Двухместные штурмовики Ил-2 в битве за Воронеж

Валентин Котюх
Считается, что двухместные штурмовики Ил-2 впервые в Великой Отечественной войне были применены на Калининском и Сталинградском фронтах. Открытые архивные документы ЦАМО в городе Подольске дополняют историю строительства и применения этой летающей грозной машины.


Родиной первого в мире бронированного штурмовика Ил-2 по праву называют город Воронеж. На Авиационном заводе №18 имени К.Е. Ворошилова воронежцы первыми в стране освоили серийный выпуск «летающего танка», наводившего ужас на фашистов.

Под руководством директора 18-го авиазавода Матвея Борисовича Шенкмана в марте 1941 года, всего спустя три месяца после получения чертежей летающей машины из опытного конструкторского бюро Сергея Владимировича Ильюшина рабочими и инженерами был выпущен первый Ил-2. Самолет заводчане построили, не прекращая выпуска бомбардировщиков ЕР-2.

Главной особенностью Ил-2 являлся бронекорпус, защищавший все жизненно важные части машины. В нем устанавливались мотор, кабина летчика с оборудованием, бензиновые и масляные баки, система охлаждения мотора с радиаторами. Бронекорпус был частью несущей конструкции самолета. К нему пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Фюзеляж первоначально выпускался дюралевый, но ради экономии дефицитного материала его стали впоследствии делать из многослойной фанеры.

Воронежскому заводу бронекорпуса должен изготавливать другой завод, но поставки задерживались. Чтобы сэкономить время и отработать правильную технологическую цепочку сборки, по предложению главного технолога завода В.И.Демина, решено было изготовить бронекорпус вручную.

В начале марта первая, пахнущая свежей краской, машина, поступила на заводскую летно-испытательную станцию. Начальник станции летчик-испытатель майор Константин Константинович Рыков научил ее летать первым, подняв штурмовик в воздух.

С началом Великой Отечественной войны авиационный завод с каждым месяцем увеличивает количество выпущенных машин.

23 августа 1941 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов коллектив завода № 18 и его директор М.Б.Шенкман были награждены орденом Ленина. Орден Трудового Красного Знамени получили бригадир Акимов Алексей Гаврилович, начальник производства Белянский Александр Александрович, начальники цехов Годенко Абрам Львович и Ельшин Митрофан Алексеевич, инженер Данилевич Владимир Иванович, парторг ЦК ВКП(б) Мосолов Николай Иванович, начальник участка Панин Андрей Васильевич, клепальщица Позанова Ефросинья Лаврентьевна, жестянщик Рябых Василий Алексеевич и фрезеровщик Тарарыков Василий Михайлович. Ордена Красная Звезда, «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» получили восемьдесят девять передовиков производства

За годы войны воронежский завод построил и передал фронту около 18 тысяч штурмовиков. Это чуть меньше половины от «Илов», произведенных всеми заводами страны.

Конструктор Ильюшин так проектировал двухместный штурмовик, чтобы воздушный стрелок обеспечивал пилоту возможность не отвлекаться от штурмовки в условиях противодействия истребителей противника. Но начали выпускать одноместный самолет. По расчетам высшего руководства, штурмовики в войне будут прикрываться истребителями, и поэтому лучше увеличить, убрав стрелка, бомбовую нагрузку самолета и его скорость. На Ил-2 первых серий отсутствовала броневая защита сверху: головы пилота, мотора и заднего бензобака.

Война внесла свои коррективы. В воздухе преимущество получили самолеты Люфтваффе, которые сбивали идущие на штурмовку «Илы», не защищенные ничем с хвоста. Отсутствие задней огневой точки на самолете Ил-2 приводило к большим потерям машин и летного состава. Летчик, сбрасывающий бомбы на цель, не мог маневрировать, так как уход с курса лишал пилота точного прицеливания и попадания. Из-за этого идущий на цель штурмовик становился легкой добычей вражеских истребителей.

Уязвимость самолета подтвердили летчики-испытатели, сформированного в Воронеже 430-го штурмового авиационного полка особого назначения. Он комплектовался опытными пилотами, которые служили в Научно-испытательном институте Военно-Воздушных Сил Красной Армии и имели опыт боев в Испании, Китае, Монголии и Финляндии. Командовать ими назначили подполковника Николая Иосифовича Малышева. Его заместителем стал один из испытателей штурмовика, майор Александр Кузьмич Долгов. Полк занимался разработкой новых методов использования самолетов, поступающих на вооружение и переучиванием летного состава строевых частей ВВС на только что созданные самолеты.

С началом войны летчики 430 ШАП улетают на Западный фронт. Вначале июля они с аэродромов «Зубово», а затем «Яковлевичи» наносят удары по танковым колонам противника у Бобруйска и Шклова.

