Семейно-родовая культура и патриотическое воспитан

Александр Шуринов
Семейно-родовая культура
и патриотическое воспитание молодежи.
               
Доклад на Конференции  в рамках регионального этапа Международных Рождественских обра-зовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность». МРГУ, 03.12.2015.

       Разрешите сразу отметить несколько определяющих моментов. Главный из них в определении понятия и проблематики семейно-родовой культуры.
   Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры работает уже более 10 лет над проблематикой семьи и основывает свои разработки на многочисленных исторических фактах, генеалогических разработках, исследованиях многоаспектного исторического прошлого граждан из различных сословий, духовного и нравственного содержания художественной литературы, биографий выдающихся граждан России: полководцев, учёных, писателей и многих других.
 
    1. Исторический период исследований семьи в Центре охватывает не-сколько столетий. Ценности семьи.
    Естественно, период исследований начинается с «Домостроя» протопопа Сильвестра, который появился на свет в середине XVI  века. Выделяя ряд важных составляющих традиций семьи и рода, семейного быта и уклада семейной жизни, Сильвестр и привлечённые им авторы определяют многие важнейшие аспекты семейной жизни. Собиратель и автор Сильвестр стремится его закрепить и таким образом передать следующим поколениям. Безусловно, что такого рода материалы полезны во все времена. Крайне интересны они и сегодня, когда мы интересуемся нашими культурными традициями. К последним необходимо отнести многие аспекты частной жизни, быта: культуру питания, культуру труда, культуру санитарии, культуру личной гигиены, культуру домостроения, культуру отдыха, культуру вероисповедания  и множество других культур, которые рассматриваются сегодня отдельно и не всегда успешно. Тем не менее, следует подчёркивать и настаивать на том факте, что общество выработало БОЛЬШОЙ  ПЛАСТ  СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ  О ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, О СЕМЬЕ, О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ СЕМЬИ И  ОБЩЕСТВА.





Не преувеличивая, можно смело заявлять, что это  ПЛАСТ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА! И  недооценивать его и НЕ  ОБРАЩАТЬСЯ  К  НЕМУ, изучая развитие общества  СЕГОДНЯ,  БЫЛО БЫ НЕПРОСТИТЕЛЬ-НОЙ ОШИБКОЙ. Тем более, в нашем сегодняшнем состоянии политического, идеологического и коммерческого давления на тысячелетние культурные основы семейной жизни.
     Предлагаемое и уже более 10 лет осваиваемое в нашем Центре понятие «се-мейно-родовая культура» обязано пониманию не только единомоментного состояния культуры семьи, в которой проходят те или иные фиксируемые и изучаемые процессы в узкий момент времени, но и многофакторной культурной связи семей и родов, участвующих в непрерывном процессе преемственности поколений.
    Разрешите здесь, прежде всего, представить первый ряд семейных культурных ценностей как категорий культуры, которые определяют всё остальное. Это, прежде всего: Материнство, Отцовство, Родительская любовь, Дети, Предки, Семья, Род, Отчий дом, Родной край, Отечество. Эти категории достаточно многогранны и сложны, они развиваются и пре-образуются во времени, но именно они и отношение к ним определяют приоритеты частной жизни и определяют патриотическое воспитание молодёжи на каждом из его этапов. Православная вера и церковь, осознавая это, молит  Бога за сохранение института семьи и культурных традиций и верховенство в них Божественной Истины.

    2. С чего же начинается патриотическое воспитание каждого молодого человека в добронравной, образованной, как сейчас бы сказали, идеальной семье? Надо полагать, оно начинается с любви, сочувствия, сопереживания и сострадания матери и отцу, приятия и ответа родительской любви, взаимной любви братьев и сестёр в семье, бабушек и дедушек, близких родственников. Начинается с семейной благодати в отчем доме, доме предков, любви к родным улицам и переулкам, родной земле, реке, лесу и другим особенностям и объектам окружающего мира. И как результата последовательного познавания мира своих соседей и сограждан, истории своей страны, любви к Отечеству в целом, любви к Богу и Божественной Истине.



