Олег Видов Часть 2 Глава 56 Ташкент 1980

Александр Руденский
                * * * * *
               
                ГЛАВА  56 - ТАШКЕНТ  1980


  Весной  1980 года Олег участвовал в работе  6-го Международного кинофестиваля в Ташкенте.

Этот кинофестиваль  проводился Госкино СССР, Союзом Кинематографистов ССР при участии Госкино Узбекистана и его Союза Кинематографистов  раз в два года, кроме 1970 года.

  По традиции  это происходило в конце мая. В 1980 году  с 20  по 30 мая. 

Кинофестивали  в Ташкенте считались  Международными кинофестивалями стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 С 1968 года – Первого фестиваля, в нем участвовали страны Азии и Африки.               

 С 1976 к ним присоединились кинематографисты Латинской Америки и он превратился в Кинофестиваль трех континентов. 

Но в отличии от многих других международных кинофестивалей он не являлся конкурсным. На нем не было как таковых наград. Все фильмы получали дипломы участников. А кроме    этого существовали разные премии и призы, памятные    медали различных общественных организаций. Любая общественная организация могла учредить свою награду и наградить ею понравившийся ей фильм. Это зависело от тематики и симпатий организации. Это и привлекало на этот фестиваль с каждым годом все больше делегаций и фильмов. Фильмы многих стран, которые ни на какой конкурсный показ не могли бы попасть, в Ташкенте получали разные дипломы, призы и само по себе это работало на эти молодые кинематографии.   

   Эта маленькая уловка работала на престиж и интерес к самому кинофестивалю. Ведь все делегации приезжали за свой счет. Что само по себе для  Ташкента и Узбекистана в целом было выгодно.

 Если в первом Ташкентском кинофестивале участвовало 49 представителей Азии  и Африки то в 1980 уже  участвовало  97 представителей стран. 75 из них представляли кинематографию трех континентов. 

 В программе кино-фестиваля кроме показа новых фильмов разных жанров и творческих направлений существовали разные информационные программы, дискуссионные клубы, круглые столы по обсуждению разных вопросов киноискусства.
 
                Девизом кинофестиваля в 1980 году было –

     « Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов ».
               
                *   *   *
  Ташке;нт (узб. Toshkent, Тошкент) — столица Республики Узбекистан,
  город республиканского подчинения, крупнейший по численности
  населения город Узбекистана и Средней Азии, центр Ташкентской
  городской агломерации, важнейший политический, экономический,
  культурный и научный центр страны, а также авиационный,
  железнодорожный и автомобильный узел. Административно Ташкент
  разделён на 11 районов. Ташкент входит в пятёрку самых крупных
  по населению городов среди стран СНГ. Население превышает 2,3
  миллиона человек.  Ташкент расположен в северо-восточной части
  республики, на равнине в долине реки Чирчик, на высоте 440—480
  метров над уровнем моря и занимает территорию в 10 тысяч гектар.
  К востоку и северо-востоку от Ташкента расположены отроги
  западного Тянь-Шаня. Известен со II—I вв. до н. э.,  встречаются
  различные названия данной местности — Шаш-тепа, Чач-тепа.
  С XI века известен под названием Ташкент, что предположительно
      означает Каменный город (от узб. tosh — «камень»).
  В 1980 году в городе проживало около 1миллиона 800 тысяч жителей.

 
                *   *   *



      Своих гостей, прибывших на Кинофестиваль со всего
      света,  Узбекистан встречал цветами, улыбками и по
            традиции  хлебом и солью.

        ( На фотографии встреча гостей в аэропорту Ташкента)
               
  Местом размещения участников и гостей фестиваля и всех его 
  организационных структур была гостиница « Узбекистан ».
  Там располагалась Дирекция кинофестиваля, Пресс-центр и               
  все службы. 

  Вот так выглядела гостиница в дни  Кинофестиваля: на фасаде
  традиционная эмблема кинофестиваля и на флагштоках флаги всех
  стран участниц.

