Непочётный гражданин

Дмитрий Сычёвский
                О  НЕПОЧЁТНОМ  ГРАЖДАНИНЕ               

                Нужно быть очень сильным человеком,
                Чтобы быть русским.


В старинном русском городе-герое Смоленске на доме № 4 по улице Большой Краснофлотской в советское время была установлена табличка с надписью «Здесь в июле 1941 года героически обороняла город ополченческая бригада под командованием полковника Малышева М.И.»…Однако, полковника Малышева звали Петр Федорович ! На замену доски с целью исправления исторической несправедливости у Администрации города-героя Смоленска денег не нашлось. Деньги собрали неравнодушные смоляне и доска на истинно народные деньги была не только изготовлена и установлена, правда поверх старой. В эти дни Администрация проводила собрания и митинги, чтобы потом отчитаться перед партией «ЕР» и её филиалом - «ОНФ». Видно, как говорится в русской поговорке – «Говорить ( слово немного изменено ) – не мешки ворочать !»…
Теперь на доске для Истории надпись такая – «Здесь в июле 1941 года героически обороняли город добровольцы и воины смоленского гарнизона под командованием полковника Петра Федоровича Малышева. Вечная слава героям!».
Итак, встречайте –

Петр Федорович Малышев родился 28 августа 1898 года во Владимирской губернии в семье крестьянина. В 16 лет сбежал на фронт, «приписав» себе два года, чтобы стать солдатом и попал а запасной полк. Уже через год он в чине унтер-офицера командует взводом на Северо-Западном фронте, мокнет в окопах под Ригой. В 1916 году командование направляет храброго унтера в школу прапорщиков в Москве и уже в революционный 1917 году на погонах будущего генерала засветилась первая офицерская звёздочка. Он стал «прапорщиком военного времени». Русская императорская армия в том же году прекратила своё сущкствование и молоденький офицерик, демобилизовавшись, вернулся домой. Однако, уже через год его призвали в Красную Армию, он получил назначение командиром пулемётной роты стрелкового полка. Успел повоевать с Колчаком, Врангелем, а затем и с Пилсудским, Грудь его украсилась довольно редкой наградой – орденом Боевого Красного знамени.
После окончания Гражданской войны Малышев остался в рядах РККА, окончил курсы переподготовки «Выстрел»  и прошёл путь от командира батальона до командира стрелкового полка, командуя которым «усмирял» недобитых махновцев и петлюровцев на Украине.
В 1930 году он вновь был командирован на курсы комсостава для полготовки к поступлению в Академию имени Фрунзе «без отрыва от производства», командуя полком и бригадой.
В середине 1937 года, во время «ежовых рукавиц», он, как и многие военные, происходившие из царской армии, был арестован и содержался в Херсонской тюрьме. Указание на его арест дал всесильный наркомвнудел Украины Леплевского. Показаний он не давал вообще. 4 февраля 1940 году во время чистки «авгиевых конюшен», доставшихся по наследству новому наркому Берия, он был не только освобождён из-под стражи с прекращением уголовного дела, но и восстановлен в воинском звании с возвращением своего ордена и даже с запоздалым награждением медалью «ХХ лет РККА» ( по иронии судьбы в этот день был расстрелян всесильный нарком – монстр и садист Ежов ). И направлен в санаторий, а затем, через месяц получил новое назначение – заместителем командира 64 стрелковой дивизии по артиллерии. В то время дивизией командовал полковник Иовлев Сергей Иванович.
С самого начала Великой Отечественной войны дивизия передислоцировалась под Минск, в район Логойска, где и приняла «боевое крещение». Кстати, в сентябре дивизия станет 7-й гвардейской дивизией.
Полковник Пётр Фёдорович Малышев 23 июня 1941 года был назначен командиром 3-й запасной стрелковой бригады, предназначенной для пополнения дивизии, а затем, в связи с отсутствием связи с попавшей в окружение основной части подразделения, и командиром дивизии. Однако, дивизии с большими потерями удалось вырваться из вражеского окружения  и 5 июля 1941 года вышла к Березине и Днепру и вошла в состав 44-го стрелкового корпуса.