    Находясь внутри этого мира и будучи счастливым в нём, ребёнок понимает ценности семьи как неизбывную благодать. Он становится естественным патриотом, стремящимся защитить свои ценности, святыни, приумножить отеческое достояние, защитить его, защитить духовную святыню - Православную Веру.
   Таким образом, вполне естественным следует считать главным началом патриотического воспитания человека – общественное и частное укрепление семьи и традиционного уклада семейной жизни.
    Между тем, сегодня разрушение института семьи у нас перед глазами.   
    Многочисленные незарегистрированные гражданские браки; браки неподготовленных к супружеской жизни; многочисленные разводы и аборты; суррогатное материнство; безответственные родители; беспризорные дети; детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях; нищета, пьянство, разгильдяйство и безответственность в отдельных семьях – вот что мы видим вокруг. И причины этого можно определить достаточно точно: Первая Мировая война; революционные события; гражданская война; Великая Отечественная война; систематические кризисы; богоборчество; голод; вынужденные и невынужденные  переселения; смена идеологий в 20-ые годы и 90-ые годы -  привели к разрыву между поколениями. 
     4-5 поколений наших граждан потеряли родовые связи между собой. В результате, массовая неграмотность в сфере семьи: нарушен не только традиционный быт семьи, но и её духовные основы: понимание ценности материнства и отцовства, любви к предкам, ответственность за преемственность поколений.
      Предъявлять сегодня требования к  родителям в  воспитании детей не-корректно, поскольку знаний о семье они не имели и не имеют, и их не было уже у их матерей и отцов, бабушек и дедушек.
    Редко кто воспитывает детей относительно правильно. Обычно это бывает в семьях священнослужителей. Однако, хотя каноны семейной жизни не были записаны в учебниках (поскольку в них русские люди тогда не нуждались), они пронизывали всю его жизнь и были её содержанием! Из рода в род передавались благотворные традиции брака, семейного благополучия, рождения и воспитания детей. Поэтому-то сегодня явственно проявляется необходимость восстановления знаний о семейно-родовой культуре, о возрождении связей между поколениями, восстановлении контактов взаимоува-жения и доверия между ними. Следует включить просветительские образовательные программы, подвигнуть учёных и педагогов изучать историю России с позиции развития семейно-родовой культуры. Исторического, литературного и духовного материала для этого вполне достаточно.



      Сама  история России и судьбы её героев дают прекрасные примеры благодатной здоровой семейной жизни, воспитания детей, почитания предков.
    Сегодня необходимо признать: СЕМЬЯ  И  СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ  КУЛЬТУРА  СОСТАВЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ И МАТЕРИАЛЬНУЮ ОСНОВУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  БЫТИЯ, НО  И  СОДЕРЖАТ  ДУХОВНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ  ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ,  НЕСУТ  В  СЕБЕ МЕХАНИЗМ  ИХ НАКОПЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ  И  ПРЕЕМСТВЕННОСТИ !
      Без передачи этого богатейшего духовного и социального опыта в семье следующим поколениям патриотическое воспитание невозможно. А если и отчасти возможно в специальных учебных заведениях, типа кадетских корпусов, то в весьма ущербном состоянии и формах.

    3. Когда же следует начинать патриотическое воспитание в семье?
    Если говорить тут о воспитательных актах-воздействиях, то их нужно начинать очень рано. Известны народные поговорки и пословицы, которые отмечают, что воспитание эффективно, когда у ребёнка «ещё молоко на губах не обсохло» или, когда «он лежит ещё поперёк лавки». Однако в материалах исследований наших традиционных устоев, в частности, в поселениях на севере нашей страны, отмечаются многочисленные факторы и временные периоды воспитания, когда воздействия либо ограничения наиболее эффективны. Эти исследования советских этнографов стоит внимательно изучить, рассмотреть с позиций современного научного системного подхода, духовности и нравственности, педагогического содержания.  В материалах учёных акценти-руется внимание предков на периоде вынашивания ребёнка матерью. И даются многочисленные рекомендации, в том числе, ограничивающего свойства. Например, даётся полный запрет для неё на посещение в период вынашивания ребёнка скотобоен, запрет на участие в косьбе, когда птицы выводят и выращивают в траве птенцов, и  т.д.
    Такого рода ограничений и рекомендаций в найденных нами материалах около 24-х.  Сегодня мы понимаем (предки, видимо, тоже понимали!), что отрицательное психическое воздействие, которое получает ребёнок через мать, наблюдая гибель животного (она получает его не осознавая!), делает его психику, интеллект и  духовные качества травмированными, а, следовательно, ущербными, неустойчивыми, подверженными внешнему влиянию, болезненности. Это может приводить в нашей жизни к пониженной сопротивляемости наркомании, алкоголизму и прочим отклонениям от здорового развития.




