ОПУС 8

Анатолий Мальчевский
В ночлежке господина Раздеваева как всегда многолюдно. Завсегдатаи  играют в карты,пьют вино. И хотя господин Раздеваев строг,как говорят,к безобразиям,но
голь на выдумки хитра,запретами ее не испугаешь,всякий запрет обойти можно.
Кто-то смотрит телевизор,кто-то играет в шахматы и шашки. Новички присматриваются,стараясь понять здешние нравы.
- Заканчивай,братва,базар. Скоро блоходетель явится.
Господин Раздеваев производил каждый вечер в девять часов обход своего заведения на предмет выявления безобразий.к которым был строг,и недостатков обслуживания бездомных. Но бездомные и обслуживающий персонал были уже повязаны круговым обетом молчания,а потому безобразий и недостатков обнаружить не удавалось. Но господину Раздеваеву удавалось перемолвиться с посетителями
несколькими словечками,этому обстоятельству он всегда был несказанно рад - и.
казалось,что ради обстоятельств размолвок и устроил господин Раздеваев свое
благотворительное заведение.
И вот явление Раздеваева народу.
 Странный красавец лет пятидесяти. Уверенная походка. Торжественное лицо - ка-
залось,на нем всякое выражение будет величественным и соответствующим назначению
Пунтия Ефлемеевича на земле.
- Здравствуйте,братцы!
- Здорово жили! Всяческих вам благ,Пунтий Ефлемеевич!
Раздеваев улыбается.
- Вы тут никаких насилий не совершаете?
- Как можно-с!
Не проходной двор.а будто быть родной дом нам.
- То и славно,братцы,что вы в приюте умиротворяетесь и привыкаете не обижать
ближнего.
- Никак нельзя обижать! - ответствовал неприметный мужичок,коих на Руси тьма
великая. - Обиженный человек опасен. Человека обмануть надо. Обманутый человек
на себя серчает. Простить себе не может,что кто-то его хитрее. Примета
эгоизма.
Пунтий Ефлемеевич как-то странно покосился на неприметного.
- Тебя как же величают? - спрашивал он.
- Если бы величали! А то обзывают ведь.
Имя было,наверное. Забыл. На белом коне пришлось погарцевать...как победитель -
я в пивных баталиях завсегда первым был. В больнице все запамятовал.теперь
по новому учусь понимать всяческие деликатности.
- А если все забыл.то как помнишь,что перепить всех мог?
Господин Раздеваев ухмыльнулся. Замечательное ехидство.
- Вот не помню.как помню. Головоломка.
А,может,потому помню,что меня и теперь на стакан тянет. А в стакан что ни наливай6вино.водку.пиво,самогон - душа все принимает.
- Душа ли принимает? Душе претят всякие пороки.
- А какой порок,если блаженствие?!
- Ну,после чарки-другой и бывает приятная утомительность. Но если же напива-
ться до невразумительности,какое же блаженствие?
- Отсутствие,можно сказать,каких-либо притензий и к себе.и к обществу. При
здравом уме я ведь не могу признавать устроенной свою жизнь.когда дома нет.
работы нет,денег нет. При здравом уме на протест тянет. А во хмеле я не
буйствую.
- Но есть во хмелю и буйные.
- Это которые недопили. У них тогда в голове праздномыслие,никого не хотят
признавать лучше себя.
- Я,братец,спорить с тобой не стану,ибо я человек непьющий - а потому всех
этих хмельных состояний не знаю.
Однако.как тебя обзывают?
- Нехорошо обзывают. Стебанутый.
- Стебанутый?
- Ну,меня врде жизнь каким-то кнутом стебанула...а там уж через спину,по
заднице,или через плешь - кто знает! Тогда прыть у человека появляется.
- И какая же у тебя прыть?
- Я шибко разговорчивый. Недержание слова. Может,это болезнь какая?
- Так уж болезнь! У других вот обнаруживается недержание страсти. Недержание
стыда. Недержание совести. Мао ли еще каких недержаний можно припомнить
человеку!
- Вот недержание страсти. И крутит баба задом. А если у нее муж ревнивый?
Или недержание совести, Человек человека обманет,обворует,человек без
совести и убьет запросто.
Кто-нибудь как рыба об лед бьется - а живет в нищете. А кто-то и пальцем не
пошевелит - но ему и на благотворительность хватает.
Господин Раздеваев нахмурился. Наверное,упоминание о благотворительности
вызвало в нем какие-то воспоминания. Он что-то пробормотал,наклонился,будто
хотел побадаться с кем-нибудь,посмотрел исподлобья на собеседника.повернулся
и направился к выходу. Вслед ему смотрели с насмешкой,с недоумением.с нена-
вистью...
- Ты и впрямь Стебанутый!
Зачем же было напоминать этому Пунтюху о благотворительности!? От неожидан-
ности у человека сердце могло остановиться.
Все дружно засмеялись.
- Ведь он каждый вечер пел нам колыбельную:ну,прощайте.братцы! Здравия вам и
спокойного сна! А тут про все забыл! Шмыгнул как мышь...
- Ты ему почаще на мозоль наступай. Может,он перестанет надоедать своими
обходами.
- Человек столько наворовал у народа,что может позволить себе помочь нескольким
бедствующим миской супа и ночлегом.
- Ты думаешь.стал бы он задаром благотворительностью заниматься!? Ему за это
государство налоговое послабление дает.
Благотворительность - это хорошая мина при плохой игре.
- Благотворительностью нас не спасешь.
Все пороки.все бедствия.все ошибки,все несправедливости цивилизации вбиты в
нас молотом прогресса. От благ цивилизации мы и дохнем.
А ночлежками господа разные не от нас откупаются,им потусторонность мерещится -
вот они от мук совести и откупаются.
- Да ведомы ли им муки совести!
Всякий порок и всякое житейское зло есть избавление от совести.
Посмотришь на обывателя - кажется,сытенькое,здоровое,ухоженное,благополучное
человечество снаружи.а изнутри гнилое и дохлое,забитое бессмысленностью
предрассудков и желаний. Это еще хорошо.что мы своими лохмотьями и болячками
напоминаем о бедствиях человечества.
- Да что элитам твое напоминание!
Забыли они о бедствующем человеке. Но только мы.может быть,вовремя не ступили
на их путь. Это путь вырождения человека мыслящим существом.
А мы еще бодаемся с природой за разум.


