Дети войны потомкам

Игорь Смирнов 2
ДЕТИ  ВОЙНЫ  ПОТОМКАМ.
(Размышления о времени и современниках)

Память не должна умирать вместе со смертью поколения. Без этого развития общества, то есть движения вперёд (от худшего к лучшему, от простого к сложно-му) было бы невозможно. Люди давно поняли это. Недаром во всех мировых ре-лигиях существует Заповедь, подобная христианской: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли!» Речь идёт о почитании, уважении к старшим в интересах использования новым поколением опыта и зна-ний поколения предшествующего. К сожалению, во время социальных революций эта традиция на некоторое время  нарушается, что мы и наблюдаем в сегодняшней России. Мой рассказ о ценностях, морали, типичном мировоззрении поколения детей войны и преследует цель пусть только частичного, незначительного  восста-новления утраченного нынешним молодым поколением русских людей.
Мне 78 лет. Самое время думать о прожитых годах, подводить итоги, анали-зировать прожитое. Наше поколение видело многое: и достаточно благополучные предвоенные годы, и ужасы, неустроенность, голод и холод времён Великой Оте-чественной войны; и послевоенную разруху нашей страны. К слову сказать, отме-ченную верой в её скорое преодоление. Такой же, какой была наша вера в победу над фашизмом. Мы испытали гордость за свой народ, победивший в войне, по су-ти, всю Европу и обогнавший эту хвалёную Европу в восстановлении страны. Уместно вспомнить, что карточная система распределения продовольствия в СССР была отменена в 1947 году, а, скажем, в Британии - только в 1953-ем! Кста-ти, многие молодые люди ошибочно считают, что карточки существовали только в «голодном» СССР! Как можно было не гордиться своей страной, народом, соци-альной системой!? И эти победы делали большинство наших мальчишек и девчо-нок  настоящими патриотами своей Родины!
Трудное время нам досталось. Но ведь давно известно, что индивид стано-вится Человеком не на достигнутой вершине жизни, а на пути к ней. Уверен, что жизненные трудности не только закаляют физически, но и духовно. Учат абстра-гироваться от бытовых мелочей, заставляют анализировать прошлое и прогнози-ровать будущее, по словам психологов, учат понятийному мышлению, а проще говоря – мудрости.
Духовному формированию  людей моего поколения, конечно, способствова-ли: советская социальная система, советская школа, советская социалистическая культура, советское искусство и, прежде всего, литература. Мало кто из нас полу-чил полноценное домашнее воспитание. Родители большую часть времени были заняты на военном или трудовом фронтах. К тому же многие семьи остались без мужчин, погибших в боях за Родину. Театры, музеи, кинотеатры многим из нас в детстве, да и в юности, не были доступны, не говоря уж о радио, телевидении и интернете. Но библиотеки были практически во всех городских и сельских шко-лах. Они были укомплектованы книгами советских авторов-патриотов, русских и европейских классиков. В средней школе на уроках литературы, которой уделя-лось, по-моему, большее внимание, чем естественным наукам (видимо власти справедливо приоритетным считали воспитание, а не образование!), нас учили со-ветскому коллективистскому, гуманному пониманию долга, добра и зла, патрио-тизма, жертвенности во имя друга и Отечества, сопереживанию, уважению к труду и старшим, честности и порядочности.
Наша система ценностей формировалась такими писателями как Пушкин, Лермонтов, Радищев, Некрасов, Толстой, Горький, Шолохов, Симонов,  а также Дж. Лондон, Ф. Купер, В. Скотт, Ж. Верн, М. Рид, О. Бальзак, М. Твен.   Увлече-ние рыцарскими романами воспитывало нас романтиками и идеалистами. Под идеалистом и романтиком, в данном случае, я понимаю человека имеющего высо-кие гуманные идеалы и стремящегося к ним в реальной жизни. Именно благодаря таким людям советская страна и достигла огромных успехов во всех областях об-щественной жизни на вершине своего существования.  О роли книги в деле воспи-тания человека хорошо сказал мой сверстник В. Высоцкий в своей «Балладе о борьбе»:

Если мяса с ножа ты не съел ни куска,
Если руки сложив, наблюдал свысока
И в борьбу не вступал с подлецом, палачом,
Значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём!

Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою постигал что почём,
Значит нужные книги ты в детстве читал!

