Эксквизиция

Ндрей Глебов
Головная боль мучила Председателя вторую неделю, и он пребывал в мрачном настроении.
— Кто там следующий? — почти прошептал он, потирая виски.
— Ксимандр из Генотомбы, еретик, — голос Секретаря разносился эхом по гулкому помещению трибунала, причиняя Председателю дополнительные страдания, — по происхождению служащий второго разряда, сословная принадлежность — гражданский, родился в лето...
— В чем обвиняется? — перебил его Председатель, не открывая глаз.
Секретарь замешкался, перелистывая страницы дела.
— Вот... По показаниям попечителя уездного образовательного учреждения подсудимый неоднократно утверждал, что Земля круглая, тем самым распространяя невежественные суеверия среди...
— В самом деле? — оживился Председатель, — мы не покончили с ними в прошлый раз? Какие меры воздействия применялись?
— Стандартный набор, — быстро нашел Секретарь нужное место, — Увещевания... так... — он скользил глазами по длинному списку, — а, вот, «в качестве исключительной меры подсудимый был подвергнут адресной экзекуции седьмого уровня».
— Чайником? — догадался Председатель, — И что же? Упорствует.
— Точно так.
— Введите, посмотрим на него.
Раздался гонг, после чего в помещение втолкнули Ксимандра, от одного взгляда на которого брала оторопь. Впрочем, круглые очки в бронзовой оправе не были разбиты и поблескивали с некоторым даже вызовом. Он и не подумал опустить взгляд или хотя бы придать своему лицу виноватое выражение.
— Голубчик, — обратился к нему Председатель тихо и с тем особенным участием, от которого у знающих людей мурашки бегали по спине, — вы подтверждаете, что продолжаете упорствовать в своем заблуждении?
Ксимандр посмотрел по сторонам, видимо, не сразу сообразив, что человек на высоком кресле в середине зала обращается к нему.
— Я... я не вполне понимаю, — заговорил он, запинаясь, — вы... э... почему? Что за заблуждение вы имеете в виду?
Приподняв брови, Председатель бросил вопросительный взгляд на Секретаря. Тот молча пожал плечами, кивая на раскрытое дело.
— Вы утверждали, что Земля круглая, не так ли? — продолжал Председатель после паузы.
— Ну... э... а разве нет? — настороженно произнес Ксимандр.
Председатель внезапно ощутил новый прилив головной боли и сделал паузу, массируя виски. Ему вдруг захотелось закончить все поскорее и он повернулся к Секретарю:
— В деле говорится о том, что подсудимому было объяснено с приведением исчерпывающих аргументов современное состояние взглядов на форму Земли?
— Не менее трех раз, — подтвердил Секретарь.
— Подсудимый, какую форму имеет Земля?
На лице Ксимандра изобразилось подобие внутренней борьбы. Со стороны казалось, что он пытается что-то припомнить.
— Эм... Ну такая... Как бы... — он стал чертить руками в воздухе, — Вроде круглая, но...
— Ксимандр из... э...
— Из Генотомбы, — подсказал Секретарь.
— Ксимандр из Генотомбы. Эксквизиционный суд последней инстанции приговаривает вас к публичному сожжению на костре. Приговор обжалованию не подлежит и должен быть приведен в исполнение в течение суток с момента оглашения. Уведите.
Эхо разнесло удар гонга по залу Трибунала.
Когда крики Ксимандра утихли вдали и члены суда смогли вернуться к производству, Председатель обратился к Секретарю с необычным оживлением:
— Вот что, дружище, пусть на этот раз на площади приговор оглашают в новой редакции. Добавьте в текст следующее... — он задумался на пару секунд, — «...утверждал, что Земля имеет форму круга, преступно игнорируя общеизвестный и неоднократно доказанный факт, что планета Земля по форме представляет собой геоид специфической переменной формы обусловленной приливными деформациями. Эксквизиция напоминает, что в быту разрешается обозначать форму Земли терминами "эллипсоид вращения" либо, в крайнем случае, применять допустимую степень условности, считая Землю шарообразной».