ЭТО МОЁ ДЕЛО. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.

                Рубрика: На школьные темы
               
                ЭТО  —  МОЁ  ДЕЛО

Учителем можно быть, даже не работая в школе. Есть люди, сама жизнь которых становится великим уроком нравственности, человечности, стойкости и трудолюбия. И не всегда это люди подвига. Чаще всего — это люди ежедневного, монотонного труда, ежедневного добросовестного исполнения своих обязанностей. Люди, чья жизнь определяется долгом. И если такой человек ещё и по профессии — учитель, то он — настоящий учитель! «Педагогика — это вообще даже не работа, это состояние души», — написала в своей книге «Дом родной» директор Яснополянского детского дома Ф.А.Соколова.

Именно такое состояние души постоянно присуще Зое Борисовне Голоной. Её родители не были педагогами: отец — врач, мать — музработник, но сама она с детства знала, что пойдет в учительницы. Откуда была эта уверенность? Сейчас это уже трудно установить. Особенных школьных впечатлений, могущих повлиять на её выбор, не осталось. Училась в разных школах, в трудные военные годы.

— Если бы сейчас снова начинать жизнь, — говорит Зоя Борисовна, — другой профессии я бы не выбрала. Это — мое дело. Мне в нём интересно: работа с детьми. Каждый год видишь, как они меняются, взрослеют, растут духовно. Очень люблю химию и стараюсь, чтобы ученики мои тоже увлеклись ею.

Ученики... Это не ребятишки, характер, привычки и знания которых только ещё устанавливаются, формируются. Зоя Борисовна Голоная работает в нашей заводской вечерней школе.

Вечерняя школа! Как много людей благодарны тебе за то, что смогли закончить своё образование, пробить себе дорогу дальше. После работы усталые взрослые люди брались за учебники. Руки, привыкшие к металлу, держали в руках хрупкие пробирки, писали химические формулы. И узнавали: как всё это удивительно связано с их повседневной работой.

Зоя Борисовна хорошо помнит это время:
— Школа тогда была маленькая, в этом здании находился ещё и техникум. А желающих было много. Люди, образование которых прервала война, шли в вечернюю школу. Учились жадно. А что я тогда им могла показать? Химических реактивов, приборов, таких, как сейчас, не было. Жили бедно, но желание учиться было огромным. По десять-пятнадцать человек из класса поступали в институт.

Вечерняя школа давно уже перестала быть вечерней. Сначала она видоизменилась в сменную, а сейчас вообще занимаются только днём. Завод пошёл навстречу тем, кто хочет продолжить учебу. Им разрешили быть в школе весь рабочий день, и при этом сохраняется 100 процентов зарплаты.

И контингент учащихся стал совсем другим. Сейчас в основном - молодёжь парни и девушки, которые решили совместить учебу и работу на производстве.

Кабинет химии в вечерней школе №10 похож на лабораторию. Очень много стендов, таблиц, приборов. Все электрифицировано, всё красиво и всё сделано учениками.

— Наша школа — постоянная участница районных и городских выставок технического творчества молодежи. И всегда занимает призовые места. И в этом большая заслуга Зои Борисовны. Под, ее руководством ребята создают замечательные, интересные приборы. Она умеет увлечь этой работой всех. А какие рефераты они пишут! Вы видели? - завуч Елена Лукинична Луценко говорит о своей лучшей учительнице заинтересованно. Чувствуется, что она гордится коллегой.

В этой школе царит атмосфера доверия и доброжелательства. Школа чистая, ухоженная. Каждая вещь поставлена и повешена здесь добрыми хозяйскими руками. Коллектив дружный, сплоченный. И, видимо, каждый из 23 учителей достоин того, чтобы о нём рассказать, отблагодарить тёплыми словами за нелёгкий, но благородный труд.

Вот и завуч, когда я начала прощаться, спросила меня:

— А вы только о Зое Борисовне писать будете? Надо обо всех сказать. У нас замечательные люди.

Зоя Борисовна говорила мне о том же:

— Вот уже 26 лет как я впервые переступила порог этой школы. Никогда у меня не было даже мыслей уйти отсюда. Родной дом...

И тут же она вспомнила, как устраивалась на завод, как волновалась и даже трусила, идя к проходной:

— Оглянулась я тогда, а за мной огромная масса народа. Ну, просто огромная живая река из-под моста вырывается. "А ведь это мои ученики идут",- подумала, и даже страшно стало: все такие большие, сильные. И действительно, в первые годы многие мои ученики были старше меня.

Работать во «взрослой» школе не так-то просто. Здесь мало быть только преподавателем. Ведь приходят в класс люди, у которых свои проблемы на работе или в семье. Каждого надо выслушать и помочь советом   или   делом.

— Вы знаете, перед каждым новым набором волнуюсь, как будто впервые вхожу в класс. Эти новые лица, множество глаз! И всем им предстоит стать родными, а потом в урочный час покинуть меня. Выпускной вечер — это всегда радостно и горько. Уходят из твоей жизни люди, которым отдана часть души и сердца. Они ещё будут некоторое время забегать в школу, но потом все реже и реже.

Многими   учениками я могу гордиться: В. Домышляев, В. Кобченко, В. Кузмицкий, Ю.Устюжанинов... Многие поступили в институты, разъехались в другие города.

Главный элемент воспитания у Голоной — активность учащихся. Но для того. чтобы зажечь активностью других, надо самой занимать активную жизненную позицию. И Зоя Борисовна никогда не стоит в стороне от больших и малых дел.

— У Зои Борисовны на уроках дисциплина в норме, — сказала мне одна учительница, — она так интересно преподаёт, часто демонстрирует опыты. В классе всегда порядок, все заняты делом.

Лев Николаевич Толстой в своих педагогических сочинениях писал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и нe может быть иным».

Зоя Борисовна не колеблясь говорит, что не представляет себе жизни без школы. Она и дочерей своих хотела видеть учительницами, но те пошли в отца: поступили в НКИ (Год основания: 1920. с 2004 г - "Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова (НУК)". Уверенность в своем призвании для неё не просто слова. Эта уверенность подкреплена множеством маленьких и незаметных жертв, продиктованных чувством долга, ответственностью перед великим  званием — Учитель.

12.11.80г.

                Л. ХАСХАЧИХ