Машинисты биржи

Андрей Демидов 2
               
                Машинисты биржи


    Самарских  брокеров или как тогда называли  маклеров можно считать  пролетариями сделок. Они  находились всегда рядом с огромными капиталами, которые как тяжелые  груженые составы проносились мимо. Задача же маклеров была правильно провести сделку, проследить завершение и не оказаться стрелочниками, в случае какого-либо  форс мажора.
 Анисимов регулировал отношения между предпринимателями И.С.Удаловым и В.А.Ситниковым, В.А.Череминым и Н.М.Михайловым и т. д. С легкой руки маклера грузы отправлялись в Нижний Новгород, Рыбинск, Царицын, Астрахань, Хвалынск, Саратов...
  Интерес представляет договор, заключенный маклером между купеческим старостой, будущим городским головой Д.К. Мясниковым и Торговым домом «Бр. Куроедовых»: «Господин Дмитрий Кузьмич  Мясников по приказу Вашему взято для Вас в Иваново-Вознесенске на доставку в Вашей бирже и арендованном буксирном пароходе из Самары до Кинешмы хлебного груза количеством от 25 до 35 тысяч пудов с правом догрузки на палубу в мешках ценою за исправную доставку с каждого пуда по 6,5 коп. Под этот груз Вы должны поставить 20 сентября крепкую благонадежную и застрахованную I разряда баржу...»
   В архиве Самарской биржи за 1894 год хранят¬ся документы маклера Алексея Николаевича Гаврилова. Вот что можно прочитать там: «Государ¬ственный Уполномоченный Главного Управления Уделов по покупке и продаже сахара Капитон Гаврилович Кротков. По приказу Вашему куп¬лено Тимашевскому Удельному рафинадному за¬воду сахарного песка от Товарищества Богатовского сахарного завода производства 1894-95 гг. белого, сухого, 1 сорта, дающего при пробе хло-ристым барием осадки небольшие. Поставки от 40 до 60 тыс. пудов с доставкой и сдачей в новых прочных мешках. Цена с пуда на 90 коп.  ниже  среднегодичной».
   Подобные сделки заключал и маклер А.М.Кириллов. В его книге за 1895 год читаем: «Господин Николай Гаврилович Неклютин, самарский I гильдии купец (городской голова). По приказу Вашему взято для Вас от господина Василия Степановича Сорокина нижегородского купца на вывозку за собственные средства буксирный пароход от Хвалынска до Рыбинска в навигацию 1895 г., нагруженную зерновым хлебом в количестве 100 тысяч пудов, баржу постройки 1889 г., осадкою в воде по 15 четвертей. Вы должны означенную баржу с грузом сохранять от поломки, повреждений и других случаев, а если, что случится по вине Вашей или Ваших служащих, то должны заплатить Сорокину наличные деньги за погибший, испорченный и растраченный товар по существующим в то время в Рыбинске цене за исключение фрахта, а за баржу и припасы по их стоимости, не доводя до спора и судопроизводства».(ГАСО,Ф.391,оп.1, д.2)
   Мы не случайно подробно приводим тексты документов. Читатель может убедиться, на сколько четко прорабатывались все детали каждой сделки, учитывались любые нюансы и опасности. Предприниматели приучались к честному и открытому бизнесу. Подписав подобную бумагу, купец привыкал, что проблему надо решать мирно, консенсусно, не входя в конфликт. Биржа учила искусству компромиссов, а потому самарский окружной суд освобождался от необходимости вмешиваться в дела Храма Торговли. Чем меньше маклер участвовал в судебных разбирательствах, тем выше поднимался его статус, а значит и росли его гонорары. Не побоимся громких слов, но биржа во многом способствовала формированию гражданского общества. Задумка царя Александра II дала неплохие всходы. В круг деловых людей включались все новые лица – мещане, ремесленники, крестьяне. Всех их называли господами и приучали к самоуважению и равенству перед Законом.