Как 4Б ходил на экскурсию

Юлия Зайцева 2
После успешного сбора желудей для лётной части и первой честно заработанной награды – лётного шлема, мне подумалось, что нельзя упускать драгоценные дни золотой осени… Необходим общий выход на природу -  со смыслом. Мы посовещались с Ольгой Александровной – классным руководителем 4А -  и решили поизучать окрестности, благо местность вокруг историческая, и никуда ехать не надо… Мы могли и сами провести эту экскурсию, но потом решили заказать её  через турбюро - экскурсию в располагающуюся в соседнем лесопарке усадьбу Горенки, что в получасе ходьбы от школы. Сначала с экскурсоводом гуляет 4А, а потом 4Б.
   В тот год золотая осень в Подмосковье затянулась. Было начало октября. Старинный парк стоял ещё в полном своём золотом великолепии, но под ногами уже шуршала часть его головного убора. Тихий 4А с радостью воспринял известие о предстоящей экскурсии. Что касается моего класса, то тут дело приняло совсем другой оборот. После того, как я рассказала ребятам о том, как важно знать историю того места, где ты живёшь, сохранять и уважать исторические памятники, знать, с чьими именами и какими событиями они связаны, и что нам предоставляется возможность познакомиться с экскурсоводом – человеком, который специально занимался изучением этих мест, половина класса идти на экскурсию отказалась. Интересно то, что это была самая активная часть ребят. Начали, как всегда, мальчишки – два Алёшки и Сашка:
-А чё мы там не видели? Мы там сто раз были!
-Там дом старый, развалины вокруг и яма…
-Не яма, а пещера!
-Что, по-твоему, пещеры строят? Там стены из камня выложены!
-Да в этой яме Салтычиха своих крестьян убивала!
-Да она их в пруду топила!
-Какая такая Салтычиха?
-Помещица злая, мне дедушка рассказывал. Рядом посёлок Салтыковка, значит, и Салтычиха здесь жила, а пруд этот крепостные крестьяне для неё рыли, а потом она и их убила!
-Да врёте вы всё! – закричала обычно спокойная Наташа.
У меня голова шла кругом от бурной фантазии 4Б:
-Ребята, так может быть мы, всё-таки, сходим все вместе и узнаем от знающего краеведа про яму, про пруд, про Салтычиху?
-Да-а! – закричали девчонки.
-Не-ет! – мальчишки.
-Вот вы туда пойдёте, а вы знаете, что там, на графских развалинах, по ночам привидения собираются?
-А по вечерам разбойники, и на развалинах добычу делят!
-А вдруг разбойники днём соберутся?
-А в имении не музей, а больница, вдруг мы заразимся?
-В общем, так  - уговаривать никого не буду. Завтра в 14.30 те, кто не боится разбойников и привидений, встречаются у школьных ворот. Кстати, 4А  идёт туда на два часа раньше…
-Вот не повезло «ашкам»! Первые попадут!
-А мы не боимся, но всё равно не пойдём. Чё там делать? Мы там каждую развалину знаем, - гнули свою линию Алёшки.
-Ну и сидите дома в хорошую погоду! – отрезала Алка.
-Чё это дома? Мы в футбол погоняем с пацанами!

