Письма о недосказанном. 1

Куприяна
Ощущение, что знакомы полжизни.
Реальность – первая встреча вне виртуального пространства.
О многом хочется расспросить, еще о большем рассказать.
За черным «Крушовице» нестройный разговор скачет с одной темы на другую – так обычно бывает, когда друзья встречаются после долгой разлуки. О детях и родителях, любимых мужчинах, милых домашних питомцах и вечных авралах на работе...

Время неумолимо. Пора расставаться. А я так хотела рассказать тебе о своем городе и тех прекраснейших местах, в которых я живу.
Давай я напишу тебе об этом. Ладно?

Письмо 1.

Город мой по столичным меркам небольшой и достаточно молодой. Основан он в 1737 году Василием Татищевым. Статус он имел города-крепости и защищал российские земли от кочевников. Сюда же, на левый берег Волги, переселялись в те давние времена крещеные калмыки. И дано ему было имя Ставрополь, что в переводе с греческого означает «город креста». А чтобы не путать его с «тезкой» с Кавказа, историки, да и местные жители, называли его Ставрополем-на-Волге.
В пятидесятых годах город был перенесён подальше от воды, на более высокое место, так как при грандиозном строительстве Жигулевской гидроэлектростанции прежний  был затоплен. В 1964 году Ставрополь сменил название на Тольятти, в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти – большого, сама понимаешь, друга Советского Союза.  А с семидесятых годов, как принято сейчас говорить, наш город стал моногородом в связи со строительством ВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием. За два с лишним столетия население Тольятти увеличилось с 10 до 700 тысяч человек, и возможно, когда-нибудь достигнет миллиона, а может, и нет, но даже сейчас мой город - самый крупный из тех, которые не являются областными и прочими центрами России.
На модных, в девяностых годах двадцатого века, референдумах, целью которых было возвращение  городам и весям их исторических названий, большинство тольяттинцев проголосовало за то, чтобы и впредь город назвался Тольятти, тогда как областной центр из Куйбышева был переименован в Самару.
Это, так сказать, краткая историческая справка. А теперь, собственно, о красоте моего родного края.

Как я уже тебе говорила, Тольятти расположен на левобережье Волги и тянется вдоль нее на сорок с лишним километров, обрамленный лесами – хвойными, дубовыми, березовыми. Огромная часть зеленого богатства пострадала от огня во время лесных пожаров жаркого лета 2010 года. Но к счастью для горожан, многое все же удалось спасти.   И сейчас, силами различных организаций, идет активная посадка молодых саженцев взамен сгоревших деревьев. Так что пусть и не так скоро, как хотелось бы, но все же лесам вокруг Тольятти – быть.
На правом же берегу реки, напротив города, растут, хоть и медленно, на один сантиметр в сто лет,  Жигулевские горы. Говорят, что правильнее их называть холмами. Но для нас – это горы, с отвесными скалами и глубокими оврагами, заросшими непроходимыми кустарниками, с гордыми утесами и крутыми обрывами. Склоны, обращенные к городу, покрыты лиственными лесами, а на гребнях и вершинах растут реликтовые сосновые боры. От солнца, бьющихся в склоны волжских волн и ветров, среди зелени, как мозаичные картины, видны каменистые россыпи.
Вот такие они, на первый взгляд, мои неповторимые и молодые Жигули. Им всего-то около семи миллионов лет, хотя горным породам, которые их слагают гораздо больше. Говорят, что им уже за двести семьдесят. Миллионов, разумеется.
За время своего существования они неоднократно меняли названия. В стародавние времена звались они Печенежскими, в 16 веке – Девичьими, возможно из-за дев-воительниц  древних племен, оставивших множество историй о себе в наших местах, Казачьими, Жигулевскими.
С современным названием гор связано много легенд. Вот пара из них, которые на слуху. Первая история о том, что в горах прятались разбойники, которые с целью легкой наживы, устраивали засады, останавливали и грабили суда, ходившие по Волге. Были среди жертв богатые торговцы, которые щедро откупались от сухопутных пиратов, дабы сберечь свой живот, жертвуя кошельком, но были и те, которые не могли заплатить мзду. И вот тогда, разбойники, безжалостно пороли подожженными на кострах прутьями неудачливых путешественников, дабы выместить на них свое зло и неудовлетворенность. Порка эта  называлась "ожог", а молодчики, проводившие экзекуцию -  "жегулями" (жигулями). Вот такая версия. И она, как и все иные, имеет право на жизнь.
А другая, более свежая, на мой взгляд, кажется более правдоподобной.  «Жигули» близко по звучанию к тюркскому «джигули», как то - запряжённый,  гужевой. Русские народ, заселявший берега Волги, работал на переправах через реку, удил рыбу, в лесах охотился на дикого зверя, а кое-где даже  пахал землю и разводил скотину. Но чаще всего мужское население бурлачило - тянуло баржи против течения рек. Вот таких работников тюркские народы и называли джигулями, то есть бурлаками. Отсюда и появилось название Жигулевских гор.
Есть еще множество занятных историй от легенд и былей этих необыкновенных и красивых мест до современных научно-обоснованных теорий, но нужно немало времени, чтобы рассказать хоть часть из них, а я тебя, наверное, уже утомила.
И если тебе это будет интересно, то я непременно об этом поведаю в следующих письмах.

А пока, прощаюсь с тобой.
Пиши мне. Договорились?

P.S. А ты знаешь, «Крушовице» в магазинах совсем не тот)