Михаил Сопин - Жизнь в печальном Русском небе

Василий Макаров
Михаила Сопина часто рассматривают как поэта военного времени, или как поэта пережившего суровые сроки заключения и описывающие изнанку человеческой мирной жизни. Иногда его ещё рассматривают как тонкого лирика и тому есть причины. У Михаила Сопина достаточно стихотворений, в которых выражается тонкая душевная привязанность, сострадание и любовь.

Но для меня было бы интересно рассмотреть этого поэта даже не столько как поэта, как скорее как философа. Многие литераторы пользуются в своих произведениях сложными и многозначными символами. На распаковку некоторых символов уходят труды поколений творцов, достаточно вспомнить лишь эпоху романтизма. Но далеко не многие творческие люди способны создавать в своих произведениях новые смыслы и совершенно новые образы. Такие произведения, став достаточно известными, способны влиять на творчество последующих поколений писателей, поэтов, художников и музыкантов.
Именно новые смыслы и образы стали для меня предметом изыскания, когда я знакомился с творчеством Михаила Сопина. И результаты этой работы я представляю в данном тексте.

Итак, приступим.

        Цена человеческой жизни

ВЫ СЛЫШИТЕ?..

Вы слышите – были мы, были
Кочующей горсточкой
Мыслящей
Пыли…
Апрель 2004 г.

Человека отличает от всей живой природы одна исключительная особенность. Человек способен осознавать всю трагедию своего существования, способен осознавать реальную цену своей жизни и своим поступкам. Война и заключение в лагерях весьма способствовали тому, чтобы оценивать человека в рамках русских поговорок «грош цена твоей жизни» и тому подобных.

Но в этом стихотворении мы видим гораздо более сильное сравнение. Мыслящая пыль это не просто нулевая цена, это скорее цена отрицательная. Мало кто согласится мириться с клоками пыли, лежащими по углам нашего дома. Отсутствие пыли и грязи воспринимается как норма и условный «нулевой» уровень.

В этом стихотворении автор не просто в предельно простой форме показывает нам «грязного» или «грешного» человека. Он ставит вопрос о том, был бы лучше этот мир, если бы в нём не было человека?

Известно, что никто другой в живой природе, кроме человека, не способен устраивать такие жестокие явления как война. Никто другой не способен так издеваться над существами своего же вида. Никто другой не может так небрежно относится к священной и сакральной Жизни. Как показал нам ХХ век, человек действительно способен уничтожить всё живое на земле из-за глупости, жадности и узких политических интересов.

Но автор не просто ставит перед нами проблему, он также даёт нам ключ. Мыслящая пыль пусть не способна к позитивным действиям, у неё на это не хватит единства и согласованности. Но она способна к самому главному - думать. Думать о себе, о смысле своего существования, о своём месте в огромном безбрежном Космосе. Именно самоосознание является источником глубоких душевных страданий человека, но оно же и является средством для самопознания и очищения. Пока мыслящая пыль не потеряла способности думать, она может преобразиться в разумную, светлую позитивную силу. Но путь этот долог, а автор показал нам самое его начало.

        В печальном Русском небе

В ПЕЧАЛЬНОМ РУССКОМ НЕБЕ
Пусть жизнь моя
Темна и нелегка,
Пусть я сейчас для многих не потребен,
Но убежден, что буду жить в веках
Одной из звезд
В печальном русском небе.
1969

В этом стихотворении автор показывает нам то, с чем многие русские люди согласятся, что совпадает с их внутренним мироощущением, но что весьма не просто сформулировать и выразить словами.

Автор говорит нам о том, что Россия это не столько страна имеющая определённые границы на земле. Россия это страна, значимая часть которой находится не на земле, а на небе. Тысячелетняя история Руси как государства совпадает с тысячелетней историей русского христианства чуть более, чем полностью. Именно христианство сделало возможным объединение разрозненных славянских племён и княжеств в единое государство. Именно глубоко духовное христианство восточного толка, в противовес западному схоластическому, дало возможность проявиться русской выносливости и крепости.