   Назавтра, после уроков, мы собрались у ворот школы. Не все 41 человек, а 30, но я не очень огорчилась, потому что, каждый делал свой выбор сам.  Для приличия подождали пять минут, заметили рыжий чуб Алёши К., выглядывающий из-за угла, и бодрым шагом отправились в лесопарк. По дороге мы не встретили нагулявшийся 4А, и это насторожило некоторых девчонок, но мы подумали, что раз экскурсия затянулась, то интересно. Дорога наша лежала мимо полуразрушенного грота с тремя выходами, и некоторые заглянули туда – нет ли там кого из 4А? Экскурсовод ждала нас у центрального здания старинной усадьбы, сообщив, что 4А ушёл минут 20 назад, решив погулять ещё по окрестностям…
    С экскурсоводом нам повезло! Опытный историк-краевед, обаятельная женщина просветила юные головы, заблудившиеся в сказках местного значения. Всё оказалось гораздо интереснее, чем придумывалось…  Усадьба принадлежала князьям Долгоруковым ещё с начала 18 века, со времён Петра Первого. Именно здесь, в тогда ещё деревянном доме, познакомился подросток Пётр Второй с дочерью князя – Екатериной и не раз приезжал в эти места на охоту, но смерть его за несколько дней до свадьбы с Екатериной и претензии Долгорукова на престол привели семейство князя в ссылку, а имение перешло в казну. А в 1747 году именно оно было пожаловано вместе с титулом графа А.Г.Разумовскому Елизаветой Петровной, где, говорят, и проходили не раз их свидания.
    В конце 18 века племянник Разумовского и архитектор А. Менелас создали парковый комплекс с каменным вариантом имения -  с анфиладами, парадной лестницей к воде, с двумя островами и мостиками и с тем самым романтическим гротом, который был предназначен для игры в прятки и романтических свиданий.   Были ещё созданы оранжереи, где выращивались экзотические растения, а на участке перед дворцом размещался зверинец, от которого сохранился пруд с остатками рва.  Конечно, сегодня мы видим остатки былой красоты и живописности, но у имения в 19 и20-м веке оказалась драматическая судьба, хотя и по сей день это одно из самых живописных имений Подмосковья. Хороших бы реставраторов сюда! Много чего рассказал нам экскурсовод, а когда пришло время вопросов, то прозвучал и ожидаемый мной:
-А когда же Салтычиха тут людей убивала?
И тут, наконец-то, и узнали ребята, что никакого отношения эта самая Салтычиха к нашим Горенкам не имеет, что её трагически знаменитое имение находится на противоположном конце Москвы.
-Теперь понятно, почему наши главные сказочники не пошли на экскурсию! –сказала Алла.
-Ничего, мы им завтра ещё одну экскурсию проведём, когда гулять будем! – добавила Наташа.
    Мы поблагодарили экскурсовода и решили поиграть в салочки на берегу графского пруда. Тут уж девчонки взялись за тех мальчишек, которые пошли с нами и погоняли их как следует! Весело повалялись в листьях!
-Ну что, ребята, как экскурсия? Понравилась?
-Понравилась, только много непонятного – кто это все такие – Пётр Второй, Елизавета Петровна, Разумовский?
-А мы про них будем узнавать постепенно на уроках истории.
-А когда про всех всё выучим, давайте ещё раз сюда на экскурсию придём!
-Только уж пусть Юлия Эдвардовна нам сама расскажет.
-А я думаю, ребята, что, когда мы всё это узнаем, тогда вы мне про всё это здесь ещё раз и расскажете.
-А когда это будет?
-В седьмом классе!
-У-у! Так это ещё не скоро, мы всё забудем, что сегодня нам рассказывали!
-А я приду и запишу, не волнуйтесь, а через три года прочитаем про сегодняшнюю экскурсию в нашей классной тетради.
-Правильно! У вас это лучше получится! А где всё-таки 4А?
     Когда мы возвращались домой, мы встретили по дороге и 4А. Оказывается, Ольга Александровна взяла гитару, и они посидели в укромном месте парка…
   На следующий день в школе те, кто не ходил с нами, вели себя почти образцово. А остальные взахлёб обменивались впечатлениями, рассеивая мифы о  Салтычихе.  Забегая вперёд, скажу, что я и правда записала в нашей классной тетради про эту первую экскурсию, приклеила путёвку, а в седьмом классе мы, уже почти взрослые, пришли на остатки парадной лестницы графских развалин, расселись на ступеньках, и я рассказала ещё раз эту удивительную историю нашего имения, конечно же, с более подробными дополнениями. На этот раз на графских развалинах был весь класс…