Правление Лжедмитрия

Попкова Людмила
                Лжедмитрий оказался"...не сознательным обманщиком, а лишь орудием
                в чужих руках, направленным против царя Бориса"...
                Лжедмитрий был '...с умом естественным, лёгким, живым и быстрым,
                даром слова, знаниями школьника и грамотея, соединяя редкую
                дерзость, силу души и воли..."   
                /Н.М.Карамзин/

      В народе зрело недовольство Борисом, всё чаще обсуждалось убийство юного царевича Дмитрия, и всё чаще виновником его гибели называли Бориса Годунова.
Но после появления слухов о приближении к Москве Лжедмитрия было решено, что царевич выжил, а вместо него был убит другой мальчик. Смута разливалась по Руси,
одни стояли за Бориса (их было меньшинство), другие с восторгом ожидали прихода Лжедмитрия.
 Кто такой был этот Лжедмитрий? - Нет точного ответа на сегодняшний день. Вопрос этот насколько интересный, настолько и спорный. Действительно ли он сын грозного
царя? Или он, всё же, самозванец?
 До сих пор у историков нет согласия в этом вопросе. Не нам дано внести ясность, поэтому будем просто описывать произошедшие события, стараясь, по возможности, не давать им пристрастной оценки.
 Некоторые убеждены, что это законный государь - сын Иоанна Васильевича Грозного, другие - что это был Григорий Отрепьев, сын галицкого боярина, живший с рождения в Москве и бывший в услужении у бояр Романовых. Он объявился через некоторое время в Чудовом монастыре, помогал патриарху Иову, служа у него писарем.
 В это время он начал бахвалиться о том, что, если захочет, сможет быть царём на Москве. Узнав об этом, царь Борис приказал сослать его в Кириллов монастырь, но Григорий бежал в Галич, побегал по разным городам, попал в услужение к князю Вишневецкому, где ещё раз подтвердил своё, якобы  царское, происхождение.
 Поляки и Вишневецкий поверили ему, тем более, что он пообещал ввести в России католичество. Сам он католическую веру принял, но относился к этому без должного внимания. Поляки, взяв у Лжедмитрия обещание отдать им Смоленск и Северную землю, решили оказать ему помощь деньгами и воинами.
 Помимо этого, к  Лжедмитрию примкнули малороссийские казаки, и он пошёл на Москву, по пути захватывая  российские города, которые сдавались ему без боя: народ считал, что помогает восстановить справедливость: вернуть на трон настоящего царя.
 Царь Борис выслал навстречу Лжедмитрию пятидесятитысячное войско против его пятнадцатитысячного. Удивительно, но войско Лжедмитрия раэбило войско царское под командованием Мстиславского.
 После смерти Бориса Годунова на престол взошёл его сын - Феодор Иоаннович, светлый разумом и образованный, но властвовать ему долго не пришлось: его и его мать-царицу Марию, зверски убили, а его сестру Елену Лжедмитрий взял себе в наложницы. Путь к власти был свободен!
 Лжедмитрий отправился в Москву, и 20 июня 1605 года Москва встретила его с распростёртыми объятиями: с колокольным звоном и криками толпы, считающей, что, наконец -то, на троне будет законный царь, истинный сын российского царя.
 Самозванец картинно направился в собор и, подойдя, к гробу Иоанна Грозного, поклонился до земли и залился слезами ( люди думали, что это слёзы горести, а это были "крокодиловы слёзы"). На свидании с матерью -тоже притворные слёзы и объятия.
 21 июля Лжедмитрий был венчан на царство.
 С самых своих первых шагов на царском поприще Лжедмитрий думал о приобретении новых земель. Он приказал лить пушки и ядра и готовился к войне с турками, считая их главными врагами Российского государства.
 В обращении он был достаточно простым и добрым: прибавил жалованье служивым, перестроил думу, старался облегчить положение холопов, в некоторых областях отменил подход к ним как к рабам господ, вернул опальных: Филарета Романова, митрополита ростовского, Шуйским позволил тоже вернуться в Москву.
 Своим таким поведением он раздражал  польских "спонсоров", так как и не собирался выполнять своих обещаний по поводу  принятия в России католичества и выдачи городов. Однако, поляк Мнишек  согласился отдать за него свою дочь Марину, надеясь вскоре похозяйничать на Руси.
 12 ноября 1605 года прошло обручение Лжедмитрия и Марины Мнишек. На обручении Лжедмитрия представлял дьяк Афанасий Власьев, на первый взгляд - простой донЕльзя!
 Когда кардинал Мациевский спросил, как это принято, не обещался ли царь ещё кому-нибудь, дьяк ответил: "А почём мне знать? Он мне не говорил этого. Коли б  кому обещал, то сюда бы меня не прислал." Все присутствующие рассмеялись, но дьяк не смутился. И когда король начал поучать Марину - соблюдать польскую веру и обычаи,
Власьев сразу посерьёзнел и выговорил польскому послу: "Это оскорбительно для достоинства русского государя!" Вот вам и святая простота!
 8 мая 1606 состоялась свадьба, причём, Марина прежде была коронована на царство.
Вместо смещённого Иова присутствовал на свадьбе архиепископ-грек Игнатий.
 Народ полюбил нового царя, но раздражался поведением поляков, прибывших с ним, поскольку они вели себя, мягко говоря, недостойно.
 Помилованный Лжедмитрием боярин Василий Шуйский решил убрать его и возглавил заговор. В ночь с 16 на 17 мая по всей Москве, начиная с Ильинки,
 тревожно зазвонили колокола. Когда народ собрался, пытаясь узнать, что произошло,
Шуйские, Голицын и Татищев объявили, что необходимо немедленно спасать царя от поляков, готовых его погубить. Легковерный народ помчался разбираться с поляками, а в это время заговорщики отправились в Кремль. Единственный защитник, бывший при царе - Басманов- был заколот, а Лжедмитрию удалось бежать к стрельцам, которые пообещали защитить его. Но Шуйский заявил, что в таком случае, они пойдут в Стрелецкую слободу и перебьют жён и детей стрельцов. И этот аргумент вынудил стрельцов выдать Лжедмитрия, и он был застрелен Михаилом Молчановым.
 Затем Шуйский добился силой того , что Марфа, жена Иоанна Грозного, назвала Лжедмитрия самозванцем, сказав, что прежде она свидетельствовала под нажимом.
 Наивный наш народ снова уверовал, но теперь уже в то, что его обманули, и что, оказывается, это был не царь, а коварный обманщик. Люди были оскорблены обманом и, в отместку, целых три дня глумились над трупом "подлого обманщика", затем свезли и бросили в яму, присыпав землёй. Но кто-то с пеной у рта доказывал, что "труп Гришки вылезает из ямы и ходит повсюду". Тогда труп Лжедимитрия вырыли, сожгли, зарядили прахом пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл. Знай наших!
 А тайна осталась. Летописцы уверяли, что, когда Лжедмитрия упрекали, говоря, что он Гришка Отрепьев, он приводил настоящего Григория Отрепьева, служившего у патриарха Иова во дни царствования Лжедмитрия, жившего в Кремле у архимандрита Пафнутия. Ошибки быть не могло.
 Кроме, того, в Загоровском монастыре хранится книга с подписью Григория Отрепьева. Никакого сходства с почерком Лжедмитрия она не имеет.
 В Российской истории немало таких загадок. Разгадать их уже вряд ли удастся...