Полковнику Малышеву не было суждено стать комдивом, он был назначен начальником Смоленского гарнизона. Гарнизон, правда, был небольшой – разрозненные и сильно потрёпанные в боях части занимали оборону в районе Смоленска и не могли как-то существенно оказать помощь защитникам города. Гарнизон состоял из комендантской роты, ополченцев и батальона милиции.
Средств к обороне города не было никаких – несколько лёгких танков и танкеток и зенитки не могли как-то существенно противостоять частям 2-ё танковой группы вермахта, которой командовал генерал Гейнц Гудериан.
В те же дни 14-17 июля 1941 года пропала и связь сл штабом Западного фронта – немцы перерезали все дороги к востоку от Смоленска и продвинулись глубоким фронтом в тыловой район, где войск не было вообще.
Тогда, когда уже начинались первые бои в городских предместьях, когда уже в районе Киевского шоссе запылили танка немецкие «Т-3» и замелькали немецкие каски. Начались городские бои.
По приказу коменданта Смоленска полковника П.Ф. Малышева 17 июля были взорваны мосты через Днепр, что задержало выход противника на Москву на целых два месяца. Попытки подразделений немецкой 29-й моторизованной дивизии форсировать Днепр отбиты. В ходе ожесточенных боев 17-18 июля отдельные районы города переходили из рук в руки. Однако к утру 19 июля противнику все же удалось занять большую часть города.
Ввиду того, что приказ л взрыве мостов Ставкой или командованием фронта отдан не был, полковник Малышев был направлен в распоряжение Управления комсостава РККА, где ему было сообщено о возбуждении в отношении него уголовного дела за несанкционированный подрыв мостов., но после четырёхмесячного разбирательства был полностью оправдан «за отсутствием состава преступления» и принял 217 стрелковую дивизию, а затем был назначен на должность заместителя командующего 16 армии ( в то время она вела тяжёлые оборонительные бои в районе города Сухиничи, что в Брянской области), где и получил первое генеральское звание. В марте 1943 года Малышев ступил в ВКП (б).
А в мае 1943 он уже был переведён на должность командира 8-го гвардейского стрелкового корпуса и принимал активное участие в Орловско-Брянской наступательной операции и освобождении города Карачев, а затем, на белорусской земле – в Городокской операции и освобождении Городка. В конце 1943 года вместе с назначением командующего 4-й армией, ему присвоено звание генерал-лейтенанта, армия находилась в знакомых ему местах в районе Витебска. Во время наступательной операции «Багратион» по освобождению Белоруссии армия генерала Малышева находилась на острие главного удара 1 Белорусского фронта и разгромила наголову 16 армию вермахта, вышла к Полоцку,  а затем на Режицу и Западную Двину, участвуя в освобождении Даугавпилса ) Двинска ), Риги и Клайпеды ( Мемеля ), запирая часть немецких войск в Курляндии.  Войска нацистов ожесточённо сопротивлялись, пытаясь вырваться из «котла» и облегчить судьбу Берлинского направления, но тщетно. 10 мая 1945 года группировка «Курляндия» была полностью уничтожена или взята в плен.
Война закончилась и молодого командарма направили учиться и в 1947 году он закончил высшие академические курсы при Академии им. Ворошилова. Затем была служба в округах необъятного тогда Союза ССР и отставка в 1959 году. Скончался прославленный генерал в конце 1972 года. За свою многолетнюю честную службу Родине генерал-лейтенант Малышев был удостоен  двух орденов Ленина, трёх орденов Боевого Красного Знамени, Ордена Кутузова 1 степени, двух орденов Суворова 2 степени, ордена Красной звезды, многих медалей.  Признанием его заслуг стал английский орден – он был Командором ордена Британской Империи.
Но он НИКОГДА не выдвигался на звание – «ПОЧЁЧТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА-ГЕРОЯ СМОЛЕНСКА».
Наверное, заслуг маловато по сравнению с некоторыми Почётными горожанами ?
Для меня лично, он более чем заслуживает это звание, но «слугам народа», конечно, втднее.

РS –
Кстати, на изготовление новой доски потребовалось 12 тысяч рублей.