6. Феноменологический подход и абсолютные данности

Павел Гордеев
§ 6. Феноменологический подход и абсолютные данности сознания

Феноменологический подход основан на отличной от традиционной герменевтики исследовательской позиции, он высвечивает совершенно иной методологический уровень рассмотрения проблемы. Если герменевтику в ее классическом варианте интересуют в первую очередь тексты, подлежащие пониманию и интерпретации, т. е. готовые произведения (произведенные кем-либо1 и трактуемые кем-либо2), то феноменология ориентирована на выявление познавательной активности самого ученого-феноменолога, его восприятия, трактуемого Э. Гуссерлем как «опыт из первоисточника», которым «мы обладаем в так называемом внутреннем, или самовосприятии нас же самих или состояний нашего сознания» [1, с. 30].

Феноменологией декларируется необходимость «беспредпосылочности актов мысли» (Meinungen), реализуемой благодаря снятию (заключению в скобки) естественной установки и уже имеющегося знания. Этот методический принцип выражается в призыве феноменологического подхода создать «универсум абсолютной беспредпосылочности (Vorurteilslosigkeit) посредством отказа от всех предварительных установок, касающихся любого существующего» [2, с. 52]. Выявленная таким образом задача находит свое решение, по мнению Э. Гуссерля, в применении метода феноменологической редукции, ведущего к непосредственным данностям «чистого сознания». Феноменологическая редукция совершается последовательно, в три этапа: 1) эпохе (греч. ;;;;; – остановка, прекращение, воздержание от суждения); 2) эйдетическая редукция; 3) трансцендентальная редукция.

Эпохе есть подготовительный этап, на котором осуществляется «заключение в скобки» естественной установки, свойственной обыденному наивному сознанию и «наивно-реалистическим» научным взглядам на мир и сознание. Так происходит «выключение» совокупного природного мира и заинтересованности в нем. Благодаря этому становится возможной эйдетическая редукция, суть которой – переход от эмпирического содержания сознания к усматриванию, «глядению» «чистых сущностей» – эйдосов. Следующая за эйдетической трансцендентальная редукция фокусирует «очищенное» сознание на собственных актах и основаниях, на чистом «Я»; происходит «выведение из игры», «самовыключение» самого феноменолога как сочлена природного мира [1, с. 197-198].

Применительно к проблеме необычных состояний сознания феноменологический подход может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, он обнаруживает частичное (не сущностное, но методическое) сходство с восточными психопрактиками, осуществляемыми в рамках классической йоги, веданты и буддизма [3, с. 18-27]. Общими здесь являются эпохе и феноменологическая редукция. Так, в веданте практикуется контроль речи и ума, что сравнимо с эпохе в феноменологии. Восточный вариант эпохе включает: воздержание от обыденных суждений; воздержание от мыслительных спекуляций; интроспекция в сосредоточении, нацеленная на прекращение «цепочек мысли, устремленных к материальным объектам» [3, с. 25]. В гуссерлевской феноменологии отказ от предрассудков есть отказ от естественной установки в пользу установки феноменологической. Аналогичным образом в тибетском буддизме «за основу берется учение о психологических паттернах и автоматизмах, противостоять которым может особая установка сознания» [3, с. 25], вырабатывающаяся в практике медитации. Йогическая медитация осуществляет эпохе посредством волевого акта, удерживающего сознание от вовлечения в чувственно-смысловые образы. Результат подобных «упражнений» – трансцендентальная редукция – сосредоточение рефлексирующего сознания на чистом «Я». Таким образом, медитация, как практика, продуцирующая необычные состояния сознания, обнаруживает некоторое сходство с феноменологической редукцией Э. Гуссерля.

В более широком теоретико-методологическом аспекте феноменология поставляет принципы исследования необычных состояний сознания как актуальной непосредственной данности, «схватываемой» в переживании и рефлексии. Так, необходимо феномен (необычные состояния сознания) редуцировать к «чистому» феномену, отказавшись от его акцидентальных и спорадических свойств, конкретных эмпирических содержаний и т.п. В результате такой редукции обнажается сама сущность феномена и его устойчивые, сущностные черты. «Каждому психическому переживанию на пути феноменологической редукции соответствует […] некий чистый феномен, который выставляет свой имманентный характер (Wesen) (взятый отдельно) в качестве абсолютной данности» [4, с. 121-122] – пишет Э. Гуссерль. По его мнению, таким образом осуществляется переход от психологии к философии.

--

1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М.: Академический Проект, 2009.
2. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический Проект, 2010.
3. Лебедев М.В., Тимощук А.С., Тимощук Е.А. Феноменология как кросс-культурный мост между Востоком и Западом // ХОРА. 2008. № 1.
4. Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций. СПб.: Гуманитарная Академия, 2008.