Открытие биржи

Андрей Демидов 2
               
                Открытие биржи


  Не смотря  на то, что в 1869 году  император Александр 11 издал указ об открытии самарской биржи, реализация проекта была провалена  купеческим собранием. Более двадцати лет шла борьба за цивилизованную торговлю. К 90-м годам увеличился товарооборот, резко возросло число совершаемых сделок. Уставшие от обманов, подлогов крупные предприниматели решили все-таки создать Дворец торговли и тем самым навсегда защитить себя от перекупщиков-мартышек и прочих аферистов. 8 марта 1893 года прошло расширенное купеческое собрание, на котором присутствовало 224 местных предпринимателя и 95 доверенных лиц иногородних фирм. Решался вопрос о бирже. (ГАСО, Ф.3,оп.109,д.18,с.2).
 Секретарь записал в протоколе: «Местная торговопромышленность несомненно нуждается в этом учреждении как для облегчения всевозможных торговых сделок, так, главным образом, для выражения могущих встретиться местных торговопромышленных нужд и потребностей». Вечером того же дня в городской Думе состоялось заседание совета купцов, где избрали членов и председателя биржевого комитета. На каждое из четырех вакантных мест претендовало не менее двух кандидатов. Протокол заседания совета свидетельствует об эмоциональности выборов, в ходе которых избрали первый биржевой комитет. В него вошли: председатель-купец первой гильдии Федор Гаврилович Углов, члены – Н.Д.Батюшков, Я.И.Гущеев, А.Н.Шадрин. Совет постановил, что кроме годовой платы за посещение биржи,  купцы должны делать ежегодные взносы на содержание Дворца торговли. Протокол подписал самарский городской Голова Н.Г. Неклютин.
   Кто же эти люди,  вставшие  у истоков  самарской биржи?  Федор Гаврилович Углов, купец 1 гильдии был известен всему Поволжью как пароходовладелец  с 1877 года. За ним числились  буксир «Рабочий», пассажирское  паровое  судно « Графиня Шереметьева». Как патриот Самары   Ф.Г. Углов  заказал на механическом  заводе Бенке, что располагался на Алексеевском спуске первый местный буксир, который так и назвали «Первый». Его спустили на воду в 1885 году под духовой оркестр в присутствии  первых лиц губернии.  Купец К.П. Головкин писал по этому  поводу, что это лишь первый шаг по созданию мощной самарской судоверфи. Авторитет Углова  взлетел до небес. Алексей Николаевич  Шадрин, купец  второй гильдии, владелец гостиницы на Соборной и мельницы на улице Лесной, являлся доверенным лицом  председателя губернской земской управы П.В. Алабина, осуществлял  крупнейшие  стратегические закупки зерна во время голода 1891 года на киевской и одесской зерновых биржах, личный друг магната  А.Н. Шихобалова.  Николай Дмитриевич Батюшков, потомственный дворянин,  владелец фабрик и заводов в Самарской губернии, проповедник либерализма. Он вместе с супругой Надеждой Васильевной снискал  славу мецената и благотворителя. Пропагандировал спорт и здоровый образ жизни среди горожан, возглавлял  самарское общество велосипедистов-любителей.
  Однако вернемся к бирже. Остро встал вопрос - где проводить заседания? Выбор остановили на  здании воксала Александровского сада, на что городская Дума дала специальное разрешение в декабре 1893 года. Через несколько дней протоирей Спасо-Вознесенского кафедрального собора отец Лаврентий получил официальное письмо: «Городская Управа имеет честь покорно просить Ваше Высокоблаговоление пожаловать к 1 часу дня в помещение бывшего воксала Александровского сада для служения молебна по случаю открытия Самарской  биржи».