Небо всегда для русского человека было союзником и поддержкой. Именно там черпал русский человек силы, когда сил уже не было. Из истории мы знаем, что особенно сильно все удивительные качества русских людей проявлялись в освободительных войнах против внешних захватчиков. Это становится понятным, когда мы узнаём, что Небо это не только сила, Небо это высшая справедливость, милость к страдающим и спасение. Именно там находятся все наши герои, сподвижники, мученики. И именно там будем все мы, кто чувствует и понимает значимость Русского Неба для всех живущих на земле.

         Симулякра жизни

В БЕСФИНИШНЫХ БЕГАХ
Я вижу мир:
Низвергнут в черный дым
Горящих истин
И самосожжений...
Я вижу мир печальным и седым,
Спешащим к иксу
Поступью саженной.
И беспредметность движущихся лиц
К неясной и недостижимой цели,
С безумными гримасами, на сцене
Насущных дней
И меж кулис – вдали.
Вперед
К самообману и коварству!
Изнемогай в бесфинишных бегах.
Вперед, марионеточное царство,
На исповедь к сценическим богам.
15 октября 69 г.

В 1969 году ничего не предвещало трагедии распада государства, которое мы увидели в 1991. Всего за 8 лет до этого времени написания этого стихотворения Гагарин совершил свой полёт, страна находилась на пике своего экономического, военного и научного потенциала. И в это время автор пишет о том, что государство не имеющее твёрдой основы обречено. В чём же заключается «ненастоящесть» этого марионеточного царства?

Тут нужно отвлечься и освежить в памяти некоторые основы коммунистической идеологии. Социалистический строй имел множество преимуществ перед другими, сталинская конституция 1936 года была самой прогрессивной на то время во всём мире. Но был при этом весьма значительный минус. Коммунизм отрицал Бога, а значит и всё то Русское Небо, которое веками хранило наших предков на 1/6 части суши. Коммунисты решили сами построить «рай» на земле. Нам теперь известно, что у них в конце концов не получилось, но в те года это было очевидно далеко не всем.
Автор в последней строчке упоминает сценических богов, к которым спешит это царство. Очевидно, что свято место пусто не бывает, и в том числе по этому в коммунистическом пантеоне возникли свои боги.

Михаил Сопин, как человек переживший войну, не понаслышке знал, что в окопах не бывает атеистов. Он чувствовал и понимал эту тонкую связь с Всевышним, которая живёт у русского человека в сердце. И, по высшему закону, всё ненастоящее рано или поздно рушится и уходит в небытие. Только настоящие истины могут жить вечно.

        Лицо пустоты

СТРАШИСЬ БЕЗЛИКОЙ ТИШИНЫ...
Страшись безликой тишины,
Когда в безумной круговерти
И жизнь, и смерть обобщены
В таинственное жизне-смертье,

Где по команде слезы льют
И выше смысла ставят фразу,
И любят нищие салют,
И умирают по приказу.

В этом стихотворении автор весьма остро ставит проблему ценности личности. Обезличенная же масса людей выступает как антигерой, которого нужно опасаться. Обезличенность человека часто имеет функцию ухода от ответственности, не даром преступники стремятся скрывать свои лица. Но при этом уход от отвественности за свою жизнь ведёт человека в «таинственное жизне-смертье».

Любая попытка переложить свою ответственность на других, приказ ли это, или «все так живут», уменьшает жизнь человека. Причём уменьшает не в годах и в днях, а в тонкой градации отличающей осмысленную человеческую жизнь от бездумного животного существования.

Только не пряча собственное лицо и целиком принимая награды и наказания за собственные поступки мы становимся не массой или толпой, но Человеками.

