Помощь. Притча

Михаил Ярославцев
Жил да был на свете мальчик, которому никак не удавалось научиться понимать других людей. То есть слова-то он понимал, общался, даже стихи рассказывать умел, а вот почему люди поступают так или иначе – ну никак не мог понять.
- Зачем ты гостям свою кровать уступаешь? – спрашивает он у отца, - Тебе же на лавке холодно спать.
- Они гости наши, мы их уважаем, любим. – отвечает отец.
- Ну и пусть бы спали на лавке. Мы их не будем от этого меньше уважать и любить.
- Тогда им холодно будет, сынок. Не понравится им у нас. Не приедут больше.
- Ну и пусть не приезжают. Только варенье всё съели, ничего нам не оставили.
Отец только тяжело вздыхал.

Когда пришел срок, отправил по осени отец сына в город учиться.
- Иди, - говорит, - сынок, учись хорошо. Людям помогай, и они тебе помогут.

И пошёл мальчик в город.

Идёт он по дороге, и вдруг видит, справа от дороги дом, а во дворе стоит крестьянин и кормит курочек. Сыплет им отборное зерно горстями из мешочка, а курочки ходят за ним, кудахчут, зёрнышки подбирают. Мальчик подумал: «Вот здорово, помогу я ему курочек кормить!». Побежал мальчик к крестьянину, руками машет радостно, «цыпа-цыпа» кричит. Курочки перепугались, бросились в разные стороны. Да через незакрытую калитку со двора и разбежались.
Рассердился крестьянин, начал мальчика ругать. А тот ему в ответ:
- Что вы ругаетесь, дяденька, я же помочь хотел.
- А не надо с помощью лезть, когда тебя не просят, - в сердцах кричит крестьянин, - вон, все куры разбежались, мне их теперь до вечера собирать.
- Ну я же не хотел!
- А мне что с того, что ты не хотел? Куриц быстрее соберу что ли?
- Так давайте я вам помогу!
- Не надо мне помощи от тебя. Ты главное не мешай. И вообще, иди своей дорогой.

Пошел мальчик, и призадумался. Вот ведь как получается, помочь же хотел. А крестьянин недоволен остался. Наверное, прав он, не надо людям пытаться помочь, когда не просят.

Идёт он дальше и подходит к реке. Вдруг слышит, шум, плеск за кустами. Выбежал он к самой воде, видит – человек тонет, бултыхается, с течением борется из последних сил. А вода холодная, осенняя, студёная. И задумался мальчик: «Вроде помочь надо, но не просит же он помощи. Может просто купается. Да и крестьянин говорил, не лезть, когда не просят». Пока он думал, из-за кустов выбежал мужик, схватил на берегу длинный шест и кинул конец утопающему. Тот ухватился, и мужик вытащил его на берег. А потом повернулся, сверкнул глазами на мальчика:
- Ты чего стоял, собачий ты сын? Человек чуть не погиб, благо я вовремя подоспел.
- Так он помощи не просил. – робко возразил мальчик.
- Ну и что? Ты сам что ли не видел, что ему помощь нужна? Он же сказать ничего не мог, еле воздух ртом хватал.
- Так я же… - начал оправдываться мальчик, но мужик уже отвернулся от него и начал утопающего в чувство приводить. А мальчик тихонько пошёл дальше, и еще больше задумался. И так получается плохо, и сяк нехорошо.

Идёт он дальше, и видит по дороге бабушка идёт, старушка древняя. В одной руке клюка, в другой вязанка дров. Идёт себе потихонечку, кряхтит, отдувается.
- Здравствуйте, бабушка, - вежливо поздоровался мальчик.
- Здравствуй, здравствуй, милок, - ответила бабушка.
«Вроде рот не занят, помощи не просит, расспрошу-ка я её поподробнее, как мне людям помогать, если они меня только ругают» - подумал мальчик. И начал бабушке рассказывать о том, что с ним произошло. Бабушка слушала, слушала, а потом остановилась, положила дрова на землю, да как стукнет мальчика клюкой по голове!
- Вы что, бабуля, с ума сошли? – закричал мальчик. А бабка снова ему как даст палкой по лбу! Мальчик хотел убежать, да старуха схватила его за воротник и продолжала лупить своей палкой. Скоро мальчик взмолился:
- Бабушка, не бейте меня больше, пожалуйста! Давайте я вам помогу дрова донести.
Старуха тут же прекратила его бить и спросила:
- С чего это ты решил мне помочь? О чем подумал?
- Я подумал, - ответил ей мальчик, - что вам было тяжело нести дрова, и если я вам помогу, вы сжалитесь надо мной и перестанете бить.
- Ты первый раз в жизни подумал не о себе, а еще и о другом человеке, - произнесла старуха. – Впредь думай о других также, как и о самом себе, и у тебя никогда не возникнет сомнений, как можно помочь.