1. О необходимости философского осмысления необычн

Павел Гордеев
Раздел I. НЕОБЫЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Глава 1. НЕОБЫЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ – СТРАТЕГИИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

§ 1. О необходимости философского осмысления необычных состояний сознания

Замысел автора не ограничивается работой по междисциплинарному исследованию, хотя ее предмет – необычные состояния сознания – принципиально междисциплинарен; он мотивирован философским интересом – зафиксировать философское проблемное поле исследования и обозначить, какие усилия может сделать в продвижении этой темы философия. Во-первых, дисциплинарный подход работает на философскую идею, если необходимо перейти в исследовании явления от феноменального уровня к сущностному. Поэтому все же необходимо обратиться к результатам частных наук. Во-вторых, в исследовании междисциплинарных проблем важна роль философии как методологии. Поэтому необходимо разработать стратегии концептуализации необычных состояний сознания. В-третьих, обращение к философии снабжает проблему необычных состояний сознания новыми контекстами, позволяющими расширить и углубить исследование. В частности, методическая реализация этого принципа показывает, что проблематика необычных состояний сознания не чужда онтологии, философской антропологии, эпистемологии. Выявление сущности необычных состояний сознания является важнейшим следствием философского осмысления проблемы.

Определение соотношения проблем сознания вообще и его необычных состояний является также моментом, требующим уточнения. На первый взгляд может показаться, что нет необходимости множить проблемы, вводя новые вопросы «поверх» еще не решенных. Сознание не есть нечто самопонятное и самоочевидное, и об этом свидетельствует история рефлексии проблемы сознания в философских традициях и данные эмпирических наук. Основная трудность связана с тем, что сознание, как выразился В. Дильтей, не может проникнуть по ту сторону самого себя. Поэтому попытки его изучения были методически разнообразны: от интроспективного исследования непосредственных данных сознания до анализа языковых форм его объективации. Тем не менее, проблема необычных состояний сознания достаточно специфична для того, чтобы рассматривать ее обособленно от проблемы сознания вообще. При этом представляется возможным обогащение проблемы сознания новыми перспективами исследования именно благодаря анализу его необычных состояний.