В книге «Триста неизвестных» Петр Михайлович Стефановский приводит описание боя под Бешенковичами в Белоруссии: «Девятку повел майор А. К. Долгов, сам командир полка полетел десятым. При подходе к Бешенковичам «илы» снизились до бреющего полета. Машины неслись, едва не касаясь верхушек деревьев. Летчики увидели огромное скопление танков и бронемашин, выстроенных правильными рядами по всей площади аэродрома. На танках ясно различались немецкие кресты. Там и сям сновали солдаты в полном боевом снаряжении. По границам аэродрома были разостланы красные полотнища, видимо опознавательные знаки для своей авиации. Зенитная артиллерия противника молчала: бронированные «илы» еще не использовались в войне и гитлеровцы не знали их силуэтов» .

Во время первого захода пилоты с бреющего полета сбросили на скопление бронетехники 17-й танковой дивизии врага сорок стокилограммовых бомб. Во время второго захода с высоты 400 метров выпустили реактивные снаряды и вели огонь из бортового вооружения. После работы штурмовиков фашистам понадобились сутки, чтобы восполнить потери и продолжить наступление. За это время советские войска смогли укрепить свою оборону.

Летчики вернулись на свой аэродром без потерь, но с ранеными самолетами. Только на машине подполковника Малышева техники насчитали более двухсот пробоин. Имели повреждения и другие машины. Этот бой показал живучесть самолета и его огневую мощь.

В дальнейшем штурмовиками уничтожается железнодорожный мост через реку Березина у города Борисова, бомбятся переправы через Днепр. 14 июля с аэродрома «Шаталово» наши ассы бомбят и штурмуют, захваченный фашистами Витебский аэродром. Ежедневно пилоты совершают по четыре-пять вылетов без прикрытия истребителей. В боях полк несет большие потери. Не вернулись с боевых заданий четырнадцать летчиков.

Чтобы сохранить лучшие кадры страны, в начале августа полк расформировывают, а личный состав отзывают с фронта в НИИ ВВС РККА.

Опыт боевого применения Ил-2 показал, что он должен быть двухместным. А.К.Долгов и другие летчики-испытатели настойчиво добивались строительства бронированного штурмовика в двухместном варианте. Так учил обретенный боевой опыт, этого требовали интересы фронта.

В представлении на награждение орденом Красного Знамени майора Долгова говорится: «Летчик – испытатель майор Долгов является основным летчиком, проводившим все испытания самолетов ИЛ-2, начиная с опытного образца. …На основе испытаний был улучшен обзор самолета, улучшена его управляемость. Он один из инициаторов модификации самолета в двухместном варианте и первый участник испытаний этого самолета. Участвуя в Отечественной войне, в должности заместителя командира 430-го ШАП, совершил двенадцать боевых вылетов. Три полета впервые на самолете Ил-2 выполнил ночью».

Официально вопрос о защите Ил-2 со стороны хвоста был впервые поставлен в письме (№ 747 от 10.07.42 года) первого секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б) Владимира Дмитриевича Никитина, который до декабря 1941 года работал первым секретарем Воронежского обкома ВКП(б), на имя наркома авиапромышленности А.И.Шахурина.

«Командиры, летчики авиаполка Ил-2, возвратившиеся на днях с фронта, - писал Никитин, - сообщают, что враг применяет технику боя с самолетами Ил-2 путем поражения их сзади в хвостовое оперение, сверху по мотору, а также в голову летчика. Командный состав в связи с этим считает необходимым: 1) в конце фюзеляжа под хвостовым оперением установить огневую точку; 2) установить хотя бы 4-мм броню над головой летчика; 3) установить броню над мотором сверху...»

Не снижая темпов строительства самолетов, рабочие изготавливают опытные образцы двухместного штурмовика. С конца октября 1942 года по 25 января 1943-го на Калининском фронте проходили его испытания, и только после этого перешли к серийному выпуску двухместного самолета.

Но в войсках летчики и техники не сидели сложа руки. Они пытались сами усовершенствовать машину. В битве за Воронеж это сделали инженеры и техники 225-й штурмовой авиадивизии под командованием полковника Алексея Филипповича Обухова. На эту должность командира дивизии перевели с 241-го штурмового полка, который он возглавлял с начала войны.