  В честь Кинофестиваля, как всегда были выпущены многочисленные сувениры:   
  наборы открыток,  памятные медали,  и конечно значки . 
  На главпочтамте в дни кинофестиваля проводилось спецгашение               
  почтовых отправлений.

               
                *   *   *

       На фльл -  Торжественное открытие Кинофестиваля состоялось 24 мая               
                во Дворце Дружбы Народов.

               
         Чтобы освещать работу кинофестиваля в Ташкент съехалось более               
                250 советских и иностранных журналистов.

                Вот это они во время открытия кинофестиваля. 

  Центром большого праздника  - концертов, представлений в дни кинофестиваля               
                был ташкентский Дворец искусств.

                ( На фото - Ташкентский Дворец искусств.

        В программе кинофестиваля была запланирована, ставшая уже традиционной,  творческая дискуссия «Роль кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов».
 
   На ней все участники Кинофестиваля смогли услышать мнение коллег и зрителей о своих фильмах, обменяться мнениями про актуальные проблемы мирового
кинематографа, выразить свое отношение к  проблемным  вопросам современности. 
               
     На фото - перуанский режиссер Армандо Роблес Годой во время выступления
               
   А в один из дней был организован митинг солидарности с народами Африки.

  Фотография была сделана  во время этого  митинга
  тоже ставшего традиционным на Ташкентском Кинофестивале..

  Просмотры фильмов проходили во всех  крупнейших залах столицы Узбекистана: 
                кинотеатрах, Дворцах культуры.
               
                *   *   *

  И что еще было не маловажным для участников и организаторов – на Кинофестивале  работал обширный  кинорынок.  Именно наличие его и служило дополнительной притягательной илой этого кинофорума. Можно было не только показать свои фильмы,  но и продать их.

  Организацией работы международного кинорынка занималась единственная в СССР организация, назначение которой и было пропаганда и продажа советских фильмов по всему миру.  Это было уже хорошо известное моему читателю Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм». Оно имело большой опыт участия в подобных мероприятиях и их проведении.

  Просмотры фильмов кинорынка проходили в новом Доме кино, строительство    
  которого  было завершено перед началом кинофестиваля.

              ( На фото - Ташкентский Дом Кино )

  Для информации - строительство домов Кино в столицах союзных республик   
  осуществлялось в основном на деньги Союза кинематографистов СССР.
  А это были в своей основе  деньги заработанные Бюро по пропаганде
  советского киноискусства, выпускавшее разнообразную рекламную продукцию,
  в том числе открытки с фото актерами.  Иначе говоря строились Дома Кино 
  по всей  стране за деньги всех тех, кто покупал эти открытки  и другие
  издания Бюро и ходил на многочисленные их мероприятия, на встречи с
  актерами и режиссерами..

  Большой зрительный зал в новом Доме Кино был рассчитан на 900 мест.
  Удобством проведения в Доме кино кинорынка было то, что в нем были               
  еще два зрительных зала на 250 и 50 мест. В обычное время в них               
  проводились просмотры для членов Союза кинематографистов и  закрытые
  профессиональные просмотры фильмов.

   А на кинорынке  часто возникала необходимость показать фильм          
   небольшому числу продюсеров в нем заинтересованных.

   Ташкентский  кинорынок был доступным для всех кинематографий, в том
   числе и молодых,  начинающих снимать свои фильмы. Первый показ
   представляемых на кинорынок иностранных фильмов осуществлялся бесплатно,
   расценки за услуги были  не большие.

   Немаловажной была возможность для всех участников фестиваля заключения          
   сделок не только с советскими партнерами, но и между собой. 

   В этом Ташкентском Кинофестивале впервые участвовали кинематографисты из      
   Филиппин, Никарагуа, Сейшельских островов.

   Интерес к этому  кинорынку проявляли и западноевропейские кинопрокатчики,               
   а также представители  кинобизнеса  США и Канады.

   Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм» приготовило интересную программу 
   новых советских фильмов. Среди них   продукция республиканских студий 
   последних лет, фильмы для детей и юношества, показ видеокассет на
   всевозможные темы, серийных программ телевидения, мультфильмов.
    Там же на кинофестивале при кинорынке работал и офис компании
   «Совинфильм», которая занималась оформлением договоров, контрактов между 
   компаниями, актерами и продюсерами и прочими документами.               
   
                *  *  *

   Из - за того, что кинофестиваль в Ташкенте проходил после Каннского
   фестиваля, и по некоторым другим причинам на нем не часто появлялись
   кинозвезды первой величины. Поэтому появление актеров и режиссеров
   известных в мире, всегда было для Ташкента событием.
   
     И не случайно в 1980 году его гостем был Олег Видов. 

 И вот одно из воспоминаний о том времени и случайной  встрече с Олегом Видовым:

  « На другой стороне Пушкинской площади в Ташкенте – памятник строителям.
  За ним были дома, а позже скверик за гостиницей «Узбекистан».
  После того, как была построена эта гостиница ( и мы уже стали постарше), 
  появились удовольствия, иллюзорно приближавшие нас к статусу взрослых –               
  бар, курение. Гостиница « Узбекистан » принимала большой наплыв
  иностранных гостей в дни фестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, 
  который регулярно проводился в Ташкенте. У гостиницы в дни фестиваля вечно
  толкался народ, встречали то Раджа Капура, то еще кого-нибудь. Моя робкая
  одноклассница рассказала, как на улице буквально столкнулась с Олегом
  Видовым – еще бы, целое событие! »
               
      На фотографии Олег Видов и  актриса Кобо Абе               
      у входа  в гостиницу « Узбекистан »
               
   Эве Киви приехала в Ташкент  перед съемками на Мосфильме в фильме
   Виктора Георгиева «Идеальный муж» в роли графини Безилдон.

   ( Кадр из фильма  - « Идеальный муж » - Игорь Дмитриев – виконт де Нанжак,
  Алла Будницкая - миссис Марчмонт Эве Киви – графиня Базилдон )
      

   А у Олега Видова предстояли съемки на «Ленфильме» у Ян Фрида в
   « Благочестивой Марте » в роли поручика - племяника капитана Урбино.

        Среди участников и гостей в Ташкенте в 1980 году  были:
      
                Омар Гарсия из Аргентины
                актриса Моника Прадо из Мексики,
                актер  Омар Гарсиа  из Аргентины,
                режиссер Армандо Роблес Годой из  Перу.
                режиссер  Сандра  Холмс  из Австралии.
                Харбхаджан Сингх из Индии,

           А среди  советских кинематографистов были :

            актер Олег Видов               
            актриса Ирина Мирошниченко
            актриса Эве Киви               
            актриса Светлана Петрсьянц
            актриса Светлана Суховей,
            актриса Савриниссо Сабзалиева
            актер Михаил Глузский,               
            актриса Лидия Федосеева-Шукшина
            актер  Уйменкул Чокморов               
            актриса Ирина Шевчук
            актер Янковский и много других,

         ( ( На фото - Олег Видов с газетой «Вечерний Ташкент» в руках,               
               рядом с актрисой Эве Киви и гостем из Африки.)   

               

   ( На первой половине фотографии Омар Гарсия из Аргентины,
                Олег Видов и  Светлана Суховей.

      А на второй – Харбхаджан Синг из Индии,
      Лидия Федосеева-Шукшина и Ирина Шевчук. )


      Программа пребывания в Ташкенте у Олега была насыщенной.               
           Он по-прежнему был кумиром  многих зрителей.

                *    *    *

  Для гостей и участников были организованны экскурсии, посещением музеев, 
  знакомство с древними памятниками Узбекистана в разных городах и конечно
                поездка в Самарканд.
 
      (На фото встреча гостей на железнодорожном вокзале в Самарканде.)

  Во время однодневного пребывания в Самарканде гостям показали самые
  интересные его достопримечательности. А их в этом древнейшем городе
                много.