    Между тем, многие из этих влияний и воздействий сегодня не принимаются в расчёт. Женщины смотрят телевизоры, где передачи насыщены убийствами и насилиями не только животных, но и людей. В результате, наблюдаются массовые отклонения в развитии у рождённых детей, что способствует, а возможно и определяет массовую деградацию населения. Сегодня этот фактор «информационного террора» становится самым разрушительным для наших потомков.
    Очевидно, что режим для женщин, готовящихся стать матерями, должен быть особым и учитывать традиционный многогранный опыт. В том числе и со специальными ограничениями: просмотрами необходимых для женщин телепередач и отказа от просмотра телепередач вредных для будущего ребёнка.
   Безусловно, что многое в плане патриотического воспитания может быть и должно быть заложено именно в этот период вынашивания будущего ребёнка. Как это, безусловно, происходило многие столетия назад!
    Примеры гениальности в России говорят сами за себя: Ломоносов, Суворов, Потёмкин, Кутузов, Шишков, Кулибин  и многие-многие другие. К сожалению, мы мало знаем о матерях и отцах наших гениев и патриотов. Не можем даже, подчас, назвать их имён! Между тем, именно они, исполняя каноны и требо-вания семейно-родовой культуры, смогли сформировать такой гармоничный и богатый внутренний мир у их ещё нерождённых детей, что позволило им успешно пройти все остальные периоды формирования и становления, и ярко проявить себя в общественной жизни, трудах и подвигах. Таким образом, пропагандируя подвиги наших героев, нужно не забывать героических усилий их родителей и других предков, сумевших передать опыт воспи-тания следующим поколениям, научить их многому, а главное, научить любить Отечество и служить ему. 
   
   4. О семейно-родовой культуре, как мы отмечали в начале доклада, можно прочитать в вышеупомянутом отеческом сборнике «Домострой». 
    Тогда, очевидно, проблем в отношении к институту семье и культурным традициям, таких как сегодня, не стояло. Впоследствии они появились. И далеко не случайно. Западное богоборчество медленно, но верно, проникало в культурную жизнь России, разрушая её культурные основы, в том числе основы культуры семьи,  которые поддерживались и сохранялись правосла-вием.
    Однако, культура просто так не сдавалась, сопротивлялась, иногда даже укреплялась. Известны многочисленные труды XIX  века русских философов и писателей, в которых ценности традиционной семейно-родовой культуры представлены ярко и значительно. Достаточно вспомнить Ломоносова, Хомякова, Киреевского, Аксакова, Достоевского, Толстого  и многих других авторов.
    Автором большого труда «Россия и Европа», где были отражены яркие особенности русской культуры, был Николай Яковлевич Данилевский.



   Учёный-энциклопедист неустанно подчеркивал силу русского воспитания, ко-гда духовность и нравственность культурных основ позволяли одерживать победы России над агрессорами в самых сложных обстоятельствах. 
     Он подчеркивал безусловную преемственность поколений наших предков, когда писал  в 1883 году: «...нравственным духом, самоотверженностью обладали русские в степени несравненно большей, нежели их противники, кто бы ими не предводительствовал  -  Карл, Фридрих или Наполеон, обладали в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших неприятелей….».