Вечером следующего дня аккурат к приходу первых посетителей ночлежка господина
Раздеваева сгорела. Пожарная команда,конечно,суетилась. Но от благотворительного  заведения Раздеваева остались только закопченные стены.
У этих стен уже собралось множество разного народа:зеваки.врачи,служители закона
и сам господин Раздеваев.
Служитель правопорядка спрашивал у Раздеваева:
- Вы никого не подозреваете в поджоге?
- Можно ли знать всех своих недоброжелателей!?
- Но самых вероятных должны бы знать.
- Я думаю,могла быть неосторожность. Наконец.в любом деле может появиться
самое неожиданное лицо. Про него и не подумаешь,его сразу и не вспомнишь.
Он,может быть,и бросается в глаза - но совершенно по другому поводу.
Служивый развел руками.
- Будем искать.


Стебанутый появился так неожиданно,что Раздеваев не смог сказать ни слова,когда тот взял его за руку и увлек за угол какой-то развалюхи. Только за этим углом Раздеваев пришел в себя.
- Что тебе нужно,Стебанутый?
- А ты будто не знаешь,что нужно человеку!
Что нужно тебе?
Ты богатеешь. А рядом живут бездомные,нищие,нуждающиеся. Ты не понимаешь,почкму
они не могут проявить хватку.деловитость и прочие качества,чтобы богатеть рядом
с такими.как ты. А у них просто нет желания обманывать других людей,они не
умеют быть мошенниками,ворами,лжецами...
Нельзя богатеть честным трудом.
Всем нельзя быть предпринимателями.
Нужны обществу этим трудом,оказывается,нельзя не только разбогатеть,но и заработать на
достойную жизнь.
Труд - это единственный источник производства жизненых благ. Но оказывается.
труд не делает людей равными.
Что делать?
Ты не знаешь,что делать,ты растерялся от собственной беспомощности изменить
общественное устройство,ты решил заняться своим благополучием. Ты даже на
благотворительности хочешь заработать.
Организовал поджог собственной ночлежки. Получишь страховку.
- Как ты можешь об этом знать!?
- Догадываюсь.
- Догадка - это не факт,не улика. Ее к делу не пришьешь.
- А зачем мне дело на тебя заводить? Это не моя обязанность.
- Но улику против меня ищешь. Зачем?
- Ну,для этого мне и улика не нужна. Я просто хочу.чтобы ты знал,почему должен умереть.
- Умереть? Я здоров... - рассмеялся Раздеваев. - Должно быть,ты убить меня
хочешь. Чтобы,значит,восстановить социальную справедливость. А как быть с
человеческой справедливостью? Ты полагаешь,что я - негодяй.но я никого не убил. А ты сейчас станешь убивать меня. Убивать по некой добродетели,по некой идее.
Разве может быть идея убийства,добродетель убийства?
 Конечно,нет справедливости,добродетели убийства. Но есть необходимость
убийства.
- Необходимость преступления? Но если же можно убить по необходимости,то ведь
и украстьможно по необходимости. Чтобы оправдать себя,ты нашел какую-то
необходимость убийства. И я ведь могу найти себе оправдание.
Меня общество принудило,как и тебя.к безобразиям. Чтобы изменить общественные
условия существования,надо перебить кучу народа.
Не лучше ли сохранить все так,как есть?
- Но ведь такая же куча народа погибнет в социальных катаклизмах.
Значит,надо раз и навсегда покончить с обществом преступлений.
- Но ты хочешь покончить не с обществом,а со мной. Наконец,были революции.
Но ни одна революция не установила в обществе никакой справедливости.
Какую же революцию ты можешь предложить обществу?
Революцию личности? Чтобы никто не украл,не убил.возлюбил ближнего? Но эта
революция без ножа и бомбы. Это революция прооведи. Религия давно ведет эту
проповедь.
- Однако и религия оказалась бессильной перед обществом вражды и насилия.
Церковь стала приживалкой общества. Классовое общество извратило всех.
- Значит.надо убить всех.
Кому это под силу? Только природе с ее грозными и неотвратимыми стихиями. Вот
она пусть и разбирается с человеком,если уж сотворила его.
- Приода не соображает. Ей не понять,что сотворила она никчемное и бесполезное
существо.
- Природе и незачем понимать. Она действует и творит движением веществ и
энергий,соотношение их выверено до последнего шага эволюции.
- Значит.природа выверила и мой шаг,и движение моей руки. Мне надо только
ступить...
- И поднять руку...
Они стояли напротив,вглядываясь один в другого с неясной осторожностью...
Так поднялась ли рука?