         До размера Вселенной сжимая зрачки…

ЖИВУЩИМ РУКУ ПРОТЯНУ
Капель роняют провода.
Последний лист пожух.
Во след размывшимся годам
Я слова не скажу.
Войдя
В заснеженную муть,
Подстать моей судьбе,
Я молча руку подниму -
Туда, где нет небес.
За то,
Что дальний звездный свет
Мне столько лет не гас.
За то, чего в помине нет -
Снега, снега, снега.
Из глубины,
Где нет минут,
Нет света,
Нет огня,
Живущим -
Руку протяну
Туда -
Где нет меня.

В человеческой среде постоянно идёт борьба между двумя противоположными началами. Одно из них стремится к комфорту и покою. Для него важен маленький уютный мирок, где всё известно и знакомо. Другое начало не даёт спокойно жить ни тем ни другим. Его манит неизведанное. Его волнует далёкое. Оно имеет способность преодолевать «хребты веков» и тысячи километров расстояний. Можно называть это чувство пассионарностью по Гумилёву, либо как то иначе, но сути это не меняет. Человек живёт пока он двигается, пока стремится туда, где он не был, пока он видит дальний звёздный свет. И самое ценное для человека - это найти таких же живущих, неуёмных искателей, и передать им свою силу и поддержку. Чтобы они дошли туда, куда я сам не смог.

           Горящее сердце в темноте

Я ДАВНО УЖ ЖИВУ, НЕ СМЕЯСЬ...
Я давно уж живу,
Не смеясь,
В суматохе неясных веселий.
И не дом, не земля
Мне семья,
А раздумья, что в душу осели.
Что ищу я и чего я хочу?
Чтобы сердце не мяли, не лапали,
И не выцветших капельку чувств
С незапятнанной радости каплей.
Я бы мог не живые года
Позабыть ради вечного света,
Только с верой до искры отдать
В руки тем,
Кто пойдет с эстафетой,
Чтоб они не боялись в пути
В этом дико клокочущем мраке,
Если нужно огонь донести,
Свое сердце зажгли, словно факел.
21 ноября 69 г.
ГУЛАГ, «Спецлес».

Это стихотворение во многом перекликается с предыдущим «Живущим руку протяну». Автор говорит нам о том, что избранность человека часто обозначает жертвенность. Что донести огонь можно лишь сжигая себя, своё сердце. Особенный смысл оно приобретает, если знать о том, что оно написано во время заключения в Гулаге. И если Пушкинский «Пророк» хоть и влачился в пустыне мрачной, но всё таки был свободен. То Михаил Сопин уже был жертвой, осуждённой и заключённой, но при этом, как и «Пророк» понимал свою задачу «глаголом жечь сердца людей». И более того, осознавал, насколько важно передавать свою пророческую ношу следующему поколению.

        «Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе»

К ИСХОДУ ДЕНЬ
К исходу день.
Хлеб черный есть на ужин.
Я никому
И мне никто не нужен:
Ни друг, ни враг,
Ни раб, ни господин.
Я в этот мир,
Прекрасный и позорный,
Распяленный свободой поднадзорной,
Один пришел
И отойду один.

Отношения человека и окружающего общества всегда были предметом пристального рассмотрения всех литераторов. Но мало кто заострял внимание на вопросе перманентного одиночества. Этот стих в чём то перекликается с фразой Марины Цветаевой: «Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России… Эмигрант из Бессмертья в время, невозвращенец в свое небо.»

Не всякий человек может так остро чувствовать свою уникальность. Не в том смысле, что я чем то лучше другого человека. А в том смысле, что вселенная внутри меня не имеет копии, она родилась вместе со мной и вместе со мной умрёт. И у меня нет шансов за свою короткую жизнь исчерпать даже малую толику того, что находится во мне. 

И как невозможно разделить с кем либо своё рождение и свою смерть, так и нет возможности разделить с кем либо свою жизнь. Она твоя и только твоя, тебе Богом данная и с тебя Он за неё спросит.