  Осмотрели они также и  знаменитый   Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда .

    На фотографии виден комплекс этих древних построек начала 15 века               
                (10404-1406 гг.).
                Среди них: 
                Мавзолей матери сулььана,
                Мавзолей Шади-Мульк 1372 года,
                Мавзолей Ширин-Бика-ака 1385 года и другие. .

  Во время этой экскурсии была сделана фотография на которой Олег вместе               
  с актрисой из Мексики спускаются по ступеням после посещения этого
  ансамбля мавзолеев. Посмотрите на верхнюю фотографию справа.               
  И вы увидите то место, где была сделана эта фотография с Олегом.
   
  Все, кто бывал в Самарканде на экскурсии, помнят это место. По этим
                ступеням все мы проходили.
       
    Я в Самарканде был три раза. Необыкновенный город. Его древнюю
    архитектуру забыть невозможно. Мало где на Востоке сохранились такие
    памятники. Позже, в 90 годы, мне пришлось посетить разные страны на
    востоке, но нигде я не увидел такой прекрасной архитектуры и в таком 
    состоянии, как в Самарканде и Бухаре.

    Я помню мой первый приезд в Узбекистан в 1968 году и позже в середине
    80-х. И было видно, что постоянно происходит реставрация этих
    многочисленных памятников. Невозможно забыть красочную мозаику, которой
    они украшены.

          Сандра Холмс из Австралии  была в
          восторге от увиденного в Самарканде,
          и  старалась, как можно больше  сделать,               
          фотографий этих памятников архитектуры.   
            
             ( Фото на фоне  Медресе –Мечеть Тилля-Кари)


  А я хочу немного добавить от себя. Я видел в каком состоянии были   
  архитектурные памятники в 1968 году. А потом приезжая в середине
  семидесятых и восьмидесятых видел как они менялись.  Современный
  Узбекистан должен сказать спасибо тем советским атеистам – русским,
  которые сидя в Совете министров, в Госплане СССР выделяли деньги на
  реставрацию этих, в основном религиозных в прошлом построек.

  На деньги атеистического центра тогда в СССР многое делалось на
  территориях разных республик. А услышат ли когда-нибудь те советские
  атеисты « Спасибо » в свой адрес, пусть будет на совести всех тех,
  кто пожинает плоды того отношения русских – советских атеистов к
              культурам всех народов бывшего СССР. 
             
                *   *   *
               
 А на Кинофестивале  была организована  даже экскурсия в ташкентский музей Ленина               

     и   посещение   промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

                ( На фото -
         Участники кинофестиваля во время посещения               
              хлопководческого хозяйства.)
 

    Учитывая что среди участников Кинофестиваля было много представителей
    стран  Африки и Азии, где распространен ислам,  была организована               
    встреча и выступление  муфтия Зияутдина Бабаханова.               

                *   *   *

   Одним из фильмов показанных на Кинофестивале был «Ранние журавли »
   режиссера Болотбек Шамшиева.

   Он был снят на киностудии  «Киргизфильм» в 1979 году по повести
   Ч. Айтматова.  В 1980 году этот фильм был награжден два раза:

      на Ташкентском кинофестивале – Премия журнала «Звезда востока »
      и на 13-ом Всесоюзном Кинофестивале в Душанбе – « Главный приз ».

    На фото исполнитель главной роли в этом фильме Суйменкул Чокморов
    во время интервью в гостинице « Узбекистан »

                *   *   *

   После  возвращения из Ташкента Олег отправился в Ленинград на съемки
  ТВ-фильма «Благочестивая Марта». Ему предстояло встретиться со своими
  старыми друзьями: Эмануилом Виторганом, Маргаритой Тереховой, и опять
  работать с Ян Фридом  - режиссером  «Летучей мыши». А так же сниматься               
  и подружиться с другими актерами.
                И среди них будет прекрасная Светлана Тома. 

                *    *    *    *    *