Алексей Филиппович хорошо знал слабые стороны штурмовика. В боевом журнале дивизии записано: «В сентябре 1942 года дивизия впервые применила в боевых условиях самолет Ил-2 с дополнительно оборудованной кабиной стрелка с установленным пулеметом ШКАС на примитивной установке с сектором обстрела назад, вверх и в сторону на 90 градусов. Задняя установка себя в боевых условиях оправдала. Истребители противника после того, как определили наличие пулеметной установка, даже при нападении на одиночные самолеты, стали более осторожны. Раньше истребитель противника, напав на одиночный самолет, делал несколько атак, пока не перебивал управление или не поджигал. После установки пулемета, увидев огонь стрелка, немецкий летчик делает только одну атаку с увеличенной дистанции и уходит с разворотом вниз или вверх, никогда не проскакивает вперед, атакуемого самолета. Все имеющиеся установки сделаны силами технического состава полков и имеют ряд недостатков. Кабина стрелка имеет только заднюю броню, установленную из бронеспинки самолета ЛАГГ-3, снизу и с боков брони нет».

Сделанные золотыми руками инженерами и техниками усовершенствования применялись полками в боях. Впервые двухместные истребители применили в период с 12 по 26 сентября 1942 года. Перед войсками стояла задача ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу реки Дон и освободить Воронеж.

Штурмовики помогают наземным войскам штурмуя его танки, артиллерию и живую силу в районе населенных пунктов Сиверцево, Каверья, Ольховатка, Благовещенка, Губарево, Гудовка, Терновое, Ендовище, Землянск, Семилуки, Подклетное, роща восточнее Подклетное, северная окраина г. Воронеж, Рабочий поселок (сейчас Придонской), Старые Семилуки, Петино, переправ через реку Дон на участке Семилуки-колхоз имени Буденного. Нам удалось выяснить несколько имен этих отважных людей, создавших в полевых условиях двухместные штурмовики.

Первое применение двухместных штурмовиков произошло 12 сентября 1942 года. «В период с 5.30-5.50 группа самолетов Ил-2, под прикрытием четырнадцати Як-1 и ЛаГГ-3 произвела штурмовой удар по аэродрому Курск. Подход к цели совершался на разных высотах. За строем штурмовиков  шло звено яков, а за ним второе звено, на параллельном курсе с которым летели ЛаГГ-3.  Запас высоты у истребителей позволял защитить штурмовиков.

В результате штурмового удара на аэродроме уничтожено 5 самолетов и повреждено до 10 самолетов противника. Попутно, взорван склад боеприпасов, подавлен огонь четырех точек зенитной артиллерии. При возвращении с задания обстрелян пулеметным огнем на станции Щигры паровоз. …Потерь в боевом вылете не было, несмотря на оказанное огневое воздействие зенитной артиллерии противника».

Удары по аэродрому наносили семь самолетов 614-го штурмового полка под командованием подполковника Владимира Николаевича Верещинского и военкома батальонного комиссара Якова Тимофеевича Тимофеева с аэродрома подскока Хухлово.

Работы по строительству кабины воздушного стрелка в полку возглавлял инженер-капитан Константин Иванович Назаров. Старший инженер полка Назаров обладал отличными организаторскими способностями и знанием материальной части самолета. Вместе с подчиненными за три месяца боев Константин Иванович обеспечил 224 боевых вылета, восстановил тридцать один и отремонтировал сорок два самолета. В свободное от обслуживания самолетов время, его техники строили вторые кабины. Сам инженер, испытывая свое детище, совершил три боевых вылета.

17 сентября 1942 года командир эскадрильи старший лейтенант Семен Ильич Черноус повел группу из шести самолетов на штурмовку укрепленного узла в районе Воронежа. В результате атаки пилотами уничтожены 11 танков, подавлены две зенитных огневых точки, убиты около сотни вражеских автоматчиков. Возвращаясь с боевого задания, в районе Рамонь шестёрка штурмовиков встретилась с четырьмя МЕ-109. Командир эскадрильи и воздушный стрелок техник-лейтенант Кирилл Павлович Белоус смело бросились на врага, отражая его атаки. Приняв огонь на себя, экипаж дал возможность молодым лётчиком встать в круг (тактика штурмовиков, которая позволяла каждому летчику прикрывать хвост впереди идущего самолета).

Ободренные примером комэска, летчики дали отпор неприятелю. В коротком бою молодой пилот сержант Анисимов сбил самолёт противника. От очередей воздушных стрелков пошел к земле, оставляя за собой шлейф дыма, второй «мессершмитт». Фашисты поспешно бежали. В бою им удалось нанести серьезные повреждения машине командира. Прямым попаданием снарядов в ней пробиты плоскости и фюзеляж, разбита покрышка шасси, разбит дутик костыля, повреждено хвостовое оперение, перебито управление руля поворота. Прямым попаданием снаряда разбило пулемёт на установке в кабине стрелка и убит воздушный стрелок Белоус. Сам пилот был ранен в плечо и кисть левой руки. Истекая кровью, на плохо управляемом самолёте, он сумел привести и посадить его на аэродроме Воронец. В этом бою смертью храбрых погиб инженер по вооружению, летавший воздушным стрелком, старший техник-лейтенант Александр Николаевич Зорин .