Хорошая литература воспитывала нас в аристократической системе ценно-стей, которая была взята за основу в советское время. Главными ценностями для нас были: долг, честь и достоинство, верность слову, друзьям и Отечеству, кол-лективизм и патриотизм, сопереживание и жертвенность, знания и умения. Все виды отклонения от этих идеалов,  такие как алчность, зависть, корыстолюбие, бездушие, воровство,  мошенничество, лицемерие  и т.п. нами рассматривались как  неоправдание доверия и надежд, то есть -  предательство. Людей, обладаю-щих такими качествами, презирали и приравнивали к предателям военных лет.  Образцами для подражания для нас были борцы за народное счастье, за справед-ливость в равенстве, за свободу и независимость Родины: А. Невский, Д. Донской, А. Суворов, М. Кутузов; герои Великой Отечественной войны: Г. Жуков, А. По-крышкин, А. Матросов, А. Маресьев, Л. Чайкина, О. Кошевой и т.д. И литератур-ные герои: храбрые, верные долгу средневековые рыцари, герои романов Ф. Купе-ра, боровшиеся за справедливость по отношению к американским индейцам, бо-рец за справедливость в равенстве Робин Гуд, горьковский Данко, вырвавший из груди собственное сердце, чтобы осветить им путь выхода людям  из тьмы на свет. С гордостью могу сказать, что всю жизнь жил и живу в этой советской системе ценностей и поклоняюсь тем же героям.  Нувориш, конечно, посмеётся и назовёт это неспособностью  перестроиться и вписаться в новую буржуазную жизнь, в соз-данное в моём Отечестве потребительское общество, но я не считаю приспособ-ленчество и беспринципность ни признаком высокого интеллекта,  ни признаком высокой духовности и морали.  Понимая, что такое моё мировоззрение не понра-вится нуворишу и нынешнему буржуазному режиму, я не хочу в него вписывать-ся. Не хочу быть ни хозяином-господином, ни слугой-лакеем! Увы, кое-кто из моего поколения уже вписался, отказался от веры своей молодости, утратил чело-веческое достоинство, удовлетворён статусом торгаша, сторожа награбленного нуворишами богатства – слуги, людей, не принесших никакого блага Отечеству, а потому не заслуживших и чести. На мой взгляд, это предательство по отношению хотя бы к своей молодости! Достойные, на мой взгляд,  люди руководствуются со-ветом Омара Хайяма:
Коль на день у тебя одна лепёшка есть,
И в силах ты себе кувшин воды принесть,
Что за нужда презренным подчиняться,
И низшим угождать, свою теряя честь!