     5. В начале XX века механизмы преемственности поколений стал целена-правленно изучать Камергер и Действительный статский советник  Леонид Ми-хайлович Савёлов, который после яркого и широкого празднования 100-летнего юбилея Победы в Отечественной войны 1812 года обратился  к императору Николаю II с просьбой создать Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года. Он намеревался изучать механизм преемственности поколений в семье на примерах героев Отечественной войны 1812 года.  Однако,  Первая Мировая война и последующая революция не позволили ему активно развернуть исследования и, главное, их завершить определёнными выводами.
    В некоторой мере они были развёрнуты и завершены уже в  начале XXI века в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры, созданном в 2004 году при возрождённом же Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года. В течение 10 лет  Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры проводил семинары при Бородинском музее-панораме, накапливал исторический материал, проводил исследования, выступал на заседаниях секций на Международных Рождественских Образовательных Чте-ниях.


   Центр вёл свои секции на 6-ти Чтениях с 2006 по 2012 год, разрабатывал методические пособия и проводил их апробацию в учебных заведениях в системе Дополнительного образования.
    В результате материалы были подготовлены, но вот широкое внедрение темы «Семейно-родовая культура» в программы образования в учебных заведениях задержалось.
     Тому способствует до сих пор разрушительная позиция стран Запада, проникающая к нам через либеральные щели, развивающая правовые аспекты частной жизни, но разрушающая семью и преемственность поколений, разрушающая традиционную нравственность, отношения между полами, родителями и детьми.
     Между тем, многие российские учёные и богословы рассматривают семью как последнюю крепость в защите духовности и нравственности общества.
   Осознанное образованное материнство и такое же отцовство имеет сегодня особое значение.
    Все члены семьи, каждый человек общества нуждаются в знаниях истории се-мьи и истории формирования и развития традиционной семейно-родовой культуры. По этим причинам, ущербное представление о семье, как только источнике трудовых ресурсов должно быть исправлено и дополнено широким представлением о функциях семьи. Общество должно быть обеспечено программами, методиками и информационными материалами по каждому из этапов развития семьи и воспитания.
   Эти этапы-периоды так же должны обеспечиваться мерами экономического и правового характера в защиту семьи, прав родителей и прав детей.
    Но, прежде всего, родителям нужны методические программы и рекомендации по воспитанию и развитию детей, разработанные специалистами: социологами, медиками, педиатрами, педагогами, правоведами и др. специалистами.

   6. Определённым заделом для разработки программ образования по про-блематике «Семейно-родовая культура» являются рекомендации, изложенные в методическом пособии, разработанном в Историко-просветительском центре семейно-родовой культуры ещё в 2004 - 2008 годах «Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепции развития» (М.О.: Изд. ООО «Лаватера», 2008, - 120с. с Рис. и Приложениями). Оно было с успехом опробовано в ряде учебных заведений.


     В 2009 году Минобразнауки РФ письмом №03-ПГ-МОН-71-18 от 09.09.2009г. дал положительное заключение по этому пособию, однако в том же письме рекомендовал внедрять данную тему в учебные заведения самостоятельно по решениям директоров школ.
    Сегодня обстоятельства нашего общественного развития значительно изменились. Президентом Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача воспитания в семье и школе патриотических и социально ответственных граждан.
     24 декабря 2014 года Указом Президента В.В. Путина были утверждены «Основы государственной культурной политики», в которых подчёркивается,  что она основывается на признании огромного исторического воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности. (См.  раздел «Введение»). И этот замечательный мудрый посыл мы сегодня пытаемся использовать. 
   В качестве первоосновы для педагогических ВУЗов предлагаем использовать наши методические разработки. В имеющемся изданном и распространяемом на Рождественских Чтениях в течение ряда лет методическом пособии представлено 5 программ дополнительного образования по этой теме для учащихся с 4 по 11 классы средних учебных заведений (от 12 до 15 занятий в каждой программе).
       Центр готов представить соответствующие материалы, провести консульта-ции для специалистов различного уровня и квалификации, участвовать совместно в работе по составлению соответствующих программ.
     Когда мы восстановим традиционную семейно-родовую культуру, мы спасём семью и спасём Россию. И начинать нужно с образования населения.

ЕСЛИ МЫ  НЕ СДЕЛАЕМ ЭТОГО СЕЙЧАС — НАМ НЕ ПРОСТЯТ ЭТОГО ПОТОМКИ!

Действительный член (академик) Петровской Академии наук и искусств, руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой куль-туры им. Л.М. Савёлова, председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года, писатель и журналист

                А.С. Шуринов