Белоусу, Зорину и их товарищам должности техников позволяли оставаться на земле, но желание бить фашистов у них было выше, чем чувство самосохранения. Погибшему К.П.Белоусу было 23 года. Он – уроженец Харьковской области, Богодуховского района села Александровка. Похоронен воздушный стрелок в селе Воронец Елецкого района Липецкой области, но до сих пор не увековечен. Нет могилы и у тридцатилетнего уроженца города Куйбышева (сейчас Самара) А.Н. Зорина.

Возвратившись на землю с боевого задания, механик по вооружению старший сержант Евгений Фёдорович Боровик и мастер по вооружению сержант Сергей Андреевич Месечко, отбивавшие атаки фашистов в воздухе, приступили к ремонту самолета старшего лейтенанта Белоуса – и за сутки отремонтировали его.

В 893-м штурмовом авиационном полку, которым командовал полковник Григорий Прокофьевич Турыкин, первым сделал вторую кабину техник по вооружению эскадрильи старшина Алексей Павлович Яковлев. Представляя его к ордену Красная Звезда, командование писало:

« …товарищ Яковлев большую работу проделал по оборудованию второй кабины на самолёте Ил-2. Он первый попросил командование разрешить ему летать на боевые задание в качестве воздушного стрелка. Яковлев имеет шесть боевых вылетов на бомбометание и штурмовку войск противника в район Воронежа. 20 сентября 1942 г. при штурмовке вражеской артиллерийской позиции в районе Гудовка самолёт был атакован истребителем противника. Товарищ Яковлев подпустил на минимальную дистанцию врага и тогда только открыл огонь, но в это время был ранен в лицо и обе руки осколками снаряда зенитной артиллерии противника, и несмотря на это, не бросил из рук пулемёт. Отражая атаку истребителя, в этом вылете он проявил отвагу, и мужество тем самым дал возможность лётчику сделать на цель два захода и выполнить задание. Летая на боевые задания, он в то же время глубоко и ответственно обеспечивает боевые вылеты эскадрилий».

Техник-лейтенант Михаил Фомич Романенко установил на своем самолёте двойное управления рулей глубины. Его рационализаторское предложение позволяло сохранить самолет. После установления задней кабины он совершил два боевых в район Ольховатка на штурмовку артиллерийских позиции противника.

Адъютант авиационный эскадрильи лейтенант Геннадий Кирович Сазанов произвел пять вылетов стрелком. В трех боевых вылетах в район Подклетное и Губарево его экипаж подвергался атакам истребителей. Когда «мессершмитт» зашёл в хвост левому ведомому, ведущего звена сержанту Попкову Сазанов открыл прицельный огонь по истребителю и сбил его. Фашист упал на линии фронта севернее Воронежа.

Переоборудование штурмовиков в двухместные, проходило и в других частях Брянского и Воронежского фронтов. 7 января 1943 года при перегонке самолета из Липецка на полевой аэродром попали в сплошной туман и врезались в землю у села Верхняя Хава два экипажа 525-го штурмового полка. В первый экипаж входил командир звена старший лейтенант Федор Петрович Тимофеев и техник лейтенант Иван Сергеевич Пеньков, а во второй пилот лейтенант Михаил Федорович Артамонов и техник-лейтенант Федор Иванович Хандошко. Это были опытные экипажи, награжденные в боях орденами и медалями, но техника оказалась бессильна перед стихией.
Нам удалось найти родственников техника лейтенанта Хандожко.


Александр Георгиевич Хандожко написал о нем следующее: «Родился Федор Иванович Хандожко (в документах допущена ошибка – Хандошко) в 1918 году. Мой дед Иван Алексеевич в начале 30-х годов уехал по вербовке на рудники по добыче цветных металлов в поселок Хапчеранга Кыринского района Читинской области. Там Федор Иванович окончил школу, а затем поступил в Иркутское авиационно-техническое училище. А перед войной, в 1940 году мой дед с семьей (жена, дочь- моя мама и сыном Александром) вернулись на малую родину в поселок Красная Гора, Красногорского района Брянской (тогда Орловской обл.)

По видимому, после окончания училища Федор Иванович при распределении попросил направить его служить поближе к родителям. Так он и оказался в Новозыбкове, где его застала война». Воевал техник-лейтенант Хандожко на Южном, Брянском и Воронежском фронтах.

Изучающим историю войны, еще предстоит узнать о людях, приблизивших Победу и опередивших конструкторскую мысль на несколько месяцев. Инженеров и техников, которые в полевых условиях строили вторые кабины по праву можно назвать самолетостроителями Ил-2.

на снимке :Федор Иванович Хандожко. 1940 год