадского с позиций НЦСВ неосуществим – полное расхождение. Вернадский, по-видимому, атеист. Но его атеизм, как ни парадоксально, религиозен. Это религия – «ноосферное мышление», «мышление будущего», становящегося альтернативой религии. Б. Г. Режабек пишет: «Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферыи выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества».

ЛИТЕРАТУРА:
  Вернадский В.И. Биосфера и носфера М.: Айрис-пресс, 2004, С 341
  Там же. С. 31
  Там же. С. 94
  Там же. С. 15.
  Мочалов И.И. В.И. Вернадский и религия. - ВИЕТ. 1988. №2. С.36-44.
  Там же, С. 44
  Б. Г. Режабек. Учение В. И. Вернадского о ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов // Век глобализации 1/2008. С. 163–164