Страна дураков

Таран Сергей
               
                Страна дураков
                (байка)
Жили – были три брата. Когда выросли, стали: один – царём,  другой – пахарем, третий – дурак дураком. Царь рукой водил (руководил), Дурак дурака валял, а Пахарь пахал в поте лица и всех кормил. Не мог по - иному:  добрым был. Помимо земледелия, успевал рыбу ловить, охотиться на зверя и по хозяйству что-то мастерить. Не привык он баклуши бить, поэтому Царь общался в основном с Дураком. А ведь не зря говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Со временем владыка глупел, а шуту гороховому надоело ходить в дураках и возомнил он себя умным: Дурак мелет, а Царь верит. Правитель издаёт указы, а паяц насмехается над ними: Дураку закон не писан. Одному Пахарю от этих указов не легче: пахал за всех и на всех, а получал за труд свой крохи – лишь бы с голоду не помереть. Только угнетателям всё мало и мало. Аппетиты их росли, а Пахаря за малейшую провинность наказывали. Обидно ему стало: надоело жить в несправедливости, устал терпеть безобразие.  Плюнул он с досады и возмутился: «С меня семь потов сошло, а вы, деспоты неблагодарные, всё никак не успокоитесь. Может, вам кровушки моей не хватает, кровопийцы ненасытные?». А вездесущий Дурак (на то и дурак, чтобы всё переиначить и всех одурачить) перед Царём в ногах стелется: «Ох, негоже, Царь-батюшка, чтобы смерд перед тобой рот обличеньями открывал. Покажи свою власть, повелитель. Накажи его, чтобы впредь неповадно было».
Так и сделали: заковали Пахаря в железные путы, и пахал он закованным от рассвета до заката. Но чем больше пахал, тем сильней он становился. И пришло время, когда Пахарь ощутил в себе силу богатырскую и сорвал с себя оковы железные, будто нити тленные. Замахнулся он цепями на своих обидчиков, а те испугались и в тереме спрятались. И прогремел Пахарь громким голосом: «Как же вы надо мной власть имели, если сами, как шавки в конуре, дрожите? Отныне я никому не подвластен, кроме Бога». И ушёл Пахарь в другое место:  земля – то круглая, а, значит, бескрайняя. И пахал он в своё удовольствие: никто теперь его не наказывал и над душой не стоял. Так и жил себе Пахарь, не тужил, скромно поживал и добра наживал.
Пригорюнились Царь с Дураком. Жалко им стало. Нет, не Пахаря, а себя: голод – не тётка, кушать хочется, а работать   лень. Спелое жито колосится, но что с ним делать, не знают. Польза от них для природы  одна – удобрение. Правду говорят: пахарю земля – мать, а лентяю – мачеха. И надели эти коварные волки на себя лисьи шкуры, притворились добренькими и пошли к Пахарю уговаривать обратно домой вернуться.
 «Мы ведь братья тебе, - говорят. – Не держи на нас зла. Одумайся. Одному негоже жить. Надо держаться  друг за дружку. Вместе мы – сила». Ещё обещали ему золотые горы,   но не поддался на хитрые уговоры Пахарь – слишком свежей была память о своём рабстве. Не хотелось терять недавно обретённую свободу. И вернулись хитрые просители не солоно  хлебавши домой.
Прослышал Басурман о плодородной земле Царя. Повёл своё войско в заманчивую страну и пленил владыку, а Дурака отпустил на все четыре стороны – дураки никому не нужны. Но не знал Басурман главного – дурак опаснее врага. Пришёл Дурак к Пахарю и рассказал о нагрянувшей беде. Горько стало земледельцу от печальной новости: его родину топтали чумазые инородцы. Пробрался Пахарь тёмной ноченькой в логово Басурмана и взял его в заложники, усмирив при этом дюжину воинов. И сказал Пахарь басурманскому войску, чтобы покинуло его родину, иначе не отпустит живым их вожака. Пришлось смириться чужеземцам, отступив за рубеж, и сдержал слово Пахарь – отпустил Басурмана. И ушло басурманское войско за тридевять земель, не желая нарушать перемирия с благородным Пахарем.
Возрадовался Царь и одарил Пахаря за своё освобождение  дорогими подарками. Предложил жить вместе: «Кто старое помянет – тому глаз вон. Прости нас. Мы ведь братья. Нам худо без тебя».
Усмехнулся земледелец: «Недаром говорят:  пахарь везде пахарь, а царь только в своём царстве. Жалко мне вас. Что вы без меня? Так и быть: давайте жить вместе».
Шли годы. Пахарь продолжал пахать, Дурак дурака валять, а Царь – рукой водить. Боясь борьбы за трон, он произвёл на свет одного наследника. У Пахаря от нехватки времени и усталости тоже было мало детей. Дурак же не знал, чем заняться, поэтому плодился и размножался. Так размножился, что заплодил дураками всю страну и стала называться она страной Дураков. Царю от них одни хлопоты: лишний шум и неразбериха.
Лишь Пахарь продолжал усердно пахать и себя иногда спрашивал: «Если я живу в стране Дураков, а не дурак ли я сам? Эх, зря мне говорил отец: паши не лениво – проживёшь счастливо. Лучше бы вовремя подсказал, что доброта без разума пуста».                Февраль 2014г.