Кроме того, революционерами, разрушителями приличествует быть моло-дым, старикам больше приличествует  быть консерваторами, традиционалистами. Такова логика жизни. Что касается нынешнего молодого поколения россиян, сов-ращённого пропагандой потребительства, эгоизма и космополитизма, то, кажется,  именно его имел в виду М.Ю. Лермонтов, сказав: «Печально я гляжу на наше по-коление! Его грядущее иль пусто, иль темно!» Да и  может ли быть хорошим бу-дущее у людей, отказавшихся от духовных идеалов и поклонившихся только ма-териальным, олицетворённым «золотым тельцом»! Вспомним, что за это даже иу-дейский пророк Моисей приказывал рубить головы евреям. Я не виню нашу моло-дёжь. Виновата либеральная власть, вот уже около тридцати лет обрабатывающая сознание россиянина, внедряющая ему идеалы давно духовно сгнившего Запада. Увы, животное, биологическое, начало в человеке чаще всего превосходит соци-альное! Именно на это и была сделана ставка ещё в 40-х годах прошлого века За-падом в борьбе с непокорной Россией. Замысел был открыто озвучен директором ЦРУ Алленом Даллесом, а российские вначале диссиденты, а затем и официаль-ные государственные власти послушно его исполняют по сей день.
К сожалению, не могу этого утверждать обо всех представителях моего по-коления, но о значительной его части могу с гордостью сказать, что свою жизнь мы посвятили не себе любимым (как это навязывается сегодня российскому обы-вателю), а служению людям, Отечеству.  Именно поэтому даже его враги отмеча-ют большой прогресс во многих областях общественной жизни в СССР в 50-х – 70-х годах прошлого века. Побуждённые победами в войне и в восстановлении страны после военной разрухи, мы с детства стремились принять активное участие в созидании. Наиболее престижными в 50-х годах были профессии технические, инженерные, естественнонаучные.  На эти факультеты вузов были наивысшие конкурсы. Юноша 50-хгодов был бы просто обижен предложением учиться на экономическом, филологическом, историческом или ином гуманитарном факуль-тете. Эти профессии считались уделом женщин. Наш энтузиазм и свершил «эко-номическое чудо» в середине прошлого века в СССР. Прогресс остановил неум-ный (?) Хрущёв, отказавшись от духовных стимулов к труду, заменивший их на материальные и приблизивший, таким образом, буржуазный переворот  90-х го-дов. 
Проиллюстрирую историю своего поколения своей собственной биографи-ей, биографией обычного среднего советского человека.
Я родился в Ленинграде в 1937 году в рабочей семье. Отец работал на Ижорском заводе, мама после моего рождения вела домашнее хозяйство и занима-лась мной. По призыву ВКПб отец в 1940-м году уехал на Дальний восток подни-мать тамошнее народное хозяйство. Членом партии он не был, но, безусловно, был согласен с её программой построения справедливого в равенстве общества. Рабо-тал вольнонаёмным в организации «Дальстрой». Ежедневно встречался с зеками-обитателями тамошних лагерей по его словам во многом не адекватно описанным позднее нашими диссидентами, боровшимися за недостающую им свободу - сво-боду подрывать основы советского государственного строя. Строя, впервые в ис-тории человечества пытавшегося реализовать на практике идею построения спра-ведливого в равенстве общества – реализовать извечную человеческую мечту. С началом Великой Отечественной войны отец был отозван на свой завод, уже эва-куированный в Челябинск. По счастливой случайности мы с мамой тоже были эвакуированы на Урал. Ленинградскую блокаду я своими глазами не видел, но ис-пытал «все прелести» жизни людей эвакуированных из европейской части нашей страны. Жил в армейской землянке, бараке военных лет, коммунальной комнате, в которой сосуществовали три семьи. В школу пошёл в 1944 году. Из-за перегру-женности города эвакуированными за стандартной партой тогда сидели три чело-века. Школа не всегда отапливалась и освещалась. Понятно, что никаких завтра-ков нам не давали. Недавно я передал в школьный музей свой табель успеваемо-сти, помеченный 1945-м годом. Он свидетельствует о том, что в нашей школе то-гда было более семи первых классов! Однако школу в те годы, в отличие от ны-нешних, посещали все дети. Учились старательно. Хорошо помню неописуемый восторг советских людей 9-го мая 1945 года, в День Победы над врагом и даже от-дельные, не слишком значимые, события того Дня! Великая победа внушила оп-тимизм советским людям! Они поверили: «Победили в войне, победим и разруху – непременно построим процветающее общество!»
В Ленинград вернулся в 1947 году. В 1954 году окончил среднюю школу и поступил в военное училище, поскольку помогать мне материально во время учё-бы в гражданском вузе было некому. Кроме того, военная служба тогда была очень престижной. Люди высоко ценили воинский труд. Теперь считаю, что в свои семнадцать лет принял верное решение. Жизнь прошла в среде честных, ум-ных, грамотных, интересных людей. А что может быть важнее этого! Главное, что делал в жизни – служил Отечеству во всех сферах общественной жизни, куда за-брасывала судьба. Вот вехи моего жизненного пути:
 - радиотехник;
 - инженер-электронщик, специализирующийся в области применения ЭВМ для решения задач управления (алгоритмист и программист);
