7. Необычные состояния сознания в ракурсе синергет

Павел Гордеев
§ 7. Необычные состояния сознания в ракурсе синергетической парадигмы

В рамках синергетики, оформившейся как самостоятельное направление научных исследований в начале 1970-х гг., формулируется ряд идей, категорий и принципов, составляющих основу синергетического подхода. Возникнув в естественнонаучных дисциплинах (физика и химия) благодаря Г. Хакену и И.Р. Пригожину, синергетика в настоящее время обеспечивает методологией и «науки о духе». Так, за последние десятилетия синергетическая парадигма все более активно экстраполирует свои принципы, составляя методологическую основу различных областей социальных и гуманитарных наук [1]. Таким образом, синергетика является междисциплинарным направлением научных исследований, а синергетический подход – универсальным. Кроме того, синергетика помещает в исследовательский фокус онтологические проблемы, описывая все системы в контексте их генезиса, развития и исчезновения, изучая условия их существования. Это дает основание ученым определять синергетику как постнеклассическую онтологию [2].

Эвристические возможности синергетического подхода в исследовании необычных состояний сознания обнаруживаются благодаря взгляду на сознание как сложную открытую динамическую самоорганизующуюся нелинейную систему. Эти предикации означают, что сознание: структурировано; эмерджентно; взаимодействует с окружающей средой; обладает некоторым множеством потенциальных морфогенетических состояний – аттракторов; проявляет способность к самоорганизации и гомеостазу; в состоянии, далеком от равновесия, под воздействием разнообразных факторов приобретает некоторое множество перспектив развития. Ментальность человека образует сложнейшие нелинейные структуры [3, с. 34], поэтому синергетическое описание работы психики вполне оправданно [4].

Показательным примером применения синергетического подхода в проблеме необычных состояний сознания может служить концепция дискретных состояний сознания Ч. Тарта. В качестве примеров дискретных состояний им указывается обычное бодрствующее состояние, состояние сна, алкогольная и наркотическая интоксикации, гипнотические и медитативные состояния. В каждом из дискретных состояний сознание структурируется особым образом, присущим только данному конкретному состоянию. Термином «дискретное состояние сознания», пишет Ч. Тарт, «обозначается уникальная динамическая структура или совокупность психических структур, определенная активная система, элементами которой являются также психические подсистемы» [5, с. 181]. Дискретное состояние сознания как система обладает свойством саморегуляции, гомеостаза, устойчивости к воздействиям внешней среды и флуктуациям в собственных подсистемах, что обеспечивает самоидентичность и целостность актуального (наличного) состояния: «Структуры, действующие в дискретном состоянии сознания, создают систему, в которой действие каждой из ее частей, каждой из психологических структур […] стабилизируется функционированием всех остальных структур с помощью обратной связи, так что система (отдельное дискретное состояние сознания) сохраняет свой общий тип функционирования в постоянно меняющейся окружающей среде» [6, с. 23]. Кроме процессов обратной связи, выделяются еще два типа процессов, стабилизирующих дискретное состояние сознания: 1) стабилизация нагруженности, т. е. поддержание энергии «внимания-осознания» и других видов психической энергии на определенном уровне, способствующем активности желательных структур и выполнению какой-либо задачи; 2) стабилизация ограничения, т. е. подавление активности нежелательных на данном этапе структур, способной дестабилизировать систему, вывести ее из равновесного (устойчивого) состояния [5, с. 182].

Дискретные состояния сознания в концепции Ч. Тарта подразделяются на «базисное состояние сознания» и «дискретные измененные состояния сознания». Базисное состояние сознания – это привычное состояние сознания, ассоциированное с обычным состоянием бодрствования. Эта «привычность» должна пониматься только в контексте нормативности базисного состояния сознания как продукта культуры. Данное состояние постольку «обычное» и «привычное», поскольку не выходит за рамки наличных культурных норм. Дискретные измененные состояния сознания – это новая по отношению к базисному состоянию система и отличная от нее, качественно преобразованная, «обладающая присущими только ей характеристиками» [5, с. 182].

Общая картина переходов от одних дискретных состояний сознания к другим, прорисовывающаяся в рамках синергетического подхода, такова. Когда система – сознание – ослабляет стабилизирующие процессы, поддерживающие ее в равновесном состоянии, и противостояние внешним и внутренним импульсам изменения – флуктуациям (усиливающим влияние по мере дестабилизации системы), происходит деструктуризация, т.е. разрушение привычных связей и отношений внутри системы. Таким образом система приближается к точке бифуркации, в силу кратковременности которой система через короткое время «скатывается» в один из аттракторов – возможных дискретных состояний и режимов существования. Процесс обретения системой нового состояния, отличного от исходного аттрактора, как и возврат к нему, осуществляется посредством кооперации ее структур. В хаотическом состоянии, когда невозможно вообще говорить о каком-либо наличном состоянии, когерентность структур резко возрастает, и они образуют новые связи и отношения, оптимально соответствующие новому режиму функционирования (аттрактору).

--

1. Туркина В.Г. Синергетическая парадигма в гуманитарных науках // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 4. С. 145-149.
2. Афанасьева В.В. Постнеклассическая онтология // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 1. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 12-13.
3. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов: Научная книга, 2002.
4. Пример использования синергетического подхода в исследовании ментальности см.: Вдовушкина Н.С. Архетипические основания культуры рубежа XX-XXI вв.: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Саратов, 2012. 21 с.
5. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992.
6. Тарт Ч. Пробуждение: Преодоление препятствий к реализации человеческих возможностей. М.: АСТ, 2007.