 - учёный-исследователь сложных систем;
 - преподаватель ВУЗа;
 - научный сотрудник в НИИ биологического профиля;
 - наконец, литератор-аналитик социальных явлений и человеческих душ.
Я всегда находил своё место. От работы всегда получал удовлетворение. А ведь человеческое счастье и заключается в том, чтобы с удовольствием идти на работу и с таким же удовольствием возвращаться домой. Счастливый я человек!
Считаю, что в идеале человек должен в своей жизни пройти три этапа:
 - специалист в своей области общественного труда;
 - дженералист, с успехом обозревающий и соседние области;
 - наконец – философ.
Если на первых двух этапах он старается узнать и понять: что происходит, то на третьей – ответить на вопрос: почему это происходит. И это относится не только к социальным системам. Мне повезло – я прошёл все три этапа. Правда, далеко не все люди так рассуждают. Существует мнение: обывателям, простакам легче жить. Но ведь это, по сути, тот  же пушкинский вопрос, поставленный им в повести «Капитанская  дочка». Что лучше: жить триста лет, питаясь падалью, или тридцать -  питаясь живой кровью? Каждый волен решать его по-своему. Быть обывателем, живущим своими мелкими личными интересами, не выходящими за рамки своей семьи и дома, не интересуясь общественной жизнью (кстати, таких людей в Древней Греции называли «идиотос») или интересами всего общества и общественные интересы считать важнее личных. Последнее мне кажется более достойным человеческого звания. От решения этого фундаментального вопроса зависит и мировоззрение и вся жизнь человека. Увы, как говорил К. Мркс, фили-стерами (обывателями) мир кишит как гниющий труп червями! Однако путь раз-вития человеческого общества определяют, конечно, не они. Я выбрал нелёгкий, но интересный путь и не каюсь в этом. Кроме того, известно, что в молодости мы все в той или иной степени революционеры – разрушители, стремящиеся что-то изменить, по нашему мнению – улучшить. К старости же чаще всего становимся консерваторами – традиционалистами. И это закономерно – мудрость приходит с годами!
Таким образом, я нормальный, средний русский человек. По мировоззрению - патриот, державник, консерватор. Кроме того, считаю себя моралистом, по-скольку верю, что основой существования человечества является не экономика, а человек с его нравственностью. Нынешний кризис общественной жизни не только в России, но и во всём Мире отношу на сёт общего крайнего упадка морали. Своими литературными трудами по мере сил борюсь с этим явлением, обсуждая в публицистических статьях отдельные этические категории и иллюстрируя теоре-тические положения рассказами. 
С сожалением надо признать, что мы – русские -  проиграли холодную вой-ну, навязанную нам Западом сразу после Великой Отечественной. В результате Мир потерял первую в истории человечества социалистическую систему, а мы – Союз Советских Социалистических Республик плюс государственную самостоя-тельность. Вот уже более двадцати лет Россию нельзя считать суверенным госу-дарством! Слава Богу, в последнее время наша власть, кажется, начинает прояв-лять некоторую решительность, увидев, что народ, наконец, осознал всю лживость лозунгов либералов типа: «Запад нам всегда поможет!», «У России больше нет  и не будет врагов!» и т.д и т,п. Многим нашим гражданам стало ясно, что страна вновь должна стать самостоятельной во всём: в политике, в экономике, в культуре. Не должна ни в чём зависеть от «благодетелей-иностранцев».  Россия должна жить своими традиционными ценностями, отличными от либеральных  протес-тантских западных. Власти вынуждены считаться с этим, о чём свидетельствуют последние выступления Президента Путина и распоряжение премьера Медведева, касающееся  Стратегии воспитания россиян до 2025 года. Сегодня очевидно, если в ближайшее время Россия не добьётся полной самостоятельности, то погибнет не только русское государство, но и русская цивилизация, чего уже давно и усердно добивается Запад.
Надеюсь, что как уже бывало в нашей истории, русский народ очнётся от спячки, поднимется и как птица Феникс на зло врагам возродится из пепла ещё более могучей и русский Православный дух восторжествует в Мире. Кстати, на это надеются и честные люди на Западе. Но народу надо помогать очнуться от ли-берального дурмана и это прямая обязанность всех русских патриотов.  Сегодня это должно быть активное участие в информационно - психологической борьбе за русские души.
Очевидно, в нашей верховной власти начали активизироваться патриоты-государственники во главе с президентом Путиным. Национальная идея, которая способна сплотить население России в народ, по его словам, заключается в том, чтобы «жить по совести и ради своей страны». Дай Бог, чтобы это высказывание не оказалось пустой декларацией, а идея стала всенародной! От себя добавлю: «и видеть счастье в служении людям ». Иначе говоря, я призываю русских людей смыслом жизни  считать совершенствование себя и общества.
Нашим девизом должно стать: «Сердце и разум людям, честь и достоинство себе!»  И тогда наверняка, как говорил наш выдающийся философ, непременно  наступит время, когда народ соберёт свои нравственные силы, которые и выведут его на дорогу к светлому будущему!
 
Смирнов И.П. писатель и публицист